СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Кармен

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Кармен, 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Кармен»

Жорж Бизе   (1838—1875) — французский композитор периода романтизма

Жорж Бизе

(1838—1875) — французский композитор периода романтизма

История создания оперы  «Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки.  Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, а ровно через три месяца композитора не стало.  Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой.

История создания оперы

«Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки.

Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, а ровно через три месяца композитора не стало.

Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой.

Переосмысление новеллы П. Мериме

Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме, точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме. Либретто написали опытные драматурги А. Мельяк и Л. Галеви, существенно переосмыслив первоисточник.

  • Изменены образы главных героев. Хозе – не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный человек, прямой и честный, несколько слабовольный и вспыльчивый. Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье. Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость.
  • Другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни.
  • Для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла, противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо.
  • Усилено значение народных сцен. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д.
Действующие лица:      К а р м е н , цыганка . . . . . . . . . . . . . . . . . меццо-сопрано  Д о н Х о з е , сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . тенор  Э с к а м и л ь о , тореадор . . . . . . . . . . . . . . . . баритон  Д а н к а й р о , контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . баритон  Р е м е н д а д о , контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . тенор  Ц у н и г а , лейтенант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . бас  М о р а л е с , сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . баритон  М и к а э л а , невеста Хозе . . . . . . . . . . . . . . . . сопрано  Ф р а с к и т а , цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано  М е р с е д е с , цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано  Л и л ь я с П а с т ь я , содержатель таверны . . . . . . без слов  П р о в о д н и к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . без слов    Офицеры, солдаты, мальчишки, работницы табачной фабрики, молодые  люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры,  народ.     Действие происходит в Испании в первой половине XIX века.

Действующие лица:

 

 

К а р м е н , цыганка . . . . . . . . . . . . . . . . . меццо-сопрано

Д о н Х о з е , сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . тенор

Э с к а м и л ь о , тореадор . . . . . . . . . . . . . . . . баритон

Д а н к а й р о , контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . баритон

Р е м е н д а д о , контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . тенор

Ц у н и г а , лейтенант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . бас

М о р а л е с , сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . баритон

М и к а э л а , невеста Хозе . . . . . . . . . . . . . . . . сопрано

Ф р а с к и т а , цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано

М е р с е д е с , цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано

Л и л ь я с П а с т ь я , содержатель таверны . . . . . . без слов

П р о в о д н и к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . без слов

 

Офицеры, солдаты, мальчишки, работницы табачной фабрики, молодые

люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры,

народ.

  

Действие происходит в Испании в первой половине XIX века.

Идея оперы Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада  (у Хозе – «патриархальный», у Кармен – свободный, не скованный нормами общепринятой морали), два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу.

Идея оперы

  • Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств.
  • В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада (у Хозе – «патриархальный», у Кармен – свободный, не скованный нормами общепринятой морали), два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу.
Драматургия оперы Драматургия  оперы основана на контрастном сопоставлении любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры и вплоть до кульминационной заключительной сцены.

Драматургия оперы

  • Драматургия оперы основана на контрастном сопоставлении любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни.
  • Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры и вплоть до кульминационной заключительной сцены.
Контрастное сопоставление Любовная драма Праздничные сцены народной жизни

Контрастное сопоставление

Любовная драма

Праздничные сцены

народной жизни

I д. Драматургия оперы 1 действие начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон , на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен. Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком. Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу.

I д. Драматургия оперы

  • 1 действие начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон , на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен.
  • Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком.
  • Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу.
II д. Драматургия оперы 2 действие также открывается шумной, оживленной народной сценой в кабачке у Лильяс-Пастья (место тайных встреч контрабандистов). Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо. В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание. Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами.

II д. Драматургия оперы

  • 2 действие также открывается шумной, оживленной народной сценой в кабачке у Лильяс-Пастья (место тайных встреч контрабандистов).
  • Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо.
  • В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание.
  • Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами.
III д. Драматургия оперы В 3 действии конфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому, от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему. Центром З действия является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен. Кульминация – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен. Однако развязка оттягивается : в финале этого действия Хозе уходит с Микаэлой к больной матери. В целом, 3 действие переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходят ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания. Большую роль в эмоциональной окраске действия играют  марш контрабандистов  с их беспокойным, настороженным характером.

III д. Драматургия оперы

  • В 3 действии конфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому,

от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему.

  • Центром З действия является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен.
  • Кульминация – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен.
  • Однако развязка оттягивается : в финале этого действия Хозе уходит с Микаэлой к больной матери.
  • В целом, 3 действие переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходят ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания.
  • Большую роль в эмоциональной окраске действия играют марш контрабандистов с их беспокойным, настороженным характером.

IV д. Драматургия оперы В 4 действии развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации. Развязка драмы происходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте. Таким образом, народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму.

IV д. Драматургия оперы

  • В 4 действии развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации.
  • Развязка драмы происходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте.
  • Таким образом, народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму.
Образ Кармен

Образ Кармен

Образ Кармен Кармен - одна из самых ярких оперных героинь. Это - олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. Образ Кармен меняется от весело-игривого до трагического - свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни. Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.

Образ Кармен

  • Кармен - одна из самых ярких оперных героинь. Это - олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости.
  • Образ Кармен меняется от весело-игривого до трагического - свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
  • Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.
Елена Васильевна Образцова  (1939-2015)   - советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, педагог, профессор.

