СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Щелочные металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме"Щелочные металлы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Щелочные металлы"»

Подготовила Левченко С.П. учитель химии ГБУ ОО ЗО

Подготовила

Левченко С.П.

учитель химии

ГБУ ОО ЗО "КОНСТАНТИНОВСКАЯ СОШ №2 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т.ОДИНЦА" Г.О.МЕЛИТОПОЛЬ

Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства. Узнать о важнейших соединениях металлов и их тривиальных названиях. Определить области применения этих соединений.

Дать общую характеристику щелочным металлам.

Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях металлов и их тривиальных названиях.

Определить области применения этих соединений.

Характеристика металлов как химических элементов Название элемента Знак ЛИТИЙ Порядковый номер Li НАТРИЙ КАЛИЙ Относительная атомная масса Ar 3 Na  Количество электронов на внешнем уровне 7 K 11 РУБИДИЙ 19 23 1 Степень окисления Rb ЦЕЗИЙ 1 +1 39 Cs 37 ФРАНЦИЙ +1 1 Fr 85 55 +1 1 133 87 223 +1 1 +1 1 +1

Характеристика металлов как химических элементов

Название

элемента

Знак

ЛИТИЙ

Порядковый номер

Li

НАТРИЙ

КАЛИЙ

Относительная атомная масса

Ar

3

Na

Количество электронов на внешнем уровне

7

K

11

РУБИДИЙ

19

23

1

Степень окисления

Rb

ЦЕЗИЙ

1

+1

39

Cs

37

ФРАНЦИЙ

+1

1

Fr

85

55

+1

1

133

87

223

+1

1

+1

1

+1

В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий. «Натрун» - сода, «алкали» - щелочь. В 1817г. в Швеции А. Арфедсоном был открыт литий. «Литос» - камень. В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой». В 1939г. во Франции М. Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны – Франции.
  • В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий.

«Натрун» - сода, «алкали» - щелочь.

  • В 1817г. в Швеции А. Арфедсоном был открыт литий.

«Литос» - камень.

  • В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой».
  • В 1939г. во Франции М. Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны – Франции.
Плотность металлов Температура плавления Li- 0,534 г/см 3 Na- 0,971 г/см 3 K - 0,863 г/см 3 Rb – 1,532 г/см 3 Cs - 2,44 г/см 3 Li - 180 о С Na - 98 о С K - 64 о С Rb - 39 о С Cs - 27 о С

Плотность металлов

Температура плавления

Li- 0,534 г/см 3

Na- 0,971 г/см 3

K - 0,863 г/см 3

Rb – 1,532 г/см 3

Cs - 2,44 г/см 3

Li - 180 о С

Na - 98 о С

K - 64 о С

Rb - 39 о С

Cs - 27 о С

2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2   ( Li - спокойно, Na - энергично,   остальные – со взрывом –   воспламеняется выделяющийся Н 2  Rb  и  Cs реагируют не только  с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .  2Na+ Н 2 S О 4 = Na 2 S О 4 + Н 2 (протекают очень бурно)

2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2

( Li - спокойно, Na - энергично,

остальные – со взрывом –

воспламеняется выделяющийся Н 2

Rb и Cs реагируют не только

с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .

2Na+ Н 2 S О 4 = Na 2 S О 4 + Н 2

(протекают очень бурно)

Самые распространенные соединения металлов и их применение Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии. NaOH – едкий натр, каустическая сода. KOH - едкое кали. Na 2 CO 3 10H 2 O – кристаллическая сода. NaHCO 3 – пищевая сода. K 2 CO 3 - поташ.  Na 2 SO 4 10H 2 O – глауберова соль.

Самые распространенные соединения металлов и их применение

Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии.

NaOH – едкий натр, каустическая сода.

KOH - едкое кали.

Na 2 CO 3 10H 2 O – кристаллическая сода.

NaHCO 3 – пищевая сода.

K 2 CO 3 - поташ.

Na 2 SO 4 10H 2 O – глауберова соль.

натрий сода NaCl Пищевая промышленность хлор Гидроксид натрия Производство мыла Соляная кислота

натрий

сода

NaCl

Пищевая промышленность

хлор

Гидроксид натрия

Производство мыла

Соляная кислота

Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление. K + - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц. Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.

Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление.

K + - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц.

Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.

Задание №1. Определите «лишний» элемент в ряду. А) Fr, K, Cu, Na ; Б) P, Li, O, Cl ; В) Al, Ag, Ra, Cs . Объясните свой выбор.

Задание №1.

Определите «лишний» элемент в ряду.

А) Fr, K, Cu, Na ;

Б) P, Li, O, Cl ;

В) Al, Ag, Ra, Cs .

Объясните свой выбор.

1.Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь? Si Na Cu Cs Fr Li Zn Pb K 2. Определите электронные формулу щелочных металлов. 4s 2 3s 1 1s 1 2s 2 6s 1 3s 2 3p 1 2s 1 4s 1 6s 2

1.Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь?

Si

Na

Cu

Cs

Fr

Li

Zn

Pb

K

2. Определите электронные формулу щелочных металлов.

4s 2

3s 1

1s 1

2s 2

6s 1

3s 2 3p 1

2s 1

4s 1

6s 2

Вариант - 1 Вариант - 2 1.Соединение Na2SO410H 2 O называется  1) глауберова соль 2) поваренная соль  2) пищевая сода 4) поташ 2. Разъедает ткани и бумагу. Используется при производстве мыла и волокон 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH   3. Предложил назвать калий от арабского алкали - щелочь 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола 4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы калия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый 5. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)?  1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г  1.Соединение NaOH называется 1) каустическая сода, 2) кристаллическая сода, 3) питьевая сода, 4) поташ.  2.Используется в производстве стекла, бумаги, мыла 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH   3. Предложил назвать литием от греческого слова литос – камень 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола  4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый  5. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки) 1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г

Вариант - 1

Вариант - 2

1.Соединение Na2SO410H 2 O называется

1) глауберова соль 2) поваренная соль

2) пищевая сода 4) поташ

2. Разъедает ткани и бумагу. Используется при производстве мыла и волокон

1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O

3) NaCl 4) NaOH

3. Предложил назвать калий от арабского алкали - щелочь

1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон

3) Г.Деви 4) Г.Агрикола

4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы калия

1) желтый 2) фиолетовый

3) красный 4) зеленый

5. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)?

1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г

1.Соединение NaOH называется

1) каустическая сода, 2) кристаллическая сода,

3) питьевая сода, 4) поташ.

2.Используется в производстве стекла, бумаги, мыла

1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2 ) Na 2 SO 4 10H 2 O

3) NaCl 4) NaOH

3. Предложил назвать литием от греческого слова литос – камень

1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон

3) Г.Деви 4) Г.Агрикола

4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия

1) желтый 2) фиолетовый

3) красный 4) зеленый

5. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)

1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г

Рефлексия Мне было понятно (не понятно) … Мне было интересно (не интересно), потому что… Сегодня на уроке я узнал(а)… Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса … Рефлексия Мне было понятно (не понятно) … Мне было интересно (не интересно), потому что… Сегодня на уроке я узнал(а)… Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

Рефлексия

Мне было понятно (не понятно) …

Мне было интересно (не интересно), потому что…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

Рефлексия

Мне было понятно (не понятно) …

Мне было интересно (не интересно), потому что…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

1.П.30, зад.3 (в)- (письменно), стр.159. 2.Подг. презентацию о применении щелочных металлов и их соединений

1.П.30, зад.3 (в)- (письменно), стр.159.

2.Подг. презентацию о применении щелочных металлов и их соединений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!