СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Чередование букв Е-И в корнях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Чередование Е-И в корнях"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Чередование букв Е-И в корнях"»

Урок русского языка  5 класс Подготовила: учитель русского языка и литературы Галактионова Эльвира Викторовна

Урок русского языка 5 класс

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Галактионова Эльвира Викторовна

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                     Николай Васильевич Гоголь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                  

Николай Васильевич Гоголь

1 . Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы.  2. Распределите слова на группы, в зависимости от типа орфограммы. Назовите тип орфограммы Поб...жал, изл..гаю, см_тана, прил_гательное, л_пата, гнезд..вая, заст..ялся, к..снусь, соб_рать, г_зон, в_н_грет, к..сательная, г_р_зонт, з..л..тистый, б_т_рея, зап_рать, возл_гать, м_дведь. ПобЕжал, излАгаю, смЕтана, прилАгательное, лОпата, гнездОвая, застОялся, кОснусь, собИрать, гАзон, кАсательная, гОрИзонт, зОлОтистый, бАтАрея, запИрать, возлАгать, мЕдведь. Корни с проверяемой гласной: побЕжал, гнездОвая, застОялся, зОлОтистый, Корни с чередованием гласной: излАгаю, прилАгательное, кОснусь, собИрать, кАсательная, запИрать, возлАгать, Словарные слова: смЕтана, лОпата, гАзон, гОрИзонт, бАтарея, мЕдведь.

1 . Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы. 2. Распределите слова на группы, в зависимости от типа орфограммы. Назовите тип орфограммы

  • Поб...жал, изл..гаю, см_тана, прил_гательное, л_пата, гнезд..вая, заст..ялся, к..снусь, соб_рать, г_зон, в_н_грет, к..сательная, г_р_зонт, з..л..тистый, б_т_рея, зап_рать, возл_гать, м_дведь.
  • ПобЕжал, излАгаю, смЕтана, прилАгательное, лОпата, гнездОвая, застОялся, кОснусь, собИрать, гАзон, кАсательная, гОрИзонт, зОлОтистый, бАтАрея, запИрать, возлАгать, мЕдведь.
  • Корни с проверяемой гласной: побЕжал, гнездОвая, застОялся, зОлОтистый,
  • Корни с чередованием гласной: излАгаю, прилАгательное, кОснусь, собИрать, кАсательная, запИрать, возлАгать,
  • Словарные слова: смЕтана, лОпата, гАзон, гОрИзонт, бАтарея, мЕдведь.
Что вызвало затруднение?  Почему возникло затруднение? Какова тема нашего урока ? Каковы цели урока? Выяснить условия, когда в корне с чередованием пишется Е, а когда И. Определить корни, в которых может встретиться чередование Е-И. Научиться правильно писать слова, где есть чередование гласных. Познакомиться с правописанием корней с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с чередованиями.

Что вызвало затруднение? Почему возникло затруднение?

Какова тема нашего урока ?

Каковы цели урока?

  • Выяснить условия, когда в корне с чередованием пишется Е, а когда И.
  • Определить корни, в которых может встретиться чередование Е-И.
  • Научиться правильно писать слова, где есть чередование гласных.

Познакомиться с правописанием корней с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с чередованиями.

ПОЧЕМУ ТАК ПИШЕТСЯ? ????? ????? Приложу Изложу Коснусь  Задеру Расстелить Вытереть Отпереть Разберу Блестеть Выжег Прилагаю Излагаю Касаюсь  Задирать Расстилать Вытирать Отпирать Разбирать Блистать Выжигать

ПОЧЕМУ ТАК ПИШЕТСЯ?

?????

?????