Елена Васильевна Образцова

(1939-2015)   -

советская и российская оперная певица

(меццо-сопрано), актриса, педагог, профессор.

Тема «роковой страсти», обреченности   Первая характеристика Кармен дана в увертюре, где возникает основной лейтмотив оперы - тема «роковой страсти».  Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

Тема «роковой страсти», обреченности

  • Первая характеристика Кармен дана в увертюре, где возникает основной лейтмотив оперы - тема «роковой страсти».

  • Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.
Тема «роковой страсти»  Лейтмотив «роковой страсти» появляется в наиболее важных моментах драмы: в сцене с цветком в I д. (завязка); в дуэте Кармен и Хозе во II д. (первая кульминация); перед «ариозо гадания» в III д. (драматургический перелом) ; и особенно широко в IV д. - финале оперы (развязка).    «Роковая» тема имеет два облика: в основном это протяжное, напряженное звучание. Она врывается в важные драматургические моменты, как бы предвосхищая трагический исход любви Кармен и Хосе.

Тема «роковой страсти»

Лейтмотив «роковой страсти» появляется в наиболее важных моментах драмы:

  • в сцене с цветком в I д. (завязка);
  • в дуэте Кармен и Хозе во II д. (первая кульминация);
  • перед «ариозо гадания» в III д. (драматургический перелом) ;
  • и особенно широко в IV д. - финале оперы (развязка).

«Роковая» тема имеет два облика: в основном это протяжное, напряженное звучание. Она врывается в важные драматургические моменты, как бы предвосхищая трагический исход любви Кармен и Хосе.

Iд. Хабанера Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.

Iд. Хабанера

  • Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера.
  • Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма.
  • Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.
 Музыкальный словарь    Хабанера (от названия города La Habana - Гавана) - испанский танец кубинского происхождения, который по своему ритму приближен к танго.  Исполняется в медленном темпе, движения в значительной части свободно импровизируются: размер 2/4, в аккомпанементе ритмическая фигура:

Музыкальный словарь

Хабанера (от названия города La Habana - Гавана) - испанский танец кубинского происхождения, который по своему ритму приближен к танго.

Исполняется в медленном темпе, движения в значительной части свободно импровизируются: размер 2/4, в аккомпанементе ритмическая фигура:

 Хабанера    У любви, как у пташки, крылья,  Её нельзя никак поймать.  Тщетны были бы все усилья,  Но крыльев ей вам не связать.   Всё напрасно – мольбы и слёзы,  И красноречье, и томный вид,  Безответная на угрозы,  Куда ей вздумалось - летит.   Любовь! Любовь!  Любовь! Любовь!   Любовь дитя, дитя свободы,  Законов всех она сильней.  Меня не любишь, но люблю я,  Так бойся же любви моей!   Меня не любишь ты,  Так что ж, зато тебя люблю!  Тебя люблю я, берегись любви моей!    Думал ты - пташка уж поймалась,  Но взмах крыла – и в облака  От тебя она вновь умчалась,  Не ждёшь её – но здесь она!   Близ тебя вот она порхает,  Волнуя пламенную кровь,  Поспеши к ней – она взлетает,  Гони её – она тут вновь!   Любовь! Любовь!  Любовь! Любовь!   Любовь дитя, дитя свободы,  Законов всех она сильней.  Меня не любишь, но люблю я,  Так берегись любви моей!   Меня не любишь ты,  Так что ж, зато тебя люблю!  Тебя люблю я, берегись любви моей!

Хабанера

У любви, как у пташки, крылья, Её нельзя никак поймать. Тщетны были бы все усилья, Но крыльев ей вам не связать. Всё напрасно – мольбы и слёзы, И красноречье, и томный вид, Безответная на угрозы, Куда ей вздумалось - летит. Любовь! Любовь! Любовь! Любовь! Любовь дитя, дитя свободы, Законов всех она сильней. Меня не любишь, но люблю я, Так бойся же любви моей! Меня не любишь ты, Так что ж, зато тебя люблю! Тебя люблю я, берегись любви моей!

Думал ты - пташка уж поймалась, Но взмах крыла – и в облака От тебя она вновь умчалась, Не ждёшь её – но здесь она! Близ тебя вот она порхает, Волнуя пламенную кровь, Поспеши к ней – она взлетает, Гони её – она тут вновь! Любовь! Любовь! Любовь! Любовь! Любовь дитя, дитя свободы, Законов всех она сильней. Меня не любишь, но люблю я, Так берегись любви моей! Меня не любишь ты, Так что ж, зато тебя люблю! Тебя люблю я, берегись любви моей!

I д. Грозный муж Вплоть до III действия характеристика Кармен выдержана в жанрово-танцевальном плане. Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора. Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется музыкальная цитата - известная шуточная испанская песенка. Мелодию песенки Бизе связал с пушкинским текстом (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

I д. Грозный муж

  • Вплоть до III действия характеристика Кармен выдержана в жанрово-танцевальном плане.
  • Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора.
  • Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется музыкальная цитата - известная шуточная испанская песенка. Мелодию песенки Бизе связал с пушкинским текстом (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

Грозный муж

Цунига: Не хочешь ответить ты нам,

Пойдешь в тюрьму,

Хозе: Мой лейтенант, сперва вышли там споры

Песнь окончишь ты там.

Потом принялись за драку, в ход пошли ножи,

У одной даже рана.

Работницы: Да, в тюрьму, да, в тюрьму!

