СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Числительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Числительное как часть речи"»

Число

Число

Разминка  На каких явлениях лексики построено  стихотворение. И. Иртеньева?   Про Семёна Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живет замками, И зовут его Семён. Во лбу семь пядей- очень умный На неделе пятниц семь -о том, кто часто меняет свои решения Семимильными шагами -очень быстро идти За семью замками -спрятан тщательно, недоступен Выпишите фразеологизмы, объясните их значение .

Разминка На каких явлениях лексики построено стихотворение. И. Иртеньева?

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

Во лбу семь пядей- очень умный

На неделе пятниц семь -о том, кто часто меняет свои решения

Семимильными шагами -очень быстро идти

За семью замками -спрятан тщательно, недоступен

Выпишите фразеологизмы, объясните их значение .

Определите, что общего в рядах слов? Какие слова лишние? 1. Семь,   седьмой, семерка, семья.  2. Тройка, три, троица, третий, трояк.

Определите, что общего в рядах слов? Какие слова лишние?

1. Семь,   седьмой, семерка, семья.

2. Тройка, три, троица, третий, трояк.

«Лишние слова» Семь, седьмой Определите, какие это части речи? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Что обозначают? - Как изменяются? - Чем являются в предложении?

«Лишние слова»

Семь, седьмой

Определите, какие это части речи?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

По материалам  «Энциклопедии для детей» «Языкознание. Русский язык»  Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи ( существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное –  уникальная часть речи.

По материалам «Энциклопедии для детей» «Языкознание. Русский язык»

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи ( существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

Имя числительное –

уникальная часть речи.

Верные и неверные утверждения. 1…имена числительные отвечают на вопросы «сколько?», «который?» «какой?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4….все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. числительные имеют общие признаки с существительными; 7…они имеют общие признаки с прилагательными; 8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9….числительное не может состоять из 3 слов; 10….числительные бывают количественные и порядковые .

Верные и неверные утверждения.

1…имена числительные отвечают на вопросы «сколько?», «который?» «какой?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4….все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. числительные имеют общие признаки с существительными;

7…они имеют общие признаки с прилагательными;

8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9….числительное не может состоять из 3 слов;

10….числительные бывают количественные и порядковые .

денотатный граф Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

денотатный граф

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ   Обозначает Является Отвечает Сочетается Делится Употребляется Изменяется

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Обозначает

Является

Отвечает

Сочетается

Делится

Употребляется

Изменяется

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ   Обозначает  – число, количество, порядок предметов при счёте. Отвечает  – на вопросы «сколько?, который?» Делится  – на 2 разряда: количественные и порядковые. Изменяется  – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые). Является  – любым членом предложения. Сочетается  – с существительными, местоимениями, глаголами. Употребляется  – в устной и письменной речи (документы).

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Обозначает  – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает  – на вопросы «сколько?, который?»

Делится  – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется  – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является  – любым членом предложения.

Сочетается  – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется  – в устной и письменной речи (документы).

Автор и название произведения? Выпиши числительное, укажи разряд (порядковое или количественное) 1. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. 2. Двенадцать лет не видал он своей родины 3. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. 4. Первому, старшему изо всех, Феде,вы бы дали лет четырнадцать 5. Природа мать ему дала два мощных, два живых крыла

Автор и название произведения? Выпиши числительное, укажи разряд (порядковое или количественное)

1. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают.

2. Двенадцать лет не видал он своей родины

3. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли.

4. Первому, старшему изо всех, Феде,вы бы дали лет четырнадцать

5. Природа мать ему дала два мощных, два живых крыла

Автор и название произведения? Выпиши числительное, укажи разряд. 1. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. («Левша» Николай Семенович Лесков) - количественное 2. Двенадцать лет не видал он своей родины («Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин) - количественное 3.В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. («Три пальмы» Михаил Юрьевич Лермонтов) - количественное 4. Первому, старшему изо всех, Феде,вы бы дали лет четырнадцать («Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев) – порядковое, 14 - количественное 5. Природа мать ему дала два мощных, два живых крыла («С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев) - количественное

Автор и название произведения? Выпиши числительное, укажи разряд.

1. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. («Левша» Николай Семенович Лесков) - количественное

2. Двенадцать лет не видал он своей родины («Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин) - количественное

3.В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. («Три пальмы» Михаил Юрьевич Лермонтов) - количественное

4. Первому, старшему изо всех, Феде,вы бы дали лет четырнадцать («Бежин луг» Иван Сергеевич Тургенев) – порядковое, 14 - количественное

5. Природа мать ему дала два мощных, два живых крыла («С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев) - количественное

Количественные числительные могут быть любым членом предложения. На компьютерном столе лежали две дискеты. Концерт начнется в пять часов. Я купил шестнадцать роз.  Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения  Мне подарили второй том увлекательной книги .  После шестого урока состоится классный час.

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения

Мне подарили второй том увлекательной книги .

После шестого урока состоится классный час.

Верные и неверные утверждения. 1. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?», «который?» «какой?» + 2. Имен числительных в языке очень немного - 3. Имена числительные изменяются по падежам + 4. Все числительные можно записать цифрами - 5. Эта часть речи может быть только определением - 6. Числительные имеют общие признаки с существительными + 7. Они имеют общие признаки с прилагательными + 8. Можно прожить день, не встретив ни одного числительного - 9.Числительное не может состоять из 3 слов - 10. Числительные бывают количественные и порядковые  +

Верные и неверные утверждения.

1. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?», «который?» «какой?» +

2. Имен числительных в языке очень немного -

3. Имена числительные изменяются по падежам +

4. Все числительные можно записать цифрами -

5. Эта часть речи может быть только определением -

6. Числительные имеют общие признаки с существительными +

7. Они имеют общие признаки с прилагательными +

8. Можно прожить день, не встретив ни одного числительного -

9.Числительное не может состоять из 3 слов -

10. Числительные бывают количественные и порядковые +

Подведение итогов урока   - Что такое числительное? - Все ли слова со значением счета являются числительными? - Какие разряды имени числительного вы узнали? - Какова синтаксическая роль имени числительного?

Подведение итогов урока

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Какие разряды имени числительного вы узнали?

- Какова синтаксическая роль имени числительного?

Домашнее задание   1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи  2. Письменное задание на выбор: а) упражнение 395; б) записать 6 предложений из произведений художественной литературы, в которых употребляются имена числительные (с указанием названия произведения и автора).

Домашнее задание

1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи

2. Письменное задание на выбор:

а) упражнение 395;

б) записать 6 предложений из произведений художественной литературы, в которых употребляются имена числительные (с указанием названия произведения и автора).

Источники http://animashky.ru/index/0-14?19 – картинки Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. «Секреты орфографии» – М.: Просвещение, 1991г. Лазаренко Г.П. «Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки»-М.: Дрофа, 2004г. Лебедев В.А. «Поурочные разработки 6 класс» - М.: Дрофа, 2002г. Новикова Л.И. «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс» - М.: Экзамен,2007г.

Источники

http://animashky.ru/index/0-14?19 – картинки

  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. «Секреты орфографии» – М.: Просвещение, 1991г.
  • Лазаренко Г.П. «Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки»-М.: Дрофа, 2004г.
  • Лебедев В.А. «Поурочные разработки 6 класс» - М.: Дрофа, 2002г.
  • Новикова Л.И. «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс» - М.: Экзамен,2007г.