СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Изобразительно-выразительные средства языка в заданиях ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Изобразительно-выразительные средства языка в заданиях ЕГЭ"»

Орфоэпическая разминка Торты, жалюзи, дефис, банты, кремень, столяр, дешевизна. Закупорить, озлобить, черпать, кашлянуть, кралась, звонишь, клала. Начавшись, мозаичный, красивее, кормящий, донельзя.

Орфоэпическая разминка

  • Торты, жалюзи, дефис, банты, кремень, столяр, дешевизна.
  • Закупорить, озлобить, черпать, кашлянуть, кралась, звонишь, клала.
  • Начавшись, мозаичный, красивее, кормящий, донельзя.
Орфоэпическая разминка тО рты, жалюз И , деф И с, б А нты, крем Е нь, стол Я р, дешев И зна. Зак У порить, озл О бить, ч Е рпать, к А шлянуть, кр А лась, звон И шь, кл А ла. Нач А вшись, моза И чный, крас И вее, корм Я щий, дон Е льзя.

Орфоэпическая разминка

  • тО рты, жалюз И , деф И с, б А нты, крем Е нь, стол Я р, дешев И зна.
  • Зак У порить, озл О бить, ч Е рпать, к А шлянуть, кр А лась, звон И шь, кл А ла.
  • Нач А вшись, моза И чный, крас И вее, корм Я щий, дон Е льзя.
 Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка в заданиях ЕГЭ  Цели: Актуализировать и обобщить знания о изобразительно-выразительных средствах языка. Совершенствование навыков анализа текста художественного и публицистического стилей речи; Отработка задания 26 ЕГЭ

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка в заданиях ЕГЭ

Цели:

  • Актуализировать и обобщить знания о изобразительно-выразительных средствах языка.
  • Совершенствование навыков анализа текста художественного и публицистического стилей речи;
  • Отработка задания 26 ЕГЭ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  ЛЕКСИЧЕСКИЕ  СИНТАКСИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА ТРОПЫ ПРИЁМЫ СРЕДСТВА   книжная, литота диалог, монолог, вводные и вставные конструкции  разговорная, эпитет анафора, эпифора, восклицательные предложения  просторечная лексика, ирония лексический повтор, вопросительные предложения  диалектизмы, жаргонизмы, метафора антитеза, оксюморон, однородные члены предложения  профессионализмы, термины, синекдоха инверсия, цитирование, сравнительный оборот, обращение  архаизмы, историзмы, неологизмы, сравнение градация, парцелляция, риторическое обращение  фразеологизмы, антонимы, синонимы, гипербола синтаксический параллелизм, риторический вопрос  эмоционально-оценочная метонимия вопросно-ответная форма риторическое восклицание  лексика олицетворение изложения многосоюзие, бессоюзие

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

СРЕДСТВА ТРОПЫ ПРИЁМЫ СРЕДСТВА

книжная, литота диалог, монолог, вводные и вставные конструкции

разговорная, эпитет анафора, эпифора, восклицательные предложения

просторечная лексика, ирония лексический повтор, вопросительные предложения

диалектизмы, жаргонизмы, метафора антитеза, оксюморон, однородные члены предложения

профессионализмы, термины, синекдоха инверсия, цитирование, сравнительный оборот, обращение

архаизмы, историзмы, неологизмы, сравнение градация, парцелляция, риторическое обращение

фразеологизмы, антонимы, синонимы, гипербола синтаксический параллелизм, риторический вопрос

эмоционально-оценочная метонимия вопросно-ответная форма риторическое восклицание

лексика олицетворение изложения многосоюзие, бессоюзие

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТРОПЫ: Метонимия – синекдоха Литота – гипербола Сравнение – метафора Эпитет Олицетворение Ирония

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ТРОПЫ:

  • Метонимия – синекдоха
  • Литота – гипербола
  • Сравнение – метафора
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Ирония

Олицетворение Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение создаётся обычно глаголами. Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев) О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)

Олицетворение

  • Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение создаётся обычно глаголами.
  • Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
  • О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)

Ирония  Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Признаком этого средства выразительности является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе , умная , бредёшь ты, голова? ( И. Крылов «Лисица и осел»)

Ирония

  • Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Признаком этого средства выразительности является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
  • Отколе , умная , бредёшь ты, голова? ( И. Крылов «Лисица и осел»)
Литота – гипербола Литота – средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления. Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении размеров или свойств предмета, человека, явления. Шаровары шириною с Черное море. Мальчик с пальчик. Мужичок с ноготок. Ест за четверых, работает за семерых. В сто сорок солнц закат пылал…

Литота – гипербола

  • Литота – средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления.
  • Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении размеров или свойств предмета, человека, явления.
  • Шаровары шириною с Черное море.
  • Мальчик с пальчик.
  • Мужичок с ноготок.
  • Ест за четверых, работает за семерых.
  • В сто сорок солнц закат пылал…
Эпитет Эпитет  – это художественное, эмоциональное, красочное определение, подчеркивает свойства предмета. Только в спальне горели свечи равнодушно – жёлтым огнём. (А.Ахматова) Четвертый лишний: 1)  веселый ветер 2)  седая старина 3)  деревянный дом 4)  черная тоска Сравните: каменная стена / говорил с каменным лицом  !!!  Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя.

Эпитет

  • Эпитет  – это художественное, эмоциональное, красочное определение, подчеркивает свойства предмета.
  • Только в спальне горели свечи равнодушно – жёлтым огнём. (А.Ахматова)

Четвертый лишний:

  • 1)  веселый ветер
  • 2)  седая старина
  • 3)  деревянный дом
  • 4)  черная тоска

Сравните:

  • каменная стена / говорил с каменным лицом
  • !!! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя.
Сравнение – метафора Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Метафора – это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. То есть метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение. В крови горит огонь желанья. (Пушкин) Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев) Ее любовь к сыну была подобна безумию.  Лавина писем с выражениями восхищения и восторга обрушилась на Андрея Васильевича.

Сравнение – метафора

  • Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.
  • Метафора – это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. То есть метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.
  • В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
  • Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
  • Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
  • Ее любовь к сыну была подобна безумию. 
  • Лавина писем с выражениями восхищения и восторга обрушилась на Андрея Васильевича.
Метонимия – синекдоха Метонимия  в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Синекдоха  – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части и наоборот. 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов «Горе от ума») 2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин «Медный всадник») 3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов «Демьянова уха») 4) Пуще всего береги копейку. (Н.Гоголь «Мертвые души») 5) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин «Евгений Онегин») 6) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов «Бородино») 7) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

Метонимия – синекдоха

  • Метонимия  в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
  • Синекдоха  – разновидность метонимии, в переводе с греческого означает соподразумевание. Синекдоха – это перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части и наоборот.
  • 1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов «Горе от ума»)
  • 2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин «Медный всадник»)
  • 3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов «Демьянова уха»)
  • 4) Пуще всего береги копейку. (Н.Гоголь «Мертвые души»)
  • 5) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин «Евгений Онегин»)
  • 6) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов «Бородино»)
  • 7) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

Работа с текстом

Молодость — вся жизнь

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось всё иначе. (4) Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что у моей матери настоящие друзья остались только её подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость – это время сближений. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделённая радость – не радость. (16)Человека портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один.

(19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде – тоже. (24)Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. (25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… (27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят. (Д.С. Лихачёв)

1. Найдите в тексте средства выразительности  2. Объясните постановку запятых в предложениях № 3, 5, 6    Текст песни «Детство мое, постой» из кинофильма «Последние каникулы».  Музыка Павла Аедоницкого, стихи   (3) Детство мое, постой,  Не спеши, погоди.  (4) Дай мне ответ простой —  Что там впереди?  Игоря Шаферана.  (5) Что-то случилось вдруг  В этот день, в этот час,  Словно хороший друг  Покидает нас.   (6) Ты погоди, погоди уходить навсегда,  Ты приводи, приводи, приводи нас сюда  Иногда.  Исполняет Лариса Мондрус.    (7) Детство мое, постой,  Не спеши, погоди.  (8) Дай мне ответ простой —  Что там впереди?   (9) Будет спешить рассвет.  (10) Будет снег, будет дождь.  (11) Только прошедших лет  Больше не вернешь.   (12) Ты погоди, погоди уходить навсегда,  Ты приводи, приводи, приводи нас сюда  Иногда.  (1) Здесь каждый дом найдём —  Хоть глаза завяжи, —  Где-то за тем углом  Детство вдаль бежит.   (2) Ты погоди, погоди уходить навсегда,  Ты приводи, приводи, приводи нас сюда  Иногда.  (13) Детство мое, постой,  Не спеши, погоди.  (14) Дай мне ответ простой —  Что там впереди?

1. Найдите в тексте средства выразительности 2. Объясните постановку запятых в предложениях № 3, 5, 6

Текст песни «Детство мое, постой» из кинофильма «Последние каникулы».

Музыка Павла Аедоницкого, стихи

(3) Детство мое, постой, Не спеши, погоди. (4) Дай мне ответ простой — Что там впереди?

Игоря Шаферана.

(5) Что-то случилось вдруг В этот день, в этот час, Словно хороший друг Покидает нас. (6) Ты погоди, погоди уходить навсегда, Ты приводи, приводи, приводи нас сюда Иногда.

Исполняет Лариса Мондрус.

(7) Детство мое, постой, Не спеши, погоди. (8) Дай мне ответ простой — Что там впереди? (9) Будет спешить рассвет. (10) Будет снег, будет дождь. (11) Только прошедших лет Больше не вернешь. (12) Ты погоди, погоди уходить навсегда, Ты приводи, приводи, приводи нас сюда Иногда.

(1) Здесь каждый дом найдём — Хоть глаза завяжи, — Где-то за тем углом Детство вдаль бежит. (2) Ты погоди, погоди уходить навсегда, Ты приводи, приводи, приводи нас сюда Иногда.

(13) Детство мое, постой, Не спеши, погоди. (14) Дай мне ответ простой — Что там впереди?

Картина «Навстречу жизни», Май Данциг (1930-2017)

Картина «Навстречу жизни», Май Данциг (1930-2017)

Домашнее задание  Написать сочинение-рассуждение по тексту Д. Лихачева «Молодость – вся жизнь»

Домашнее задание

  • Написать сочинение-рассуждение по тексту

Д. Лихачева «Молодость – вся жизнь»