(Кармен бросается к работницам и замахивается на одну из них.

Цунига: Кто виновен?

Хозе (указывая на Кармен):

Хозе хватает ее за руку.)

Да вот эта...

Цунига: Вот ведьма!

Цунига (к Кармен):

Я убедился - ты драться умеешь.

Слышишь ли ты? Что ответишь ты нам?

(Кармен, угрожающе напевая, подходит к Цуниге.)

 

 

Кармен (насмешливо напевая):

Кармен: Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля!

Тра-ля-ля-ля!

Цунига (про себя):

Режь меня, жги меня,

Это жалко. Очень досадно!

Не скажу ничего я!

Тра-ля-ля-ля!

Право, ведь она недурна.

Справиться с ней – задача трудна. (к Хозе)

Не боюсь ничего,

И сам черт мне не брат!

Крепче руки ей надо связать.

(Уходит в караульное помещение.

Цунига: Твои песни тут ни при чем.

Хозе связывает Кармен руки.)

Ответить ты должна.

Отвечай, мы ждем!

Кармен: Куда ты поведешь?

Хозе: В тюрьму.

 

Я исполню приказанье.

Кармен:

 

Тра-ля-ля-ля! Это тайна моя

А я тайны храню.

Тра-ля-ля-ля! Я другого люблю

И умру с ним, любя.

I д. Сегидилья Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии - Сегидилья (испанский народный танец-песня). Сегидилью отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал. С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки. Сегидилья мировой оперный хит. Это ключевой момент в сюжете оперы, когда Хозе из добропорядочного солдата под влиянием Кармен совершает первое служебное преступление.

I д. Сегидилья

  • Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии - Сегидилья (испанский народный танец-песня).
  • Сегидилью отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал.
  • С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки.
  • Сегидилья мировой оперный хит.
  • Это ключевой момент в сюжете оперы, когда Хозе из добропорядочного солдата под влиянием Кармен совершает первое служебное преступление.
 Музыкальный словарь   Сегидилья (исп. seguidilla), испанский танец в быстром движении и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро.

Музыкальный словарь

Сегидилья (исп. seguidilla), испанский танец в быстром движении и трехдольном тактовом размере, похожий на болеро.

Сегидилья

Хосе: Молчи!

Кармен:

Я запретил обращаться ко мне! Кармен: Но я ведь не с тобой

В старом предместье Севильи

Друг мой живёт, Лильяс Пастья.

Я так себе болтаю,

Я песню напеваю и мечтаю…

Я там пропляшу сегидилью,

Выпью там манзанилью,

Нельзя же запретить мне мечтать!

Я думаю об офицере...

В кабачке веселом Лильяс Пастья.

 

Как страстно меня он любит

Да, но одной ведь тоже скучно,

И я его, быть может, полюблю…

Там право веселей вдвоем.

Хосе: Кармен! Кармен: Хоть мой военный пока в малом чине

И милый, если он найдётся,

Даже не лейтенант,

Мы вместе с ним туда пойдем.

Но бедной влюбленной цыганке

Где ж милый мой, что мне за дело,

Чего же еще желать

Я другого не хочу искать.

Его прогнала я вчера,

Сердце моё вновь опустело,

Хосе: Кармен! От тебя, точно пьян я... Я исполню все, что желаешь! Долг солдата, забуду я, Но клятву дай мне, Кармен, что будешь ты моя? Кармен: Да...

Хосе: В Лильяс Пастьи таверне... Кармен: Танцевать мы будем сегидилью... Хосе: Обещаешь? Кармен: И мы будем пить манзанилью. Хосе: Ты обещаешь? Кармен: В старом предместье Севильи

Свободна вновь, как ветер я.

 

Друг мой живёт, Лильяс Пастья.

Я там пропляшу сегидилью,

За мною юноши толпою

Выпью там манзанилью

Но не по вкусу мне они.

Тра-ля-ля ля….

Располагать могу тобою,

И новой жду страстной любви.

Сердце моё полное страсти

Бьётся в груди, друга зовёт.

Жаждет ласки, любви и счастья,

Друг, приди, время ведь не ждёт.

 

В старом предместье Севильи

Друг мой живёт, Лильяс Пастья.

Я там пропляшу сегидилью,

Выпью там манзанилью,

С новым другом там я буду пировать.

 

 

II д. Цыганская песня и танец Следующее появление Кармен - в цыганской песне и танце, которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

II д. Цыганская песня и танец

  • Следующее появление Кармен - в цыганской песне и танце, которым открывается II действие.
  • Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки.
  • Непрерывное нарастание динамики и темпа создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.
 Цыганская песня     В цыганах закипела кровь, Лишь только звуки дорогие, Лепечет нежные слова Напевы, песни им родные И, легкий стан обняв рукою, С гитарой прозвучали вновь. С красоткой пляшет молодою А вот и бубен зазвенел Цыган, весь страстию дыша. В руках красавицы-смуглянки, Сдержать порыва нету сил, И поднялися все цыганки: Сдержать порыва нету сил, Веселый праздник для всех настал. Все громче песня раздается, Тра-ля-ля-ля-ля! В вихре, пляске все несется,  Позабыв в весельи целый мир. Сверкают кольца золотые, Тра-ля-ля-ля-ля! И искры мечут огневые   Их очи, полные любви. Но танец томный их сперва, Но танец томный их сперва Потом становится быстрее, И по земле летит резвее, Едва ступает резвая нога. Тра-ля-ля-ля-ля!  

