Буквы O и Ё
после шипящих
в корне
Лингвистическая разминка
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1. На то и печь , чтобы в ней хлеб печь .
2. Снежное покрывало всё поле покрывало .
3. Стою на нашем берегу , покой границы берегу .
Лингвистическая разминка
Разберите по составу выделенные слова. Как называется буква Е?
Маленький дубочек
Спрятался в жёлтый клубочек.
Можно ли объяснить написание буквы Ё в слове ЖЁЛТЫЙ?
Подберите к словам однокоренные с буквой Е:
жёлудь
шёпот
пчёлка
шёлк
желудёвый
шепчет
пчелиный
шелковистый
Подберите к словам однокоренные с буквой Е:
шов
шорох
капюшон
крыжовник
шомпол
Сделаем вывод: когда в корне после шипящих пишется буква Ё, а когда – О?
Составим опорную схему
Исключения:
ш о в
ш о рох
капюш о н
крыж о вник
ш о мпол
ш о рты
обж о ра
ч о порный
Украсьте дерево плодами
Потренируемся!
расч..ска
ш..рох
приш..л
крыж..вник
Ё
Ё
О
О
Ё
О
Ё
О
7
Упражнение 1.
Спишите текст, обозначьте орфограммы.
Солнце глянуло сквозь щ..лку,
Свесив огненную ч..лку,
Вышел ёж? с сапожн..й щ..ткой,
З..н..лся работой ч..ткой.
Я. Козловский
Проверим!
Сквозь щёлку
чёлку
сущ. 2 скл.
ёж
какой?
с сапожной щёткой
/
/
занялся (заняться)
чёткой
Поразмышляем!
Определите часть речи у выделенных слов.
Вчера вечером на улице Садовой
произошёл поджог сарая. Пока не
установлено, кто поджёг сарай.
что? сущ.
что сделал? гл.
Сделайте вывод, от чего зависит написание
корней –жог-жёг-
Упражнение 2.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
1. Ч..рные вороны наблюдали с вершины за округой. 2. Во время подж..га злоумышленник ож..г руку. 3. Весной звонче всех белощ..кие синички поют. 4. Подж..г хворост – получил ож..г руки. 5. Перед рассветом с ш..рохом ш..лка оседает изморозь. (Н.И. Сладков) 6. Во дворе идёт дождь, ч..рный сад шумит от ветра, тоскливо и однообразно журчит вода в дождевом ж..лобе. (В.В.Вересаев)
ё
о
ё
ё
ё
о
о
ё
ё
ё
Словарная работа
Запомните слова, в которых пишется безударная гласная О. Это словарные слова.
Шофёр
шоколад
шоссе
жокей
жонглёр
шотландец
Запомните рифмовку
Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник,
Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник,
Капюш о н, ж о кей, чащ о ба,
Ш о рох, ч о порный, трущ о ба.
Упражнение 3.
Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.
1. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш..лковые косы. (С.Есенин) 2. Легкий ветер гнал с ш..рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Выехав на ш..ссе, ш..фёр остановил машину.4. Ветер что-то наш..птывал березкам. 5. Мороз покусывал нос и щ..ки. 6. Елочка стала р..сти, а береза прикрывала ее от ож..гов солнца и мороза. (М.Пришвин) 7. У обж..ры на ш..ртах лопнул ш..в.
Проверим!
шёлковые
расти
с шорохом
от ожогов
шоссе, шофёр
у обжоры
на шортах
нашёптывал
щёки
искл.
сущ.
сл. сл.
сл. сл.
искл.
искл.