СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку изо в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изо в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"»

МОУ Саюкинская сош Учитель изобразительного искусства  МОУ Саюкинской сош Часовских О.В.

МОУ Саюкинская сош

Учитель изобразительного искусства

МОУ Саюкинской сош

Часовских О.В.

  Декоративно - прикладное искусство русского народа

Декоративно - прикладное искусство русского народа

Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков. В глубокой древности игрушки делали из дерева – куклы, кони – каталки, плетенные из прутьев, собранные из щепочек погремушки, берестяные мячи и короба.  Мы сегодня поговорим о глиняной народной игрушке. Если внимательно присмотреться к современным народным игрушкам, то можно заметить, что в них живут те же образы. Это конь, Птица, Женщина – мать, и т.д. Сегодня вы познакомитесь более подробно с  филимоновской   и  дымковской игрушками.

Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков.

В глубокой древности игрушки делали из дерева – куклы, кони – каталки, плетенные из прутьев, собранные из щепочек погремушки, берестяные мячи и короба.

Мы сегодня поговорим о глиняной народной игрушке.

Если внимательно присмотреться к современным народным игрушкам, то можно заметить, что в них живут те же образы. Это конь, Птица, Женщина – мать, и т.д.

Сегодня вы познакомитесь более подробно с

филимоновской и дымковской игрушками.

 простота и ясность пластической формы,  предельно обобщённый силуэт,  яркая орнаментальная роспись.
  • простота и ясность пластической формы,
  • предельно обобщённый силуэт,
  • яркая орнаментальная роспись.

  Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают цвета:  малиновый, жёлто-оранжевый синий, зелёный.

 

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.

На белом фоне очень ярко сверкают цвета:

  • малиновый,
  • жёлто-оранжевый
  • синий,
  • зелёный.

Дымковская (вятская) игрушка - самая трудоемкая из всех народных игрушек из глины. Здесь все до мелочей должно быть профессионально сделано: аккуратно вылеплены и скреплены детали игрушки, затем тщательно высушена и обожжена в печи при 600-700`C. После обжига дымковская игрушка целиком обеливается, а затем расписывается. На белый фон мастерицы наносили яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины.

Дымковская (вятская) игрушка - самая трудоемкая из всех народных игрушек из глины. Здесь все до мелочей должно быть профессионально сделано: аккуратно вылеплены и скреплены детали игрушки, затем тщательно высушена и обожжена в печи при 600-700`C. После обжига дымковская игрушка целиком обеливается, а затем расписывается. На белый фон мастерицы наносили яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины.

Каждая фигурка и каждый орнамент имеют определённое значение.  Олень  –  символ Дымки;

Каждая фигурка и каждый орнамент

имеют определённое значение.

Олень

символ Дымки;

 Женская фигура (богиня плодородия);   Петух  (символ счастья);   Конь  (символ солнца, вечного светила);
  • Женская фигура (богиня плодородия);
  • Петух (символ счастья);
  • Конь (символ солнца, вечного светила);

Круги - символ солнца; маленькие круги - символ очага; Волнистые линии – символ воды.

Круги - символ солнца;

маленькие круги - символ очага;

Волнистые линии

символ воды.

Образ России-матушки связан с ее хлебосольностью, красотой, широтой души. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником.

Образ России-матушки связан с ее хлебосольностью, красотой, широтой души. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником.

Дымковские индюки Красочные индюки известны лучше любой другой дымковской игрушки. Каждая мастерица лепит только своего, не похожего на других, индюка. Выглядит такая игрушка краше павлина, и не заметить ее невозможно. Мастерицы стремились делать свои игрушки заметными, красочными, и украшали свои авторские игрушки фрагментами сусального золота.

Дымковские индюки

Красочные индюки известны лучше любой другой дымковской игрушки. Каждая мастерица лепит только своего, не похожего на других, индюка. Выглядит такая игрушка краше павлина, и не заметить ее невозможно.

Мастерицы стремились делать свои игрушки заметными, красочными, и украшали свои авторские игрушки фрагментами сусального золота.

Всадники. Всадник или наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

Всадники.

Всадник или наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

Корова, барашек, козлик - очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Рожки у козликов прямые, с легким изгибом на кончике. А если слепить округлые рожки, украсить их тонкой волнистой лентой из пластичной глины, - то получится замечательный барашек. Традиционная игрушка из керамики - очень яркий и радостный сувенир, который напоминает о детстве, о природной жизни и славянских корнях. Барашек.  Козлик.

Корова, барашек, козлик - очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.

Рожки у козликов прямые, с легким изгибом на кончике. А если слепить округлые рожки, украсить их тонкой волнистой лентой из пластичной глины, - то получится замечательный барашек. Традиционная игрушка из керамики - очень яркий и радостный сувенир, который напоминает о детстве, о природной жизни и славянских корнях.

Барашек.

Козлик.

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны:  барыни,  крестьянки,  солдаты,  танцующие пары,  наездники на лошадях;   из животных –  коровы,  бараны,  лошадки,  медведи;  из птиц –  курицы,  петухи и многое другое.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны:

  • барыни,
  • крестьянки,
  • солдаты,
  • танцующие пары,
  • наездники на лошадях;

из животных –

  • коровы,
  • бараны,
  • лошадки,
  • медведи;

из птиц –

  • курицы,
  • петухи и многое другое.
Изображения людей - монолитные, скупые на детали.  Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Изображения людей - монолитные, скупые на детали.

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей.

В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку.

Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.

Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок.

Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Круг обозначает в росписи – солнце. треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Круг обозначает в росписи – солнце.

треугольник - землю,

елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись.  Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.

Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись.

Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи.

Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше.

Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.

Несмотря на относительную скупость их цветовой палитры –   красный,   зеленый  желтый  синий   малиновый, игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

Несмотря на относительную скупость их цветовой палитры –

красный,

зеленый

желтый

синий

малиновый,

игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

Филимоновские свистульки Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки.

Филимоновские свистульки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки.

Птица-свиристелка,  Звонкая поделка!  Ну-ка, ну-ка, говори,  Что там у тебя в нутрии?  -Верь, не верь ли, мой хороший,  А в нутрии-то - ничего,  Кроме двух сухих горошин  И дыханья твоего. Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Укоряет тех, кто забыл о самых счастливых земных минутах: познания, возвышающей умной работы, встреч с милыми, дружественными нам людьми, прикосновением к живому существу – зверю, птице, траве, листьям. Учит изумляться миру.

Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии? -Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.

Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Укоряет тех, кто забыл о самых счастливых земных минутах: познания, возвышающей умной работы, встреч с милыми, дружественными нам людьми, прикосновением к живому существу – зверю, птице, траве, листьям. Учит изумляться миру.

 Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.  Интернет – ресурсы:  www.potexi.pp.ru
  • Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.

Интернет – ресурсы:

  • www.potexi.pp.ru