СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Экологические проблемы современности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован на уроке биологии в 9 классе при изучении темы: "Экологические проблемы современности" .

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Экологические проблемы современности"»

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»  Урок биологии в 9 классе:  «Экологические проблемы современности»  Составитель: учитель высшей квалификационной категории Крюкова Елена Михайловна   г. Кировград май 2023

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области»

Урок биологии в 9 классе:

«Экологические проблемы современности»

Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

Крюкова Елена Михайловна

г. Кировград май 2023

Люди, опомнитесь! Что вы творите? Нашу планету во что превратите? Работа людская повсюду видна, Для всех компонентов природы вредна! Глянешь направо, там лес вырубают, Глянешь налево, там нефть разливают. Взор обрати в Мировой океан, остров плавучий из мусора там! Здесь добыча руды интенсивно ведется, После которой, огромный карьер остается. Вредных веществ атмосфера полна. Реки, озера мелеют до дна.

Люди, опомнитесь! Что вы творите?

Нашу планету во что превратите?

Работа людская повсюду видна,

Для всех компонентов природы вредна!

Глянешь направо, там лес вырубают,

Глянешь налево, там нефть разливают.

Взор обрати в Мировой океан,

остров плавучий из мусора там!

Здесь добыча руды интенсивно ведется,

После которой, огромный карьер остается.

Вредных веществ атмосфера полна.

Реки, озера мелеют до дна.

Тема урока: «Экологические проблемы современности». Цель урока: формирование целостного представления об экологической обстановке в мире, об экологических проблемах, стоящих перед человечеством в XXI веке (формирование экологической культуры учащихся). Задачи: 1.Изучить виды глобальных экологических проблем. 2.Выявить причины глобальных экологических проблем. 3.Рассмотреть пути решения экологических проблем. 4. Показать возможный вклад человека в защиту окружающей среды (презентация изделий из вторичного сырья).

Тема урока: «Экологические проблемы современности».

Цель урока: формирование целостного представления об экологической обстановке в мире, об экологических проблемах, стоящих перед человечеством в XXI веке (формирование экологической культуры учащихся).

Задачи:

  • 1.Изучить виды глобальных экологических проблем.
  • 2.Выявить причины глобальных экологических проблем.
  • 3.Рассмотреть пути решения экологических проблем.
  • 4. Показать возможный вклад человека в защиту окружающей среды
  • (презентация изделий из вторичного сырья).
 Работа с информационной картой:  «Экологические проблемы, причины возникновения и пути решения»  Правила работы с информационной картой:  1.Подпишите свою информационную карту (ФИ, класс).  2.Время работы с информационной картой – 15 минут.  3.Внимательно прочитайте текст.  4.Найдите в тексте причины перечисленных глобальных экологических  проблем (подчеркните красным карандашом).  5.Пути решения глобальных экологических проблем  (подчеркните голубым карандашом).  Успехов в работе!

Работа с информационной картой: «Экологические проблемы, причины возникновения и пути решения»

Правила работы с информационной картой:

1.Подпишите свою информационную карту (ФИ, класс).

2.Время работы с информационной картой – 15 минут.

3.Внимательно прочитайте текст.

4.Найдите в тексте причины перечисленных глобальных экологических

проблем (подчеркните красным карандашом).

5.Пути решения глобальных экологических проблем

(подчеркните голубым карандашом).

Успехов в работе!

Загрязнение почвы. Промышленные отходы. Это вещества, материалы, продукты или даже изделия, которые остаются после производства. Такие отходы подлежат обязательной утилизации, отходы можно переработать (компостирование, брикетирование, использование в качестве топлива), а какие-то приходится обезвреживать, использовать захоронение или сжигать. Индустриальное выращивание сельхозпродукции. Экологичное сельскохозяйственное производство – снижают количество химических удобрений, применяют органические натуральные удобрения и природные методы борьбы с вредителями, чередуют сельскохозяйственные культуры, закрепляют верхний слой почвы специальными растениями, высаживают деревья и кусты с разветвленной корневой системой, распахивают пашню без переворачивания.

Загрязнение почвы.

Промышленные отходы.

Это вещества, материалы, продукты или даже изделия, которые остаются после производства.

Такие отходы подлежат обязательной утилизации, отходы можно переработать (компостирование, брикетирование, использование в качестве топлива), а какие-то приходится обезвреживать, использовать захоронение или сжигать.

Индустриальное выращивание сельхозпродукции.

Экологичное сельскохозяйственное производство – снижают количество химических удобрений, применяют органические натуральные удобрения и природные методы борьбы с вредителями, чередуют сельскохозяйственные культуры, закрепляют верхний слой почвы специальными растениями, высаживают деревья и кусты с разветвленной корневой системой, распахивают пашню без переворачивания.

