Гегель Абсолютный идеализм
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
- Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте
- Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793)
- Преподавание в Йенском университете (1801-1807)
- Директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816)
- Преподавание в Гейдельбергском университете (1816-1818)
- Преподавание в Берлинском университете (1818-1831)
- Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине
Берлин
Гейдельберг
Йена
Штутгарт
Нюрнберг
Тюбинген
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Основные сочинения
- Феноменология духа (1807)
- Наука логики (1812, 1813, 1816)
- Энциклопедия философских наук (1817)
Гегель Абсолютный идеализм
- Основные принципы философии Гегеля
- Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития
- Тождество субстанции и субъекта
- Действительность как процесс саморазвития
- Структура абсолютной реальности ( система Гегеля)
- Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя»)
- Логика (дух «в себе»)
- Природа (инобытие духа)
- Дух («в себе и для себя»)
- Диалектика (метод Гегеля)
- Соотношение между системой и методом
- Соотношение между системой и методом
- Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм
- Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм
- Противоречие между системой и методом
- Панлогизм Гегеля и классический рационализм
- Принцип и законы диалектики
- Принцип и законы диалектики
- Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания
- Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания
- Единство противоположностей
- Переход количественных изменений в качественные
- Отрицание отрицания
Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта
Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия.
Объект
Субъект
Объект
орудие
Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из результата то, что в нём принадлежит этому орудию.
Аргументация агностиков
Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде.
Эта скептическая аргументация лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах,
Познание мира как самопознание духа
Дух
(субстанция- субъект)
Объект
Субъект
Субъект
Объект
а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.
Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя.
Основные принципы философии Гегеля Действительность как процесс саморазвития
Гегель. «Феноменология духа».
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Бытие
Стано- вление
ничто
ничто
Чистое бытие
есть
Лиса
Чистое бытие
хитрая
рыжая
белый
Снег
зелёная
красная
Роза
S
P
Трава
становление
тождественно
противоположно
Чистое бытие образует начало, потому что… первое начало не может быть чем-то опосредованным и определённым.
Результат становления представляет собой… наличное бытие.
Чистое бытие
Ничто
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
У него есть рога?
А какой надо задать вопрос, чтобы отличить собаку от лошади?
Никогда раньше не слышал о собаке!
Как ты говоришь? Собака?
Я знаю! Это – лошадь!
Оно – четверо- ногое?
Загадай другое животное
А какой надо задать вопрос, чтобы отличить лошадь от коровы?
Никогда раньше не слышал о лошади!
Как ты говоришь? Лошадь?
Я знаю! Это – корова!
Оно четверо- ногое?
Загадай животное
«В себе», в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего бытия-для-иного, уже не есть абстрактное «в себе», а как отрицание своего бытия-для-иного опосредовано последним, которое составляет, таким образом, его момент.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Гегель. «Наука логики».
Наличное бытие есть бытие, имеющее определённость, которая есть непосредственная, или сущая определённость, есть качество.
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Качество
Иное
Наличное бытие
Корова
Лошадь
– не
корова
– как
корова,
но без рогов.
Нечто
В- себе- бытие
Стано- вление
Для-себя- бытие
Бытие
Чистое бытие
Ничто
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Качество
Иное
Наличное бытие
Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием.
Качество есть определённость, тождественная с бытием.
Нечто
В- себе- бытие
Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть.
Количество, в отличие от качества, есть такое определение, к изменению которого определённая вещь относится безразлично.
Для-себя- бытие
Единое
Стано- вление
Бытие
Чистое бытие
Коли- чество
Многое
Ничто
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Бытие
Качест- во
Наличное бытие
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Мера есть качественно определённое количество, т.е. количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество.
Бытие
Для- себя- бытие
Стано- вление сущности
Мера
Чистое количество
Количе- ство
Степень
Специ- фическое количество
Опре- делённое количество
Реальная мера
Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе»)
Логика
Поня- тие
Объек- тивность
Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования.
Мера как единство качества и количества есть, следовательно, завершённое бытие.
Идея
Субъек- тивность
Снятое бытие есть сущность.
Сущность
Каче- ство
Бытие
Действи- тельность
Осно- вание существо- вания
Мера
Коли- чество
Явление
Структура абсолютной реальности Логика – природа – дух
Абсолют- ный дух
Объ- ектив- ный дух
Дух
Мы начали с бытия, с абстрактного бытия… Теперь… мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа.
Развитие духа состоит в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе.
Абсо- лютный дух
Субъ- ектив- ный дух
Природа есть идея в форме инобытия.
Орга- ническая физика
Логика
Бытие
Приро- да
Меха- ника
Поня- тие
Сущность
Идея
Физика
Суб.
Об.
Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя»)
Дух
Мораль- ность
Объек- тивный дух
В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, освобождающий себя посредством своей деятельности…
Природа… не доходит до сознания самой себя… Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению… своего «я».
Нравст - венность
Право
Подлежащий порождению духом и порождённый им мир – это объективный дух.
Абсолют- ный дух
Искусство
Дух
Субъек- тивный дух
Душа
Фило- софия
Религия откровения
Сознание
Структура абсолютной реальности Дух («в себе и для себя»)
Абсолют- ный дух
Искус- ство
Скульп- тура
Архи- тектура
Жи- вопись
Му- зыка
По- эзия
Фило- софия
Религия открове- ния
Кри- тическая философия
Есте- ственная религия
Мета - физика
Абсо- лютная религия
Рели- гия ду- ховной ин- дивидуальн.
Эмпи - ризм
подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический ( resp.: исторический) процесс, ... видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию … абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». " width="640"
… Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который … подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический ( resp.: исторический) процесс, ... видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию … абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии.
Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом
Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Классический рационализм
Панлогизм Гегеля
Мир понятен разуму, потому что он разумен.
Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум.
Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам.
Субъект и объект познания совпадают , а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.
Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Метафизика Спинозы
Диалектика Гегеля
Существует только одна субстанция – Бог, или Природа.
Природа – стадия в процессе становления абсолютной субстанции-субъекта.
Природа творящая
Природа сотворённая
Природа творящая
Разум (дух)
для себя
Природа сотворённая
в себе
в ином
есть
Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм
«Геометрический метод» Спинозы
Диалектический метод Гегеля
Восхождение от абстрактного к конкретному
Формально- логическая дедукция
P
M
А
Большая посылка
Тезис
есть
S
M
~ А
Меньшая посылка
Антитезис
есть
~ ( ~ А )
А 1
P
S
≡
Вывод
Синтез
есть
Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики
Истинное развитие есть саморазвитие.
- Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей.
- «Механизм» развития : развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные.
- Результат развития : развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.