МОУ Саюкинская сош
Учитель изобразительного искусства
МОУ Саюкинской сош
Часовских О.В.
Декоративно - прикладное искусство русского народа
Истоки изготовления игрушек уводят нас в глубь веков.
В глубокой древности игрушки делали из дерева – куклы, кони – каталки, плетенные из прутьев, собранные из щепочек погремушки, берестяные мячи и короба.
Мы сегодня поговорим о глиняной народной игрушке.
Если внимательно присмотреться к современным народным игрушкам, то можно заметить, что в них живут те же образы. Это конь, Птица, Женщина – мать, и т.д.
Сегодня вы познакомитесь более подробно с
филимоновской и дымковской игрушками.
- простота и ясность пластической формы,
- предельно обобщённый силуэт,
- яркая орнаментальная роспись.
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.
На белом фоне очень ярко сверкают цвета:
- малиновый,
- жёлто-оранжевый
- синий,
- зелёный.
Дымковская (вятская) игрушка - самая трудоемкая из всех народных игрушек из глины. Здесь все до мелочей должно быть профессионально сделано: аккуратно вылеплены и скреплены детали игрушки, затем тщательно высушена и обожжена в печи при 600-700`C. После обжига дымковская игрушка целиком обеливается, а затем расписывается. На белый фон мастерицы наносили яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины.
Каждая фигурка и каждый орнамент
имеют определённое значение.
Олень –
символ Дымки;
- Женская фигура (богиня плодородия);
- Конь (символ солнца, вечного светила);
Круги - символ солнца;
маленькие круги - символ очага;
Волнистые линии –
символ воды.
Образ России-матушки связан с ее хлебосольностью, красотой, широтой души. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником.
Дымковские индюки
Красочные индюки известны лучше любой другой дымковской игрушки. Каждая мастерица лепит только своего, не похожего на других, индюка. Выглядит такая игрушка краше павлина, и не заметить ее невозможно.
Мастерицы стремились делать свои игрушки заметными, красочными, и украшали свои авторские игрушки фрагментами сусального золота.
Всадники.
Всадник или наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.
Корова, барашек, козлик - очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.
Рожки у козликов прямые, с легким изгибом на кончике. А если слепить округлые рожки, украсить их тонкой волнистой лентой из пластичной глины, - то получится замечательный барашек. Традиционная игрушка из керамики - очень яркий и радостный сувенир, который напоминает о детстве, о природной жизни и славянских корнях.
Барашек.
Козлик.
В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны:
- крестьянки,
- солдаты,
- танцующие пары,
- наездники на лошадях;
из животных –
- коровы,
- бараны,
- лошадки,
- медведи;
из птиц –
- курицы,
- петухи и многое другое.
Изображения людей - монолитные, скупые на детали.
Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей.
В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку.
Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.
Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок.
Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.
Круг обозначает в росписи – солнце.
треугольник - землю,
елочки и ростки - символ растительности и жизни.
Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись.
Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи.
Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше.
Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.
Несмотря на относительную скупость их цветовой палитры –
красный,
зеленый
желтый
синий
малиновый,
игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.
Филимоновские свистульки
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки.
Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии? -Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.
Никто уже не помнит, когда впервые стали делать глиняные игрушки. Но и сегодня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. Оно превращает серый день в красочный, по детски волшебный. Укоряет тех, кто забыл о самых счастливых земных минутах: познания, возвышающей умной работы, встреч с милыми, дружественными нам людьми, прикосновением к живому существу – зверю, птице, траве, листьям. Учит изумляться миру.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.
Интернет – ресурсы: