СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Биосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Биосфера"»

Тема урока: «Биосфера – земная оболочка».   В учеб. § 48. стр.124

Тема урока: «Биосфера – земная оболочка».

В учеб. § 48. стр.124

 Цель урока: выяснить значение биосферы;  сформировать понятие «биосфера»;  раскрыть роль живых организмов в биосфере;  выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере;   показать необходимость охраны биосферы.

Цель урока:

  • выяснить значение биосферы;

  • сформировать понятие «биосфера»;

  • раскрыть роль живых организмов в биосфере;

  • выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере;

  • показать необходимость охраны биосферы.
Среди известных ученым планет Земля – единственная, где обнаружена жизнь. Различные ее формы образуют «живую природу», занимающую собственную оболочку планеты – биосферу .  БИОСФЕРА - «ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»

Среди известных ученым планет Земля – единственная, где обнаружена жизнь. Различные ее формы образуют

«живую природу», занимающую собственную оболочку планеты – биосферу .

БИОСФЕРА - «ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»

В процессе эволюции на Земле образовалась  особая оболочка – биосфера  (греч. bios «жизнь»). Этот термин первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс Информация о биосфере накапливалась постепенно,  с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений

В процессе эволюции на

Земле образовалась

особая оболочка –

биосфера

(греч. bios «жизнь»).

Этот термин

первым ввёл

в 1875 году

австрийский ученый

Эдуард Зюсс

Информация о биосфере

накапливалась постепенно,

с развитием таких наук,

как ботаника, почвоведение,

география растений

В 20е гг ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере»  – оболочке Земли, населенной живыми  организмами.  «…На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”. В.И. Вернадский

В 20е гг ХХ века

выдающийся

русский ученый академик

Владимир Иванович

Вернадский (1853-1945)

разработал

«Учение о

биосфере»

– оболочке

Земли, населенной живыми

организмами.

«…На земной поверхности

нет химической силы более

постоянно действующей,

а поэтому более

могущественной по своим

конечным последствиям,

чем живые организмы,

взятые в целом”.

В.И. Вернадский

Биосферу составляет живое вещество планеты , представленное микроорганизмами, грибами, растениями, животными и человеком

Биосферу составляет живое вещество планеты , представленное

микроорганизмами, грибами, растениями, животными и человеком

Биосфера связана с другими оболочками Земли и состоит из:  собственно живого вещества (т. е. созданного и преобразованного организмами); косного вещества (образованного геологическими процессами, например горные породы); биокосного вещества (сочетание живого и неживого вещества, например почва). Таким образом, биосферу нельзя связывать только с живым веществом, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты.

Биосфера связана с другими оболочками Земли и состоит из:

  • собственно живого вещества (т. е. созданного и преобразованного организмами);
  • косного вещества (образованного геологическими процессами, например горные породы);
  • биокосного вещества (сочетание живого и неживого вещества, например почва).

Таким образом, биосферу нельзя связывать только с живым веществом, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты.

С течением сотен миллионов лет разнообразие живых организмов увеличивалось.  Одни формы жизни дожили до сегодняшних дней. Такие виды называют реликтовыми . Например, секвойя из Северной Америки или Драконово дерево с Канарских о-вов

С течением сотен миллионов лет разнообразие живых организмов увеличивалось.

Одни формы жизни дожили до сегодняшних дней.

Такие виды называют реликтовыми .

Например, секвойя из Северной Америки

или Драконово дерево с Канарских о-вов

Другие виды по разным причинам вымерли (например, гигантские рептилии – динозавры)

Другие виды по разным причинам вымерли

(например, гигантские рептилии – динозавры)

Третьи – развивались, что приводило к появлению более сложных форм живого. Вершиной этого процесса развития жизни явилось появление человека.

Третьи – развивались, что приводило к появлению более сложных форм живого.

Вершиной этого процесса развития жизни явилось появление человека.

Такой была Земля в период  возникновения на ней жизни Считается, что за всю историю жизни на Земле в биосфере существовало около полумиллиарда видов!  Сегодня ученые-биологи насчитывают на планете порядка 2 миллионов  видов живых существ.  Формирование биосферы продолжается и сейчас.

Такой была Земля в период возникновения на ней жизни

Считается, что за

всю историю жизни

на Земле в биосфере

существовало около

полумиллиарда видов!

Сегодня ученые-биологи

насчитывают на планете

порядка 2 миллионов

видов живых существ.

Формирование

биосферы

продолжается и сейчас.

Такой была Земля в период  возникновения на ней жизни

Такой была Земля в период возникновения на ней жизни

Биосфера связана с атмосферой круговоротом газов.

Биосфера связана с атмосферой круговоротом газов.

Долгое время загадкой для ученых был вопрос о чистоте воды озера Байкал. Как такой огромный водоем может самоочищаться? В итоге было установлено, что очищают эту громадную водную массу маленькие рачки-эпишура, напоминающие креветок. В течение года они несколько раз фильтруют воду  в Байкале

Долгое время загадкой для ученых был вопрос о чистоте воды озера Байкал.

Как такой огромный водоем может самоочищаться? В итоге было установлено,

что очищают эту громадную водную массу маленькие рачки-эпишура,

напоминающие креветок. В течение года они несколько раз фильтруют воду

в Байкале

Окаменелые растения или останки животных участвуют как в формировании горных пород , так и в их разрушении – органическом выветривании  янтарь

Окаменелые растения или останки животных участвуют как в формировании

горных пород , так и в их разрушении – органическом выветривании

янтарь

Как происходит круговорот веществ в биосфере?

Как происходит круговорот веществ в биосфере?

1.Изучением биосферы занимался: а) М. В. Ломоносов; в) В. В. Докучаев. б) В. И. Вернадский; 2. Какая оболочка включает части других оболочек: а) биосфера; б) атмосфера; в) литосфера; г) гидросфера? 4. Какие растения называются реликтовыми? 3. Выберите верные утверждения: 1. Область обитания живых организмов на Земле охватывает верхние слои литосферы, гидросферу, нижние слои атмосферы. 2. Биосфера возникла раньше всех оболочек Земли. 3. Человек — часть органического мира нашей планеты.

1.Изучением биосферы занимался:

а) М. В. Ломоносов; в) В. В. Докучаев.

б) В. И. Вернадский;

2. Какая оболочка включает части других оболочек:

а) биосфера; б) атмосфера; в) литосфера; г) гидросфера?

4. Какие растения называются реликтовыми?

3. Выберите верные утверждения:

1. Область обитания живых организмов на Земле

охватывает верхние слои литосферы, гидросферу, нижние слои атмосферы.

2. Биосфера возникла раньше всех оболочек Земли.

3. Человек — часть органического мира нашей планеты.

 Домашнее задание:  § 48-49 читать, вопросы (устно) Презентация на тему « Жизнь и деятельность В.И Вернадского». и деятельность В.И Вернадского

Домашнее задание:

  • § 48-49 читать, вопросы (устно)
  • Презентация на тему « Жизнь и деятельность В.И Вернадского». и деятельность В.И Вернадского


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!