Цыганская песня

В цыганах закипела кровь,

Лишь только звуки дорогие,

Лепечет нежные слова

Напевы, песни им родные

И, легкий стан обняв рукою,

С гитарой прозвучали вновь.

С красоткой пляшет молодою

А вот и бубен зазвенел

Цыган, весь страстию дыша.

В руках красавицы-смуглянки,

Сдержать порыва нету сил,

И поднялися все цыганки:

Сдержать порыва нету сил,

Веселый праздник для всех настал.

Все громче песня раздается,

Тра-ля-ля-ля-ля!

В вихре, пляске все несется,

Позабыв в весельи целый мир.

Сверкают кольца золотые,

Тра-ля-ля-ля-ля!

И искры мечут огневые

Их очи, полные любви.

Но танец томный их сперва,

Но танец томный их сперва

Потом становится быстрее,

И по земле летит резвее,

Едва ступает резвая нога.

Тра-ля-ля-ля-ля!

 

II д. Дуэт Хозе и Кармен В центре II действия - дуэтная сцена Кармен и Хозе. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение. Начало дуэта пронизано чувством радостного согласия: Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Очень простая, бесхитростная мелодия в народном духе, Кармен напевает ее без всяких слов. Хозе любуется ею, однако идиллия длится недолго - военный сигнал напоминает Хозе о воинской службе. Композитор использует прием двуплановости : при втором проведении мелодии песни к ней присоединяется сигнал военной трубы. Для Кармен воинская дисциплина не является уважительной причиной для досрочного окончания свидания, она негодует. В ответ на град ее упреков и насмешек Хозе говорит о своей любви (нежное ариозо с цветком «Видишь, как свято сохраняю...»). Затем ведущая роль в дуэте переходит к Кармен, которая пытается увлечь Хозе свободной жизнью в горах «Туда, туда в родные горы» . « Ариозо с цветком» и гимн свободе - это два совершенно противоположных представления о жизни и любви.

II д. Дуэт Хозе и Кармен

  • В центре II действия - дуэтная сцена Кармен и Хозе. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.
  • Начало дуэта пронизано чувством радостного согласия: Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Очень простая, бесхитростная мелодия в народном духе, Кармен напевает ее без всяких слов.
  • Хозе любуется ею, однако идиллия длится недолго - военный сигнал напоминает Хозе о воинской службе.
  • Композитор использует прием двуплановости : при втором проведении мелодии песни к ней присоединяется сигнал военной трубы. Для Кармен воинская дисциплина не является уважительной причиной для досрочного окончания свидания, она негодует.
  • В ответ на град ее упреков и насмешек Хозе говорит о своей любви (нежное ариозо с цветком «Видишь, как свято сохраняю...»). Затем ведущая роль в дуэте переходит к Кармен, которая пытается увлечь Хозе свободной жизнью в горах «Туда, туда в родные горы» .
  • « Ариозо с цветком» и гимн свободе - это два совершенно противоположных представления о жизни и любви.

Дуэт Хозе и Кармен  

КАРМЕН.

А вот теперь... и для тебя для одного спляшу. Надеюсь, угожу. Где мои кастаньеты?

Сядь-ка сюда и гляди. Час балета!

ХОЗЕ Ты не права, Кармен. Смеёшься надо мной,

Любовью и судьбой так ветрено рискуя.

За сценой раздаются звуки военной трубы.

А я, моя Кармен, так жадно ждал свидания с тобой.

  ХОЗЕ. Слышишь, Кармен? Постой! Остановись.

Впервые в жизни так отчаянно люблю я.

Ты слышишь?

  КАРМЕН. Что тебе? Не мешай!

  КАРМЕН. "Впервые так люблю!" О, как страдает он.

ХОЗЕ. Там играет труба...

"Я никогда ещё так горячо свидания не ждал..."

Да... В казармах у нас уже играют сборы.

"Ну, посмотри же, как отчаянно люблю я..."

Скликают нас туда.

Та-ра-та-та – но трубы заиграли!

КАРМЕН. Браво! Браво! Это чудесно!

Та-ра-та-та – нельзя же опоздать!

Мне было неудобно танцевать без оркестра.

"Обожаю тебя! Но перекличка!..

Призывает труба! Пора в казарму! Бежать!"

А музыка с небес летит и знает – куда.

ХОЗЕ. Но ты не поняла, Кармен. Играют сборы.

И прощай вся любовь!

  ХОЗЕ. Не веришь ты в мою любовь, Кармен...

Вечерний сбор. В казарму я должен идти.

КАРМЕН (поражена). Как идти? Ты уйдёшь?

  КАРМЕН. Ступай!

  ХОЗЕ. Кармен, дай мне сказать!

Ах, какая же я дура! Ах, какая же я дура!

  КАРМЕН. Я не желаю слушать!

Я для него стараюсь! Из кожи лезу вон...

Готова я на всё, чтоб был доволен он...

  ХОЗЕ. Дай мне сказать!

  КАРМЕН. Убирайся в казарму!

И пляшу... и пою...

  ХОЗЕ. Нет, я скажу.

И мне даже казалось, что его я люблю.

Та-ра-та-та – услышал трубача он.

  КАРМЕН. Там тебя ожидают. Вон дверь! Ступай!

  ХОЗЕ. Нет! Я всё скажу! Будешь ты, Кармен, слушать меня!!!

Та-ра-та-та – беги, не опоздай.

Торопись, кавалер. На! Кивер возьми!

