Пейзаж
Изображение природы, реально-существующей или вымышленной местности.
Пейзаж — это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж — фигуры, которые оживляют местность.
Уильям Тёрнер. «Извержение Везувия»
А. Желонкин Дожди идут по земле...(живопись) в 2019 г. Пейза
i. Природный пейзаж
В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана
Ландшафтный пейзаж
Ландшафтный пейзаж (лесной, степной, речной, луговой, горный, равнинный (полевой))
Морской пейзвж (марина)
Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн
ii. Пейзажи с Изображением местности изменённой (или созданной) человеком
Парковый (или усадебный)
отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер
—
Архитектурный пейзаж
Архитектурный жанр в живописи ... Изображение мест и зданий, их характерных черт в соответствии со временем, функциональными, конструктивными и художественными особенностями, архитектурной композиции. Архитектурному жанру свойственна монументальность, грандиозность исторически значимых архитектурных сооружений
Городской пейзаж (ведута)
Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Сельский пейзаж
Индустриальный пейзаж
Индустриальный. Возник с развитием промышленности, появлением грандиозных заводов, огромных мостов, железных дорог
iii. Пейзажи с изображением местности вымышленной художником
Каприччо
Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж. Каприччио тесно связан с жанром ведуты. На некоторых картинах элементы каприччио могут сочетаться с другими жанрами
Футуристический пейзаж
Урбанистический. Это перенесённые на полотно небоскрёбы, эстакады и другие атрибуты мегаполисов. Интересная ветвь — футуристическая урбанистика, изображающая мегаполисы будущего.
Космический пейзаж
Фантастический пейзаж
Деление живописно-пейзажного творчества по времени года:
Алексей Саврасов. «Зима», 1870
Клод Моне. «Цветущая груша», 1885
Станислав Жуковский. Бабье лето. Ясная осень
Владимир Жданов. Летний пейзаж,
Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова
Деление живописно-пейзажного творчества по времени суток
Ночной пейзаж. Винсент ван Гог. «Звёздная ночь»
Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…
- --Живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала.
- --Тоном я называю степень светосилы цвета.
- --Чувство общего тона есть самое главное в живописи.
- --Передавать на полотне подлинную жизнь.
Н. П. Крымов
группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге.