В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей, духовно связанных одной идеей, которая базировалась на следующих принципах:
а) экономическом – общинники должны сами производить все необходимое для себя, не нуждаясь в привлечении чужого труда; б) идейном – самосовершенствование, способность жить для других и жить с другими, познание самого себя, обуздание своего «Я»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Из истории интеллигентской общины «Криница»»
Интеллигентская община “Криница”
Памятный знак на месте расположения общины
В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей. Основной их идеей был труд, общая собственность и служение людям
На купленном участке в 250 га стояла одна хижина, крытая соломой, где и
началась совместная жизнь первых криничан
- Основателем «Криницы» стал Виктор Васильевич Еропкин – блестяще образованный аристократ (юридический и математический факультеты Московского университета). Увлекшись в юности идеями народничества, он отказался от среды, воспитавшей его, и от средств существования, выделяемых семьей. Жил самостоятельно, зарабатывал на жизнь уроками. После окончания университета открыл в Москве мастерскую учебных пособий на артельных началах. В это же время познакомился с группой интеллигентов, которые мечтали организовать деревни-общины из таких, как и сами, людей. . После долгих поисков В.В.Еропкин купил земельный участок в районе Михайловского перевала, который был назван «Криница».
- Помощником Еропкина был Зот Семенович Сычугов. Он родился в семье деревенского священника, окончил бурсу, затем духовную семинарию. Продолжил образование в Вятском сельскохозяйственном училище, готовившем народных учителей в земские школы. Училище не закончил, т.к. был арестован, а затем и выслан за свободомыслие. После ссылки работал в имении «Батищево» у помещика Энгельгарта наемным работником. Встреча с Еропкиным определила дальнейшую судьбу Сычугова, воплотив в жизнь мечту о создании общины
- Наталья Николаевна Коган. Родившаяся в 1846 г. в семье князя Друцкого-Соколинского, она воспитывалась под влиянием своего отца, который был человеком либеральных взглядов. Училась в Смольном институте, по окончании которого занималась педагогической деятельностью. После замужества забота о воспитании своих детей побудила Наталью Николаевну заняться поиском лучших условий для их физического и духовного развития. По ее мнению, гармоничное развитие детей возможно только в трудовой обстановке, среди природы. Поэтому основную цель своей жизни она видела в воспитании детей криничан. Преподавала иностранные языки, географию, ботанику, музыку, пение. Строгая, настойчивая в своих требованиях, но справедливая», — вспоминала о Н.Н.Коган Чивирева-Сычугова.
Воспитанинцы “Криницы”. 1914 год. Слева Наталья Сычугова
Первые годы освоения были тяжелы, разногласия между общинниками
мешали свободе действий. Вся духовная энергия уходила на принципиальные
споры и распутывание личных конфликтов
Здание криницкой артели. 1908 год. Двухэтажный дом с подвалом, общественной кухней. В нем имелись столовая, библиотека, контора
Различные стороны жизни и быта членов криницкой общины
Жизнь общины была освещена в печати, в начале ХХ века большой популярностью пользовались книги Г. Василевского « Интеллигентная земледельческая община «Криница» – Санкт–Петербург, 1912 г. и « Четверть века « Криницы»» – Киев, 1913 г,
Криница в наши дни
Современный поселок не мешает дышать «воздухом общины Криницы». Застроенный аккуратными домами, он оставил незастроенными территории и бывших садов, и виноградников, и лугов для косовиц. Так же течет река Пшада с заросшими берегами, где любили отдыхать бывшие криничане. Кажется, что вот-вот со стороны моря донесутся радостные крики детворы того времени.
Сохранилась не только часть старых зданий — наверное, некоторые мощные деревья начали свою жизнь еще тогда