Вот сабля. Вешай ранец! Убирайся, храбрец!

Ступай! Отправляйся в казарму!

 

III д. Сцена гадания. Ариозо Кармен  В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется.  Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания. Кармен впервые задумалась о своей жизни.  Выразительные средства этого ариозо резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен: вокальная мелодия отличается широтой дыхания; скорбный, сумрачный колорит; минорный лад; низкий регистр оркестровой партии; однообразный ритм создает ощущение траурного марша .

III д. Сцена гадания. Ариозо Кармен

В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется

и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется.

Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания. Кармен впервые задумалась о своей жизни.

Выразительные средства этого ариозо резко отличаются

от всей предыдущей характеристики Кармен:

  • вокальная мелодия отличается широтой дыхания;
  • скорбный, сумрачный колорит;
  • минорный лад;
  • низкий регистр оркестровой партии;
  • однообразный ритм создает ощущение траурного марша .
 Ариозо Кармен     Посмотрим, что меня в жизни ждет. Бубны, пики. В них смерть я прочла.   Мне сперва, после ему, Обоих нас ждет смерть…  Когда же смерть близка, ( Смешивает карты и снова их раскидывает.)  Напрасно убегаешь – Уж если раз ответ зловещий карты дали, Так решено судьбой. Напрасно их мешать. Неумолимы карты, все в них прочитаешь. И то, что нам они в гаданье показали, Ответ один – умрешь... Вновь станут повторять. А, если смерть близка, Но если решено, что счастье улыбнется, Напрасно убегать, Не бойся, все мешай. Все в картах прочитаешь. Один ответ: жди смерть!… Коль карта у тебя в руке перевернется, Удачи ожидай.   

Ариозо Кармен

Посмотрим, что меня в жизни ждет.

Бубны, пики. В них смерть я прочла.

Мне сперва, после ему,

Обоих нас ждет смерть…

Когда же смерть близка,

( Смешивает карты и снова их раскидывает.)

Напрасно убегаешь –

Уж если раз ответ зловещий карты дали,

Так решено судьбой.

Напрасно их мешать.

Неумолимы карты, все в них прочитаешь.

И то, что нам они в гаданье показали,

Ответ один – умрешь...

Вновь станут повторять.

А, если смерть близка,

Но если решено, что счастье улыбнется,

Напрасно убегать,

Не бойся, все мешай.

Все в картах прочитаешь.

Один ответ: жди смерть!…

Коль карта у тебя в руке перевернется,

Удачи ожидай.

 

IV д. Два дуэта  В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах: первый дуэт с Эскамильо , он проникнут любовью и радостным согласием; второй дуэт с Хозе , - трагический поединок, кульминация всей оперы.  Мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны.

IV д. Два дуэта

В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах:

  • первый дуэт с Эскамильо , он проникнут любовью и радостным согласием;
  • второй дуэт с Хозе , - трагический поединок, кульминация всей оперы.

Мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны.

Образ Эскамильо

Образ Эскамильо

Дуэт Эскамильо и Кармен из 4 д.   Эскамильо: Если любишь меня Дорогая, Кармен, То успех мой сегодня Осчастливит тебя, Если любишь всей душою. Кармен: Добрый друг, Эскамильо, Да люблю я навеки, И никого еще не любила, как тебя! Кармен и Эскамильо: Я люблю тебя! Я люблю тебя!

Дуэт Эскамильо и Кармен из 4 д.

Эскамильо:

Если любишь меня

Дорогая, Кармен,

То успех мой сегодня

Осчастливит тебя,

Если любишь всей душою.

Кармен:

Добрый друг, Эскамильо,

Да люблю я навеки,

И никого еще не любила, как тебя!

Кармен и Эскамильо:

Я люблю тебя!

Я люблю тебя!

Дуэт Хозе и Кармен из 4 д .

Кармен: Ты здесь?

Кармен:

Хозе: Да, здесь!

Кармен: Меня предупредили,

Нет, нет, напрасно ты просишь.

Знаю я, что убьешь ты меня,

Что ты недалеко,

Что должен ты прийти,

Но хоть бы смерть в глаза глядела,

Нет, нет, нет не уступлю я никогда!

Говорили ещё

Чтоб я за жизнь опасалась.

Хозе: Разлюбила меня, разлюбила меня!

Но я горда и бежать не хочу.

Кармен: Да, больше не люблю!

Хозе: Я разве угрожаю?

Хозе:

Прошу лишь, умоляю...

Но я как прежде обожаю, Кармен,

Я все забыл, Кармен!

Тебе я все прощаю.

Я все забыл и прощаю

Кармен:

Да! Мы с тобой вдвоем

Напрасны все слова – я больше не люблю.

Хозе:

Жизнь должны начать иную,

Счастье найдем в краю чужом.

Кармен, тебя я обожаю!

Изволь, я буду делать все,

Кармен: Невозможного ты просишь,

Никогда Кармен не лжет.

Что пожелаешь!

Ей сердце ты не изменишь,

Все в жертву принесу,

И между нами пропасть легла.

Жизнь я свою в жертву отдаю,

И лгать не стану я:

Но не покидай меня, моя Кармен!

Ах, ради дней прошедших, светлых дней!

Так и знай, кончено все!

У нас ведь было счастье!

Хозе: Кармен, но еще есть время!

Кармен, не покидай меня!

Да, ведь еще есть время!

Ведь я пришел, чтобы спасти тебя.

