Муниципальное казеное образовательное учреждение
Согорнская общеобразовательная школа
Презентация к уроку по физике в 7 классе
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА. ЗАКОН АРХИМЕДА.
Подготовила учитель физики
Богданова Татьяна Сергеевна
Согорное, 2020 год
Цель : познакомиться с формулировкой закона Архимеда, узнать формулу для расчёта силы Архимеда и выяснить область применения закона на практике.
СТАРТ
Берег
воспоминаний
Остров легенд
Эта карта приведет нас к сокровищам знаний!
Сокровища
знаний
Море
экспериментов
Непроходимые
горы задач
Океан
законов
Берег воспоминаний
Берег воспоминаний
- Какое давление называется гидростатическим ?
- Как определить давление жидкости на дно сосуда ?
- По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно сосуда ?
- Как читается закон Паскаля?
Остров легенд
Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию. Именно в это время в Сиракузах проживал величайший математик и физик древности – Архимед. В это время Сиракузами правил царь Герон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена с примесями дешевых металлов. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Идея решения пришла к ученому однажды, когда он решил принять ванну. Ликующий и возбуждённый своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика!», что значит: «Нашел».
Но к Архимеду мы еще вернемся и узнаем, как он выполнил задание царя.
Море экспериментов
Проведем опыт: пустое ведерко(2) и сплошной цилиндр (3), имеющий объем, равный вместимости ведерка, подвесим к пружине динамометра (1). Показания зафиксируем. Затем опустим цилиндр в сосуд (4), наполненной водой до уровня трубки. Когда цилиндр полностью погрузится в воду, растяжение пружины уменьшится, а часть воды, объем которой равен объему цилиндра, выльется из отливного сосуда в стакан. Если теперь перелить воду из стакана в ведерко, то пружина динамометра снова растянется до прежней длины. Это означает, что потеря в весе цилиндра в точности равна весу воды в объеме цилиндра.
Океан законов
- Итак, опыт подтвердил, что архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела , т.е.
- Из описанного опыта видно, что вес тела, погруженного в жидкость, уменьшается на значение, равное архимедовой силе :
- Р 1 = Р – Fa = mg – m 1 g,
- где m – масса тела, а m 1 – масса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела. Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела.
Закон Архимеда формулируется так:
Тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
А сейчас вернемся на остров легенд и поможем Архимеду решить задачу с короной.
Остров легенд
Архимед взвесил корону сначала в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны. Определив затем объём короны, он смог вычислить её плотность, а, зная плотность, ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешёвых металлов в золотой короне? Плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был разоблачён в обмане.
Непроходимые горы задач
- Корабль из устья Волги переходит в Каспийское море. Как изменится при этом выталкивающая сила, действующая на корабль?
- На болт, погруженный в машинное масло, действует выталкивающая сила FА = 18 мН. Определите объем болта. (плотность машинного масла – 900 кг/м3).
- К коромыслу весов подвешены два алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой – в спирт?
(плотность воды – 1000 кг/м3,
плотность спирта – 800 кг/м3)
Как видите, эти горы оказались
не такими уж непроходимыми!
Сокровища знаний
Итак,
- С какой силой мы сегодня познакомились на уроке? (Архимедовой)
- Какова формула для расчёта этой силы?
(FА = ρжVТ g)
3. От каких величин она зависит? (плотности жидкости , объёма тела)
Итоги. Рефлексия.
Поднимите одну руку те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока, и наше путешествие ему совсем не понравилось.
Поднимите две руки те, кто понял частично.
Похлопайте те, кто хорошо понял тему.
Домашнее задание: параграф 51, упр. 26 (2,5)
Спасибо за работу
на уроке!