СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Земельный закон братьев Гракхов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Земельный закон братьев Гракхов"»

Земельный закон братьев Гракхов Учитель: С.А.Попов.

Земельный закон

братьев Гракхов

Учитель: С.А.Попов.

1. Главный источник рабства в Древнем Риме: А) обращение граждан в рабство за долги; Б) завоевания; В) наследственная несвобода.

2. Рабов приходилось заставлять работать на рабовладельцев, потому что: А) говорили на разных языках; Б) обязаны подчиняться управляющим; В) не были заинтересованы в своем труде.

3. Бойцов, которые участвовали в сражениях-представлениях, называли: А) гладиаторами; Б) легионерами; В) вольноотпущенниками.

4. В отличие от крестьян рабы: А) трудились от зари до зари;

Б) выполняли работы на поле и в доме; В) были бесправны.

5. Рабами в Риме становились: А) жители римских провинций, не уплатившие налоги; Б) пленники воинов Рима; В) римские легионеры, струсившие в бою.

6. Специальное сооружение для гладиаторских игр: А) стадион;

Б) амфитеатр; В) ипподром.

  7. Римский ученый Колумелла считал, что рабы приносят величайший вред потому, что: А) неправильно ведут учет; Б) много работают;

В) плохо работают.

  8. В Риме рабы: А) считались говорящими орудиями труда;

Б) использовались только в сельском хозяйстве; Б) работали только в имениях.

Проверка знаний

Критерии оценок: 8 баллов «5» ; 7 баллов «4» ; 6-5 баллов «3» ; 4-1 балл «2» .

Учитель: С.А.Попов.

План урока: 1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев. 2. Заступник бедняков Тиберий Гракх. 3. Принятие земельного закона. 4. Гибель Тиберия. 5. Гай Гракх продолжает дело брата. Учитель: С.А.Попов.

План урока:

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

3. Принятие земельного закона.

4. Гибель Тиберия.

5. Гай Гракх продолжает дело брата.

Учитель: С.А.Попов.

 После установления господства в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами населения, которая привела к вооружённым столкновениям, наступило время гражданских войн.  Гражданская война - война между гражданами одного государства.  Их первой жертвой стал Тиберий Гракх, выступавший в защиту земледельцев Италии. Учитель: С.А.Попов.

После установления господства в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами населения, которая привела к вооружённым столкновениям, наступило время гражданских войн.

Гражданская война - война между гражданами одного государства.

Их первой жертвой стал Тиберий Гракх, выступавший в защиту земледельцев Италии.

Учитель: С.А.Попов.

Причины гражданской войны  длительные заморские походы;  обработка земли и выпас скота стоили дорого;  крестьяне не находили сбыта своим товарам;  приток массы рабов;  разорение крестьян;  ослабление армии. Учитель: С.А.Попов.

Причины гражданской войны

  • длительные заморские походы;
  • обработка земли и выпас скота стоили дорого;
  • крестьяне не находили сбыта своим товарам;
  • приток массы рабов;
  • разорение крестьян;
  • ослабление армии.

Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев  Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки. Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев

Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки.

Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев  Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку. Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев

Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.

Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев  Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись. Учитель: С.А.Попов.

1. Заморские походы разоряли воинов-земледельцев

Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись.

Учитель: С.А.Попов.

Причины разорения земледельцев 1. Длительные заморские походы. 2. Обработка земли и выпас скота стоили дорого. 3. Не было сбыта товара, производимого крестьянами. 4. Приток массы рабов. Учитель: С.А.Попов.

Причины разорения земледельцев

1. Длительные заморские походы.

2. Обработка земли и выпас скота стоили дорого.

3. Не было сбыта товара, производимого крестьянами.

4. Приток массы рабов.

Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх  Особенно были обеспокоены положением крестьян братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского, победителя Ганнибала Корнелия – мать Гракхов Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх

Особенно были обеспокоены положением крестьян братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского, победителя Ганнибала

Корнелия – мать Гракхов

Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх  Проезжая по Италии, Тиберий был удивлён тем, что почти нигде не было видно свободных земледельцев. Повсюду крупные имения, где работают закованные в кандалы рабы. Тиберий понимал, что разорение крестьян ведёт к сокращению численности войска, а скопление массы рабов представляет грозную опасность. Об этом свидетельствовало восстание рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э. Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх

Проезжая по Италии, Тиберий был удивлён тем, что почти нигде не было видно свободных земледельцев. Повсюду крупные имения, где работают закованные в кандалы рабы. Тиберий понимал, что разорение крестьян ведёт к сокращению численности войска, а скопление массы рабов представляет грозную опасность. Об этом свидетельствовало восстание рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э.

Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх  Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. В 133 год до н.э. Тиберия выбрали трибуном. На народном собрании Тиберий Гракх выступил с предложением принять его земельный закон. Он произносил такую речь: «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…» Учитель: С.А.Попов.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх

Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. В 133 год до н.э. Тиберия выбрали трибуном. На народном собрании Тиберий Гракх выступил с предложением принять его земельный закон. Он произносил такую речь:

«Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»

Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона  Тиберия выбрали трибуном. В 133 году до н.э. он предложил принять закон Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона

Тиберия выбрали трибуном. В 133 году до н.э. он предложил принять закон

Учитель: С.А.Попов.

 ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН  1. Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров земли. Если у него есть сыновья, то  на каждого сына приходится по 250 югеров, но на каждую семью  не может приходиться не больше 1000 югеров земли (250 гектаров)  Учитель: С.А.Попов.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

1. Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров земли. Если у него есть сыновья, то

на каждого сына приходится по

250 югеров, но на каждую семью

не может приходиться не больше

1000 югеров земли (250 гектаров)

Учитель: С.А.Попов.

 2 . Излишки государственной земли должны быть переданы в казну и из них нарезаются участки по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду. Продажа этих участков запрещается.  Аренда -пользование чем- либо за плату Учитель: С.А.Попов.

2 . Излишки государственной земли должны быть переданы в казну и из них нарезаются участки

по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду.

Продажа этих участков запрещается.

Аренда -пользование чем-

либо за плату

Учитель: С.А.Попов.

 3. Для проведения реформы создается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год с правом последующего переизбрания.  ТИБЕРИЙ ГРАКХ  Учитель: С.А.Попов.

3. Для проведения реформы создается специальная комиссия из

3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год

с правом последующего переизбрания.

ТИБЕРИЙ ГРАКХ

Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона  Сразу же после обнародования закона перед Тиберием стали возникать препятствия. Его врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий предложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ. Враждебную позицию занял римский сенат.  Подумайте, почему сенат был против принятия законопроекта?   Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона

Сразу же после обнародования закона перед Тиберием стали возникать препятствия. Его врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий предложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ. Враждебную позицию занял римский сенат.

Подумайте, почему сенат был против принятия законопроекта?  

Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона  В Сенате Тиберий не нашёл поддержки, так как сенаторы уговорили другого народного трибуна, Октавия, сорвать замысел Тиберия. Октавий использовал право вето и запретил голосовать за этот закон. Но Тиберий обратился со словами к Собранию. Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона

В Сенате Тиберий не нашёл поддержки, так как сенаторы уговорили другого народного трибуна, Октавия, сорвать замысел Тиберия. Октавий использовал право вето и запретил голосовать за этот закон. Но Тиберий обратился со словами к Собранию.

Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона  «Может ли трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?» Граждане проголосовали против Октавия и лишили его звания трибуна. Учитель: С.А.Попов.

2. Принятие земельного закона

«Может ли трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?» Граждане проголосовали против Октавия и лишили его звания трибуна.

Учитель: С.А.Попов.

Гибель Тиберия.  Во время новых выборов сенаторы обвинили Тиберия в захвате власти (царской короны) и убили его и более трёхсот его сторонников. Учитель: С.А.Попов.

Гибель Тиберия.

Во время новых выборов сенаторы обвинили Тиберия в захвате власти (царской короны) и убили его и более трёхсот его сторонников.

Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата  Спустя 10 лет брат Тиберия – Гай Гракх был избран трибуном и продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили земельные участки.  Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата

Спустя 10 лет брат Тиберия – Гай Гракх был избран трибуном и продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили земельные участки.

Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата  Богачи возненавидели Гая. Сенат ввёл в Рим военные отряды. Погибло три тысячи сторонников Гая. Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата

Богачи возненавидели Гая. Сенат ввёл в Рим военные отряды. Погибло три тысячи сторонников Гая.

Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата  После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.  - Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу?  Учитель: С.А.Попов.

Гай Гракх продолжает дело брата

После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.

- Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу?

Учитель: С.А.Попов.

 Спустя несколько лет был отменён запрет на продажу земли. Богачи снова стали скупать землю. Разорение земледельцев продолжилось. Учитель: С.А.Попов.

Спустя несколько лет был отменён запрет на продажу земли. Богачи снова стали скупать землю. Разорение земледельцев продолжилось.

Учитель: С.А.Попов.

Закрепление материала. Выберите нужное слово.  1. Тиберий Гракх защищал интересы: А) бедняков; Б) богачей.  2. Тиберий Гракх был избран: А) сенатором; Б) народным трибуном.  3. Он предложил новый земельный закон: А) в 133 г до н.э.; Б) в 134 г до н.э.   4. Гай Гракх: А) брат Тиберия; Б) отец Тиберия.   5. Новый земельный закон: А) запрещал; Б) разрешал продавать землю.  6. Земельный закон: А) не дал; Б) дал положительные результаты.  7. Земельный закон был вскоре: А) отменен; Б) существовал 100 лет.  8. Тиберий Гракх был убит: А) сенаторами; Б) Народным Трибуном. Учитель: С.А.Попов.

Закрепление материала. Выберите нужное слово.

1. Тиберий Гракх защищал интересы:

А) бедняков; Б) богачей.

2. Тиберий Гракх был избран:

А) сенатором; Б) народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон:

А) в 133 г до н.э.; Б) в 134 г до н.э.

4. Гай Гракх:

А) брат Тиберия; Б) отец Тиберия.

5. Новый земельный закон:

А) запрещал; Б) разрешал продавать землю.

6. Земельный закон:

А) не дал; Б) дал положительные результаты.

7. Земельный закон был вскоре:

А) отменен; Б) существовал 100 лет.

8. Тиберий Гракх был убит:

А) сенаторами; Б) Народным Трибуном.

Учитель: С.А.Попов.

Домашнее задание: § 50, вопросы, стр. 246.   Спасибо за работу! Учитель: С.А.Попов.

Домашнее задание:

§ 50, вопросы, стр. 246.

Спасибо за работу!

Учитель: С.А.Попов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!