Не покидай меня!

О, не гони меня!

Кармен:

Спасти, спасти хочу тебя,

Мольбы напрасны, не уступлю.

А вместе и себя!

Кармен свободна, свободной и умру!!! !

Вывод Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости. В опере цыганка воплощает смелость и свободолюбие, обаяние и красоту, но без хитрости. Бизе добавляет главной героине таких черт, как благородство, независимость, прямота чувств. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия - свое право на свободу она доказывает ценой собственной жизни.

Вывод

  • Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости.
  • В опере цыганка воплощает смелость и свободолюбие, обаяние и красоту, но без хитрости.
  • Бизе добавляет главной героине таких черт, как благородство, независимость, прямота чувств.
  • Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия - свое право на свободу она доказывает ценой собственной жизни.
Образ Хозе

Образ Хозе

Образ Хозе  В трактовке композитора Бизе Хозе человечен, прост, лишен черт индивидуальной исключительности.  Хозе в опере это честный крестьянский парень, ставший сначала драгуном, а потом разбойником.  Образ Хосе пронизан романтикой, отсюда и его «романсовые» арии.  Бизе описал своего современника, человека честного, прямого, несколько слабовольного, мечтающего об уютном и спокойном счастье.  В силу роковых обстоятельств он оказался вырван из привычных условий существования - это и послужило причиной его личной драмы.

Образ Хозе

  • В трактовке композитора Бизе Хозе человечен, прост, лишен черт индивидуальной исключительности.
  • Хозе в опере это честный крестьянский парень, ставший сначала драгуном, а потом разбойником.
  • Образ Хосе пронизан романтикой, отсюда и его «романсовые» арии.
  • Бизе описал своего современника, человека честного, прямого, несколько слабовольного, мечтающего об уютном и спокойном счастье.
  • В силу роковых обстоятельств он оказался вырван из привычных условий существования - это и послужило причиной его личной драмы.
 Ариозо с цветком Хозе      Видишь, Кармен, хранил я свято   Цветок, мне брошенный когда-то, Ты пришла ко мне злой бедою. Цветок увянуть мог любой, Но желаю лишь одного я, Но твой дышал, дышал тобой. Чтоб ты опять была со мной,   Словно час тянулась минута. И чтоб цветок, подарок твой, И не раз, мечтами окутан, Тобой дышал, тобой, только тобой. Твоё я имя проклинал...   Но твой цветок тобой дышал. Ты мой восторг, моё мученье.   Ты навеки моя судьба. Недаром час той первой встречи Нас те безумные мгновенья, моя Кармен, Соединили навсегда. Позором моим был отмечен. Тебя забыть я дал зарок. Тебя люблю я! Но лишь тобой дышит цветок.   Видишь, Кармен, хранил я свято

Ариозо с цветком Хозе

Видишь, Кармен, хранил я свято

Цветок, мне брошенный когда-то,

Ты пришла ко мне злой бедою.

Цветок увянуть мог любой,

Но желаю лишь одного я,

Но твой дышал, дышал тобой.

Чтоб ты опять была со мной,

 

Словно час тянулась минута.

И чтоб цветок, подарок твой,

И не раз, мечтами окутан,

Тобой дышал, тобой, только тобой.

Твоё я имя проклинал...

 

Но твой цветок тобой дышал.

Ты мой восторг, моё мученье.

 

Ты навеки моя судьба.

Недаром час той первой встречи

Нас те безумные мгновенья, моя Кармен,

Соединили навсегда.

Позором моим был отмечен.

Тебя забыть я дал зарок.

Тебя люблю я!

Но лишь тобой дышит цветок.

 

Видишь, Кармен, хранил я свято

Образ Микаэлы

Образ Микаэлы

Образ Микаэлы Микаэла, невеста Хозе, второстепенный  персонаж новеллы - невинный и чистый. Юная Микаэла осталась за порогом действия оперы, но позволила создать ряд цельных и трогательных музыкальных страниц. В опере она показана ласковой и кроткой девушкой. Характер Микаэлы словно противопоставляется характеру Кармен, строптивому и необузданному. В III д. в лагере контрабандистов появляется Микаэла, разыскивающая дона Хозе. Она очень испугана и просит защиты у Бога в трогательной арии «Напрасно себя уверяю».

Образ Микаэлы

  • Микаэла, невеста Хозе, второстепенный

персонаж новеллы - невинный и чистый.

  • Юная Микаэла осталась за порогом действия оперы, но позволила создать ряд цельных и трогательных музыкальных страниц.
  • В опере она показана ласковой и кроткой девушкой. Характер Микаэлы словно противопоставляется характеру Кармен, строптивому и необузданному.
  • В III д. в лагере контрабандистов появляется Микаэла, разыскивающая дона Хозе. Она очень испугана и просит защиты у Бога в трогательной арии «Напрасно себя уверяю».
  Ария Микаэлы Пойду к злодейке я смело,  Речитатив: Скажу:

Ария Микаэлы

Пойду к злодейке я смело,

Речитатив:

Скажу: "Сгубила ты его!"

Вот, кажется, притон для всех контрабандистов,

Ах, моя любовь поможет мне.

И здесь Хозе увижу я.

И, может быть, спасу его.

Я передам ему родимой волю

Она, говорят, так прекрасна,

Но меня не устрашить,

И его, быть может, спасу.

 

Сумею я робость победить.

Напрасно себя уверяю,

Пускай я умру за него.

Что страха нет в душе моей.

