СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Классификация СПП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Классификация СПП

Цель урока:

организовать учебную деятельность учащихся  по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

закрепить умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов сложных предложений; приобретение учащимися знаний о классификации СПП.

метапредметные:

формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части ССП, задавать вопрос, определять средства связи;

личностные:

способствовать формированию интереса к чтению;

 организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: исследовательская, ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, РМ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Классификация СПП"»

Проверка домашнего задания

Проверка

домашнего

задания

Орфографическая  разминка

Орфографическая

разминка

  Взаимопроверка 1 – 1, 2 -4 , 3 -1 , 4 – 3, 5 -3 , 6 -4 , 7 -4   8 - 3 , 9 -2 , 10 -1 , 11- 3 , 12 -3 , 13 -3 , 14 –2

Взаимопроверка

1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,

4 – 3, 5 -3 , 6 -4 , 7 -4

8 - 3 , 9 -2 , 10 -1 ,

11- 3 , 12 -3 , 13 -3 , 14 –2

  Критерии  оценивания : «5» – 0 ош. «4» - 1-2 ош. «3» - 3-4 ош. «2» – 5…..ош.

Критерии оценивания :

«5» – 0 ош.

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3-4 ош.

«2» – 5…..ош.

 Работа с предложениями

Работа с

предложениями

Расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст. 1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи.  2 .Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.  3 .Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом.  Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП).

Расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст.

1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи.

2 .Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.

3 .Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом.

Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП).

Проверим Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.( СПП ) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. ( Простое ) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. ( ССП  )

Проверим

Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.( СПП ) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. ( Простое ) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. ( ССП )

  Конструирование  СПП

Конструирование

СПП

Главные части :  трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на пикник пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись; я зайду к тебе.   Придаточные части :   если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.

Главные части :

  • трава была сочная;
  • на пустыре разбили сад;
  • поездку на пикник пришлось отложить;
  • в лесу было тепло; мы надеялись;
  • я зайду к тебе.

 

Придаточные части :

  • если у меня будет свободное время;
  • потому что в мае шли дожди;
  • что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах;
  • так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой.
Проверяем: Трава была сочная, потому что в мае шли дожди. На пустыре разбили сад, который был перед школой. Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах. Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Проверяем:

  • Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
  • На пустыре разбили сад, который был перед школой.
  • Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
  • В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.
  • Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
  • Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
Дифференцированное  задание для «сильных учащихся»

Дифференцированное

задание

для

«сильных учащихся»

Виды ССП

Виды

ССП

Работа в  группах

Работа в

группах

Задание:   В предложениях подчеркните ГО. Определите, какое слово, словосочетание или вся часть поясняет придаточная. Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос. Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова). Расставьте знаки препинания. На вопросы каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП?

Задание:

  • В предложениях подчеркните ГО.
  • Определите, какое слово, словосочетание или вся часть поясняет придаточная.
  • Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос.
  • Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова).
  • Расставьте знаки препинания.
  • На вопросы каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП?
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Синтаксическая модель СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ :

Синтаксическая модель СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ :

Синтаксическая модель СПП с придаточным изъяснительным :

Синтаксическая модель СПП с придаточным изъяснительным :

Синтаксическая модель СПП с придаточным ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ    

Синтаксическая модель СПП с придаточным ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ

 

Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом 1.Знаю я, что не цветут там чащи. 2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка. 3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. 4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой . 5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. 6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле.

Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом

1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле.

Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными. 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне

Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными.

1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством.

2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность.

3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне

Проверим 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. ( Книги есть отчет о пути, который прошло человечество ). 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. ( Страница книги – огромный экран, который отображает действительность ). 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне. ( Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне ).

Проверим

1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством.

( Книги есть отчет о пути, который прошло человечество ).

2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность.

( Страница книги – огромный экран, который отображает действительность ).

3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне.

( Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне ).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть : знать структурные особенности сложноподчиненных предложений;  различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения; уметь правильно ставить знаки препинания.

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть :

  • знать структурные особенности сложноподчиненных предложений;
  • различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения;
  • уметь правильно ставить знаки препинания.
Рефлексия : Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных  Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется…

Рефлексия :

Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных

Я убежден…

Могу с уверенностью сказать…

Мне кажется…

Домашнее задание:  Составить кластер. Изучить §13, выполнить упр. 81.

Домашнее задание:

  • Составить кластер.
  • Изучить §13, выполнить упр. 81.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!