  • Приложу
  • Изложу
  • Коснусь

  • Задеру
  • Расстелить
  • Вытереть
  • Отпереть
  • Разберу
  • Блестеть
  • Выжег
  • Прилагаю
  • Излагаю
  • Касаюсь

  • Задирать
  • Расстилать
  • Вытирать
  • Отпирать
  • Разбирать
  • Блистать
  • Выжигать
Бл..стеть, наст..лать, бл..стательный, заст..ранный, выж..чь, выж..гать, зад..рать, зад..рет, зам..рать, зам..реть, отт..реть, проб..рается, зап..реться, зап..раться, обж..чь,ист..реть, обд..рать, бл..стать, обд..рет, обж..гать, обм..реть, обм..рать, отп..раться, прим..рять(подравшихся), отп..реть, отт..рать, проб..рется, расч..т, рассч..тать, зам..реть, ум..рать, прим...рять (платье), наст..ленный,

Бл..стеть, наст..лать, бл..стательный, заст..ранный, выж..чь, выж..гать, зад..рать, зад..рет, зам..рать, зам..реть, отт..реть, проб..рается, зап..реться, зап..раться, обж..чь,ист..реть, обд..рать, бл..стать, обд..рет, обж..гать, обм..реть, обм..рать, отп..раться, прим..рять(подравшихся), отп..реть, отт..рать, проб..рется, расч..т, рассч..тать, зам..реть, ум..рать, прим...рять (платье), наст..ленный,

Физкультминутка

Физкультминутка

«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, зам..рла»    «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала соб..раться на  родину»   «Горько заплакала Элиза и тайком  ушла из дворца. Целый день брела она  по полям и болотам, проб..раясь к лесу»  «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой  синий клетчатый передник, ра(с-сс)т..ли его на полу и смело хватай  собаку»  «- Что это за сборище у свиных закуток? –спросил он себя, прот..рая глаза и надевая  очки. – Э, да это фрейлины  опять что-то затеяли!»

«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять,

извиваться, прыгать и, наконец, зам..рла»

 

«Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала соб..раться на  родину» 

«Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, проб..раясь

к лесу» 

«Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, ра(с-сс)т..ли его на полу и смело хватай собаку»

«- Что это за сборище у свиных закуток? –спросил он себя, прот..рая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»

3. В каком глаголе пишется -Е-?      а) расст_латься           б) выд_ру        в) отм_рать         г) раст_рать 4. В каком глаголе пишется -И-?      а) забл_стеть               б) (всё) зам_рло      в) подп_рать  г) подст_лить 5. В каком глаголе пишется –И-? а ) выч..тание б) расст..лю в) отм..реть г) забл..стеть 1. В каком глаголе пишется -Е-?     а) отп_рать               б) заст_лать     в) зам_реть     г) заж_гать  2. В каком глаголе пишется -Е-?       а) пост_лить             б) изб_рать       в) отбл_стать        г) прод_раться
  • 3. В каком глаголе пишется -Е-? 
  •     а) расст_латься      
  •     б) выд_ру      
  • в) отм_рать       
  • г) раст_рать
  • 4. В каком глаголе пишется -И-? 
  •     а) забл_стеть          
  •     б) (всё) зам_рло    
  • в) подп_рать
  • г) подст_лить
  • 5. В каком глаголе пишется –И-?
  • а ) выч..тание
  • б) расст..лю
  • в) отм..реть
  • г) забл..стеть
  • 1. В каком глаголе пишется -Е-?
  •     а) отп_рать          
  •     б) заст_лать  
  •   в) зам_реть   
  • г) заж_гать 
  • 2. В каком глаголе пишется -Е-?  
  •     а) пост_лить        
  •     б) изб_рать    
  •   в) отбл_стать     
  •   г) прод_раться
- Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? -Какое настроение у вас сейчас?

- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

Домашнее задание Упражнение в учебнике (спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму) 2. Выпишите из произведений, включенных в учебник «Литература», 5 предложений, где встречаются слова с изученной орфограммой. 3. Мини-сочинение: «Как поспорили Е и И…»

Домашнее задание

  • Упражнение в учебнике (спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму)

2. Выпишите из произведений, включенных в учебник «Литература», 5 предложений, где встречаются слова с изученной орфограммой.

3. Мини-сочинение: «Как поспорили Е и И…»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!