Ах, господь, ты не оставь меня,

Господь, ты не оставь меня!

Но что скрывать, вся замираю,

И сердце бьется все сильней и сильней.

Напрасно себя уверяю,

Все здесь уныло и грозно,

Все пугает меня.

Что страха нет в душе моей.

Но надо страх прогнать.

Но что скрывать, вся замираю,

Матери бедной я обещала,

И сердце бьется все сильней и сильней.

Все здесь уныло и грозно,

Что сын ее вернется к ней.

Все пугает меня,

Но надо страх прогнать.

Матери бедной я обещала,

Что сын ее вернется к ней.

И здесь меня бог хранит,

Сам господь охраняет от зла меня,

Сам господь от зла меня хранит.

Образ Эскамильо

Образ Эскамильо

Образ Эскамильо Волевой, мужественный , прямолинейный в своих действиях тореадор Эскамильо, которому всегда сопутствует удача, в новелле был набросан лишь штрихами, а в опере получил богатое раскрытие характера и красивую вокальную партию. Особенно хорош Эскамильо в последнем действии. Он появляется под руку с Кармен, одетой с роскошью, которую может себе позволить победитель корриды в зените славы. Но любовный дуэт «Если любишь меня», который они поют вдвоём, не стал оперным хитом, в отличие от куплетов, который давно исполняются как концертный номер.

Образ Эскамильо

  • Волевой, мужественный , прямолинейный в своих действиях тореадор Эскамильо, которому всегда сопутствует удача, в новелле был набросан лишь штрихами, а в опере получил богатое раскрытие характера и красивую вокальную партию.
  • Особенно хорош Эскамильо в последнем действии. Он появляется под руку с Кармен, одетой с роскошью, которую может себе позволить победитель корриды в зените славы.
  • Но любовный дуэт «Если любишь меня», который они поют вдвоём, не стал оперным хитом, в отличие от куплетов, который давно исполняются как концертный номер.
Главные герои  оперы «Кармен»

Главные герои оперы «Кармен»

Главные герои оперы Цыганка Кармен – темпераментная и смелая.  Сержант Хозе – простой, честный, но вспыльчивый и слабохарактерный человек.  Тореадор Эскамильо – богатый и знаменитый.  Невеста  Микаэла – нежная, трогательная, кроткая и ласковая.

Главные герои оперы

Цыганка Кармен – темпераментная и смелая.

Сержант Хозе – простой, честный,

но вспыльчивый и слабохарактерный человек.

Тореадор Эскамильо – богатый и знаменитый.

Невеста Микаэла – нежная, трогательная,

кроткая и ласковая.

Либретто 4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Подруги Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

Либретто

4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Подруги Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк.

Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе.

В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

Финал оперы  В финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры: тема роковой страсти (в последний раз она проводится в мажоре); тема народного праздника; тема тореадора.  Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре. Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо.

Финал оперы

В финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры:

  • тема роковой страсти (в последний раз она проводится в мажоре);
  • тема народного праздника;
  • тема тореадора.

Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре. Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо.

Рефлексия Кто написал оперу «Кармен»? Где происходят события? Кармен – это кто? На какой сюжет написана опера? Назовите главных героев оперы и охарактеризуйте их. Почему Кармен изображается всегда с цветком? Расскажите кратко содержание оперы.

Рефлексия

  • Кто написал оперу «Кармен»?
  • Где происходят события?
  • Кармен – это кто?
  • На какой сюжет написана опера?
  • Назовите главных героев оперы и охарактеризуйте их.
  • Почему Кармен изображается всегда с цветком?
  • Расскажите кратко содержание оперы.
Рефлексия Музыкальное произведение, в основу которого положена новелла Проспера Мериме:  Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»  Опера «Кармен»  Опера «Порги и Бесс» 2. В музыкальной характеристике Кармен в опере Ж.Бизе преобладает :  танцевальная музыка  маршевая музыка  песенная музыка 3. В музыкальной характеристике Эскамильо в опере Ж.Бизе преобладает:   танцевальная музыка  маршевая музыка  песенная музыка 4. В музыкальной характеристике Хозе в опере Ж.Бизе преобладает:  танцевальная музыка  маршевая музыка  песенная музыка 5. Номер в опере, который вводит слушателя в атмосферу действия и знакомит с основными музыкальными темами это:  ария  увертюра  инструментальный эпизод

Рефлексия

  • Музыкальное произведение, в основу которого положена новелла Проспера

Мериме:

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

Опера «Кармен»

Опера «Порги и Бесс»

2. В музыкальной характеристике Кармен в опере Ж.Бизе преобладает :

танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

3. В музыкальной характеристике Эскамильо в опере Ж.Бизе преобладает:

  танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

4. В музыкальной характеристике Хозе в опере Ж.Бизе преобладает:

танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

5. Номер в опере, который вводит слушателя в атмосферу действия и знакомит с

основными музыкальными темами это:

ария

увертюра

инструментальный эпизод

1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе?  Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств.  В опере «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада: у Хозе – «патриархальный», у Кармен – свободный.  Несовместимость двух мировоззрений приводит к трагическому исходу.

1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе?

Идея оперы заключается в утверждении

права человека на свободу чувств.

В опере «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада: у Хозе – «патриархальный»,

у Кармен – свободный.

Несовместимость двух мировоззрений приводит к трагическому исходу.

2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается? Примерный ответ. В центре II действия - дуэтная сцена. Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Композитор использует здесь прием двуплановости - при проведении простой мелодии в народном духе к ней присоединяется сигнал военной трубы.

