СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Из истории интеллигентской общины «Криница»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей, духовно связанных одной идеей, которая базировалась на следующих принципах:

            а) экономическом – общинники должны сами производить все необходимое для себя, не нуждаясь в привлечении чужого труда;  б) идейном – самосовершенствование, способность жить для других и жить с другими, познание самого себя, обуздание своего «Я»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Из истории интеллигентской общины «Криница»»

Интеллигентская община “Криница”

Интеллигентская община “Криница”

Памятный знак на месте расположения общины

Памятный знак на месте расположения общины

В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей. Основной их идеей был труд, общая собственность и служение людям

В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей. Основной их идеей был труд, общая собственность и служение людям

На купленном участке в 250 га стояла одна хижина, крытая соломой, где и  началась совместная жизнь первых криничан

На купленном участке в 250 га стояла одна хижина, крытая соломой, где и

началась совместная жизнь первых криничан

             Основателем «Криницы» стал Виктор Васильевич Еропкин – блестяще образованный аристократ (юридический и математический  факультеты Московского университета). Увлекшись в юности идеями народничества, он отказался от среды, воспитавшей его, и от средств существования, выделяемых семьей. Жил самостоятельно, зарабатывал на жизнь уроками. После окончания университета открыл в Москве мастерскую учебных пособий на артельных началах. В это же время познакомился с группой интеллигентов, которые мечтали организовать деревни-общины из таких, как и сами, людей. . После долгих поисков В.В.Еропкин купил земельный участок в районе Михайловского перевала, который был назван «Криница».
  •              Основателем «Криницы» стал Виктор Васильевич Еропкин – блестяще образованный аристократ (юридический и математический  факультеты Московского университета). Увлекшись в юности идеями народничества, он отказался от среды, воспитавшей его, и от средств существования, выделяемых семьей. Жил самостоятельно, зарабатывал на жизнь уроками. После окончания университета открыл в Москве мастерскую учебных пособий на артельных началах. В это же время познакомился с группой интеллигентов, которые мечтали организовать деревни-общины из таких, как и сами, людей. . После долгих поисков В.В.Еропкин купил земельный участок в районе Михайловского перевала, который был назван «Криница».
             Помощником Еропкина был Зот Семенович Сычугов. Он родился в семье деревенского священника, окончил бурсу, затем духовную семинарию. Продолжил образование в Вятском сельскохозяйственном училище, готовившем народных учителей в земские школы. Училище не закончил, т.к. был арестован, а затем и выслан за свободомыслие. После ссылки работал в имении «Батищево» у помещика Энгельгарта наемным работником.  Встреча с Еропкиным определила дальнейшую судьбу Сычугова, воплотив в жизнь мечту о создании общины
  •              Помощником Еропкина был Зот Семенович Сычугов. Он родился в семье деревенского священника, окончил бурсу, затем духовную семинарию. Продолжил образование в Вятском сельскохозяйственном училище, готовившем народных учителей в земские школы. Училище не закончил, т.к. был арестован, а затем и выслан за свободомыслие. После ссылки работал в имении «Батищево» у помещика Энгельгарта наемным работником.  Встреча с Еропкиным определила дальнейшую судьбу Сычугова, воплотив в жизнь мечту о создании общины
Наталья Николаевна Коган. Родившаяся в 1846 г. в семье князя Друцкого-Соколинского, она воспитывалась под влиянием своего отца, который был человеком либеральных взглядов. Училась в Смольном институте, по окончании которого занималась педагогической деятельностью. После замужества забота о воспитании своих детей побудила Наталью Николаевну заняться поиском лучших условий для их физического и духовного развития. По ее мнению, гармоничное развитие детей возможно только в трудовой обстановке, среди природы. Поэтому основную цель своей жизни она видела в воспитании детей криничан. Преподавала иностранные языки, географию, ботанику, музыку, пение. Строгая, настойчивая в своих требованиях, но справедливая», — вспоминала о Н.Н.Коган Чивирева-Сычугова.
  • Наталья Николаевна Коган. Родившаяся в 1846 г. в семье князя Друцкого-Соколинского, она воспитывалась под влиянием своего отца, который был человеком либеральных взглядов. Училась в Смольном институте, по окончании которого занималась педагогической деятельностью. После замужества забота о воспитании своих детей побудила Наталью Николаевну заняться поиском лучших условий для их физического и духовного развития. По ее мнению, гармоничное развитие детей возможно только в трудовой обстановке, среди природы. Поэтому основную цель своей жизни она видела в воспитании детей криничан. Преподавала иностранные языки, географию, ботанику, музыку, пение. Строгая, настойчивая в своих требованиях, но справедливая», — вспоминала о Н.Н.Коган Чивирева-Сычугова.
Воспитанинцы “Криницы”. 1914 год. Слева Наталья Сычугова

Воспитанинцы “Криницы”. 1914 год. Слева Наталья Сычугова

             Первые годы освоения были тяжелы, разногласия между общинниками  мешали свободе действий. Вся духовная энергия уходила на принципиальные  споры и распутывание личных конфликтов

             Первые годы освоения были тяжелы, разногласия между общинниками

мешали свободе действий. Вся духовная энергия уходила на принципиальные

споры и распутывание личных конфликтов

Здание криницкой артели. 1908 год. Двухэтажный дом с подвалом, общественной кухней. В нем имелись столовая, библиотека, контора

Здание криницкой артели. 1908 год. Двухэтажный дом с подвалом, общественной кухней. В нем имелись столовая, библиотека, контора

Различные стороны жизни и быта членов криницкой общины

Различные стороны жизни и быта членов криницкой общины

Жизнь общины была освещена в печати, в начале ХХ века большой популярностью пользовались книги Г. Василевского « Интеллигентная земледельческая община «Криница» – Санкт–Петербург, 1912 г. и « Четверть века « Криницы»» – Киев, 1913 г,

Жизнь общины была освещена в печати, в начале ХХ века большой популярностью пользовались книги Г. Василевского « Интеллигентная земледельческая община «Криница» – Санкт–Петербург, 1912 г. и « Четверть века « Криницы»» – Киев, 1913 г,

 Криница в наши дни  Современный поселок не мешает дышать «воздухом общины Криницы». Застроенный аккуратными домами, он оставил незастроенными территории и бывших садов, и виноградников, и лугов для косовиц. Так же течет река Пшада с заросшими берегами, где любили отдыхать бывшие криничане. Кажется, что вот-вот со стороны моря донесутся радостные крики детворы того времени.  Сохранилась не только часть старых зданий — наверное, некоторые мощные деревья начали свою жизнь еще тогда

Криница в наши дни

Современный поселок не мешает дышать «воздухом общины Криницы». Застроенный аккуратными домами, он оставил незастроенными территории и бывших садов, и виноградников, и лугов для косовиц. Так же течет река Пшада с заросшими берегами, где любили отдыхать бывшие криничане. Кажется, что вот-вот со стороны моря донесутся радостные крики детворы того времени.

Сохранилась не только часть старых зданий — наверное, некоторые мощные деревья начали свою жизнь еще тогда