Загрязнение атмосферы. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха — это ТЭК (топливно-энергетический комплекс), транспорт, промышленность, печи для обжига кирпича, сельское хозяйство, использование твердого топлива для бытовых нужд, нерегулируемое и нерациональное сжигание отходов. Сюда относится пыль, частицы песка, аэрозоли. Представители всех стран регулярно собираются на конференциях и форумах для обсуждения насущных проблем и путей их решения. Это мера контроля процессов загрязнения воздуха в разных странах, сравнения их между собой, соотнесения с рисками, такими как заболеваемость, смертность и т. д.

Загрязнение атмосферы.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха — это ТЭК (топливно-энергетический комплекс), транспорт, промышленность, печи для обжига кирпича, сельское хозяйство, использование твердого топлива для бытовых нужд, нерегулируемое и нерациональное сжигание отходов.

Сюда относится пыль, частицы песка, аэрозоли.

Представители всех стран регулярно собираются на конференциях и форумах для обсуждения насущных проблем и путей их решения. Это мера контроля процессов загрязнения воздуха в разных странах, сравнения их между собой, соотнесения с рисками, такими как заболеваемость, смертность и т. д.

Кислотные дожди. Автомобильные газы смешиваются с парами в воздухе, образуя кислотный дождь. Чрезмерное использование удобрений и пестицидов приводит к образованию в атмосфере аммиака и химически активных соединений азота, а впоследствии — к возникновению кислотных осадков. Крупные промышленные предприятия сжигают уголь и мазут, в результате чего формируются токсичные соединения, выпадающие в виде кислотных осадков. Такая деятельность характерна для металлургических, плавильных заводов, нефтеперерабатывающих комбинатов, ТЭЦ. После вулканической активности, во время которой выделяется большое количество серы. В каплях или снежинках также возможно наличие серной кислоты и озона, образуемых во время грозы. Для решения данной проблемы установили фильтры, циклоны и катализаторы на выхлопных и дымовых трубах, перешли на двухстадийное сжигание топлива, стали использовать в зоне горения воду или водяного пара, запустили химические способы очистки уходящих газов.

Кислотные дожди.

Автомобильные газы смешиваются с парами в воздухе, образуя кислотный дождь.

Чрезмерное использование удобрений и пестицидов приводит к образованию в атмосфере аммиака и химически активных соединений азота, а впоследствии — к возникновению кислотных осадков.

Крупные промышленные предприятия сжигают уголь и мазут, в результате чего формируются токсичные соединения, выпадающие в виде кислотных осадков.

Такая деятельность характерна для металлургических, плавильных заводов, нефтеперерабатывающих комбинатов, ТЭЦ.

После вулканической активности, во время которой выделяется большое количество серы. В каплях или снежинках также возможно наличие серной кислоты и озона, образуемых во время грозы.

Для решения данной проблемы установили фильтры, циклоны и катализаторы на выхлопных и дымовых трубах, перешли на двухстадийное сжигание топлива, стали использовать в зоне горения воду или водяного пара, запустили химические способы очистки уходящих газов.

Глобальное потепление.  В атмосферу попадают газы: углекислый и оксид азота — их, называют парниковыми — выбрасывают предприятия,транпорт.  Увеличение количества выбрасываемых газов усиливает парниковый эффект — именно он становится причиной роста температуры на Земле. Пути решения проблемы: использование электротранспорта для перевозок, отказ от лишней упаковки, переход на альтернативные источники энергии, внедрение практик раздельного сбора отходов в офисах и на предприятиях.

Глобальное потепление.

В атмосферу попадают газы: углекислый и оксид азота — их, называют парниковыми — выбрасывают предприятия,транпорт. Увеличение количества выбрасываемых газов усиливает парниковый эффект — именно он становится причиной роста температуры на Земле.

Пути решения проблемы: использование электротранспорта для перевозок, отказ от лишней упаковки, переход на альтернативные источники энергии, внедрение практик раздельного сбора отходов в офисах и на предприятиях.

Озоновые дыры. Основная причина формирования озоновых дыр — деятельность человека. Деятельность человека: производство определенных веществ, выбросы от заводов и автомобилей (углекислый газ, оксид углерода, сернистый газ и другие продукты сгорания). Также к разрушению озонового слоя приводят выбросы от самолетов и ракет, использование минеральных удобрений в сельском хозяйстве, использование хлофторуглеродов в холодильниках, кондиционерах и промышленных системах охлаждения. Пути решения экологической проблемы: переход на альтернативные виды топлива для транспорта,на альтернативные источники энергии с использованием силы ветра, солнца и воды, работа с населением, повышение уровня экологической грамотности.