2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается?

Примерный ответ.

В центре II действия - дуэтная сцена. Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Композитор использует здесь прием двуплановости - при проведении простой мелодии в народном духе к ней присоединяется сигнал военной трубы.

3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен?  Примерный ответ.  В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется. Кармен впервые задумалась о своей жизни.  Выразительные средства ариозо из сцены гадания резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен: мелодия отличается широтой дыхания; скорбный, сумрачный колорит; минорный лад; низкий регистр оркестровой партии; однообразный ритм создает ощущение траурного марша.

3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен?

Примерный ответ.

В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется

и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется. Кармен впервые задумалась о своей жизни.

Выразительные средства ариозо из сцены гадания резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен:

  • мелодия отличается широтой дыхания;
  • скорбный, сумрачный колорит;
  • минорный лад;
  • низкий регистр оркестровой партии;
  • однообразный ритм создает ощущение траурного марша.
4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы,  где образ Кармен раскрывается наиболее ярко.  Примерный ответ.  Музыкальная характеристика Кармен основана на народной песенности и танцевальности. Ее образ складывается из следующих сольных номеров: Сегидилья из 1д. « В старом предместье Севильи…»  Хабанера из 1 д. «У любви, как у пташки, крылья…» Испанская песенка из 1 д. «Грозный муж» Цыганская песня из 2 д. «В цыганах закипела кровь…» Ариозо из 3 д. «Уж если раз ответ зловещий карты дали…»

4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы, где образ Кармен раскрывается наиболее ярко.

Примерный ответ.

Музыкальная характеристика Кармен основана на народной песенности и танцевальности. Ее образ складывается из следующих сольных номеров:

  • Сегидилья из 1д. « В старом предместье Севильи…»
  • Хабанера из 1 д. «У любви, как у пташки, крылья…»
  • Испанская песенка из 1 д. «Грозный муж»
  • Цыганская песня из 2 д. «В цыганах закипела кровь…»
  • Ариозо из 3 д. «Уж если раз ответ зловещий карты дали…»

5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?  Примерный ответ.  Сцена смерти Кармен проходит на фоне блестящего жизнерадостного марша, интонациям которого отвечают нежные фразы струнных.  В музыке появляется мотив обреченности, роковой страсти, до сих пор сопровождавший Кармен, но звучит он теперь в мажоре. Именно это усиливает драматизм происходящего на сцене.   Четырежды вторгаются в трагический диалог Хозе и Кармен восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен.

5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?

Примерный ответ.

Сцена смерти Кармен проходит на фоне блестящего жизнерадостного марша, интонациям которого отвечают нежные фразы струнных.

В музыке появляется мотив обреченности, роковой страсти, до сих пор сопровождавший Кармен, но звучит он теперь в мажоре. Именно это усиливает драматизм происходящего на сцене.

Четырежды вторгаются в трагический диалог Хозе и Кармен восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен.

Контрольная работа 1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе? 2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается? 3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен? 4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы, где образ Кармен раскрывается наиболее ярко. 5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?

Контрольная работа

1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе?

2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается?

3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен?

4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы, где образ Кармен раскрывается наиболее ярко.

5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?

Музыкальная «Угадай-ка!» № Ф. И. композитора Жанр Жорж Жорж  музыкального произведения  Бизе Ариозо Жорж Куплеты Эскамильо Бизе Хозе « Видишь как свято сохраняю цветок…» Название произведения «Кармен» Жорж Хабанера Бизе «Тост, друзья, я ваш принимаю…» из оперы из оперы  из оперы «У любви, как у пташки, крылья…» Бизе Ариозо Жорж увертюра «Уж если раз ответ зловещий карты дали…» Бизе «Кармен» Кармен  «Кармен» из оперы «Кармен»  из оперы  «Кармен»

Музыкальная «Угадай-ка!»

Ф. И.

композитора

Жанр

Жорж

Жорж

музыкального произведения

Бизе

Ариозо

Жорж

Куплеты Эскамильо

Бизе

Хозе

« Видишь как свято сохраняю цветок…»

Название произведения

«Кармен»

Жорж

Хабанера

Бизе

«Тост, друзья, я ваш принимаю…»

из оперы

из оперы

из оперы

«У любви, как у пташки, крылья…»

Бизе

Ариозо

Жорж

увертюра

«Уж если раз ответ зловещий карты дали…»

Бизе

«Кармен»

Кармен

«Кармен»

из оперы

«Кармен»

из оперы

«Кармен»

Либретто  1 действие. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть.  Ее хабанера - песня свободной любви звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.   Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Сегидилья - еще одна характеристика Кармен. Покоренный чарами цыганки, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

Либретто

1 действие. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает

в ней страсть.

Ее хабанера - песня свободной любви звучит как вызов Хозе,

а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.   Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам.

И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Сегидилья - еще одна характеристика Кармен. Покоренный чарами цыганки, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

Либретто 2 действие . В таверне Лильяс-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Либретто

2 действие . В таверне Лильяс-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Либретто 3 действие. Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем . Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.

Либретто

3 действие. Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем . Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.

Либретто 4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

Либретто

4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк.

Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

Почему в финале оперы меняется ладовая окраска темы «роковой страсти» с минорной на мажорную?

Почему в финале оперы меняется ладовая окраска темы «роковой страсти» с минорной на мажорную?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!