Озоновые дыры.

Основная причина формирования озоновых дыр — деятельность человека.

Деятельность человека: производство определенных веществ, выбросы от заводов и автомобилей (углекислый газ, оксид углерода, сернистый газ и другие продукты сгорания). Также к разрушению озонового слоя приводят выбросы от самолетов и ракет, использование минеральных удобрений в сельском хозяйстве, использование хлофторуглеродов в холодильниках, кондиционерах и промышленных системах охлаждения.

Пути решения экологической проблемы: переход на альтернативные виды топлива для транспорта,на альтернативные источники энергии с использованием силы ветра, солнца и воды, работа с населением, повышение уровня экологической грамотности.

Загрязнения воды(гидросферы). Вещества, загрязняющие воду. 1.Взвешенные вещества. Это крупные частицы песка, ила, глины и т. д., которые смываются в открытые водоемы. 2.Тяжелые металлы, такие как ртуть, медь, мышьяк, никель, свинец, цинк, хром (промышленные производства). 3Нефтепродукты (в результате катастроф на судах).. 4.Поверхностно-активные вещества (ПАВ) — продукт, входящий в состав моющих средств. 5.Пестициды — вещества, использующиеся в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, грызунами и насекомыми. 6.Твердый мусор — пластик, банки, бутылки, упаковочный материал и прочие продукты жизнеобеспечения людей. 7.Радиоактивные вещества, попадающие в воду с АЭС, после ядерных испытаний, или с кораблей, работающих на ядерном топливе. 8.Канализационные воды, которые могут содержать не только отходы жизнедеятельности организма, но и опасные химикаты. Пути решения загрязнения воды. 1.Совершенствование законодательства в сфере водоохраны. 2.Ужесточение экологического контроля за деятельностью предприятий. 5.Просветительская работа в обществе.

Загрязнения воды(гидросферы).

Вещества, загрязняющие воду.

1.Взвешенные вещества. Это крупные частицы песка, ила, глины и т. д., которые смываются в открытые водоемы.

2.Тяжелые металлы, такие как ртуть, медь, мышьяк, никель, свинец, цинк, хром (промышленные производства).

3Нефтепродукты (в результате катастроф на судах)..

4.Поверхностно-активные вещества (ПАВ) — продукт, входящий в состав моющих средств. 5.Пестициды — вещества, использующиеся в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, грызунами и насекомыми.

6.Твердый мусор — пластик, банки, бутылки, упаковочный материал и прочие продукты жизнеобеспечения людей.

7.Радиоактивные вещества, попадающие в воду с АЭС, после ядерных испытаний, или с кораблей, работающих на ядерном топливе.

8.Канализационные воды, которые могут содержать не только отходы жизнедеятельности организма, но и опасные химикаты.

Пути решения загрязнения воды.

1.Совершенствование законодательства в сфере водоохраны.

2.Ужесточение экологического контроля за деятельностью предприятий.

5.Просветительская работа в обществе.

Оценивание работы с информационной картой:  «Экологические проблемы, причины и пути их решения». Подсчитайте количество верных ответов в информационной карте. Поставьте себе оценку, используя данные критерии оценивания.  12 -11 правильных ответов –«5»  10 – 8 правильных ответов -«4»  7-5 правильных ответов – «3»  4 -0 правильных ответов - «2»

Оценивание работы с информационной картой: «Экологические проблемы, причины и пути их решения».

Подсчитайте количество верных ответов в информационной карте.

Поставьте себе оценку, используя данные критерии оценивания.

12 -11 правильных ответов –«5»

10 – 8 правильных ответов -«4»

7-5 правильных ответов – «3»

4 -0 правильных ответов - «2»

 ЭКОСЛОГАНЫ. Слоган- это запоминающийся девиз или фраза, суть которой в выражении идеи, агитации и убеждения людей разумно использовать природные ресурсы, сохранять и защищать окружающую среду.  Примеры экологических слоганов: Посади дерево — дыши вместе с планетой. Природа дарит нам жизнь – подарим природе вечность! Наше решение — меньше загрязнения!

ЭКОСЛОГАНЫ.

Слоган- это запоминающийся девиз или фраза, суть которой в выражении идеи, агитации и убеждения людей разумно использовать природные ресурсы, сохранять и защищать окружающую среду.

Примеры экологических слоганов:

  • Посади дерево — дыши вместе с планетой.
  • Природа дарит нам жизнь – подарим природе вечность!
  • Наше решение — меньше загрязнения!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя