Урок № 53-54 | 9А от 10.12. 11.12. | 9Б от 10.12. 11.12. | 9В от 10.12. 11.12. | 2020 |
Тема | Классификация СПП |
Цель урока: | организовать учебную деятельность учащихся по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений. |
Задачи: |
предметные: | закрепить умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов сложных предложений; приобретение учащимися знаний о классификации СПП. |
метапредметные: | формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части ССП, задавать вопрос, определять средства связи; |
личностные: | способствовать формированию интереса к чтению; организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом. |
Тип урока: открытие нового знания. |
Методы урока: аналитический, показательный. |
Технология: исследовательская, ИКТ. |
Оборудование: учебник, презентация, РМ. |
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка домашнего задания |
Проверить наличие упр. 74; 5 СПП, схемы. | Показывают тетради. |
Повторение орфограмм | |
Орфографическая разминка: решение теста «Правописание -н-/-нн-в причастиях и отглагольных прилагательных» (Приложение). ОТВЕТЫ: 1 – 1, 2 -4 , 3 -1 , 4 – 3, 5 -3 , 6 -4 , 7 -4 , 8 - 3 , 9 -2 , 10 -1 ,4 11- 3 , 12 -3 , 13 -3 , 14 –2 | Двое работают у доски. |
Мотивация УУД. Целеполагание |
Работа с предложениями: расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст. 1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. 2.Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. 3.Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП). Проверим Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.(СПП) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. (Простое) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. (ССП ). | Один работает у доски. . |
Конструирование СПП: постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите, расставляя знаки препинания. Главные части: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку на пикник пришлось отложить; в лесу было тепло; мы надеялись; я зайду к тебе. Придаточные части: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах ещё лежал снег; который был перед школой. - Прочитаем и запишем получившиеся предложения. - В каждом предложении подчеркните ГО, покажите смысловую и грамматическую связь частей. Проверяем: Трава была сочная, потому что в мае шли дожди. На пустыре разбили сад, который был перед школой. Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах. Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время. Дифференцированное задание для «сильных учащихся»: назовите предложения, в состав которых входят односоставные части, назовите виды этих односоставных частей. (№2- н/л разбили, №3- б/л пришлось отложить, №4- б/л было тепло). | Работа в парах. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. | Оформление тетради. |
Актуализация опорных знаний |
А) Постановка целей урока. - Когда изучали ССП, мы узнали, что они делятся на три группы. Назовите эти группы, в зависимости от чего происходит их деление? (Три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Делятся в зависимости от отношений между частями сложного предложения и союзов, их соединяющих) - Предложения, которые сейчас сконструировали, тоже разные. Сформулируйте цель нашего урока. (Узнать, какие виды СПП выделяются, от чего зависит их деление.) | Анализируют, делают выводы. |
7. Работа над темой урока |
Б) Наблюдение-анализ-вывод. - Каждая группа получает ряд предложений для анализа. Задание: в предложениях подчеркните ГО, определите, какое слово, словосочетание или вся часть поясняет придаточная. Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос. Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова). Расставьте знаки препинания. На вопросы каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП? 1 группа Солнце уже освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (М.Лермонтов) Ноздрёв захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. (Н.Гоголь) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно. (И.Тургенев) Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала шофёрская песня. (В.Панова) За стеной маленькой гостиной где они сидели слышались музыка и шорох платьев. (А.Н.Толстой) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелестные сказки. (К.Паустовский) 2 группа Левинсон распорядился чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев) Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет писать. (К.Паустовский) Он охотно соглашался со всем что говорил капитан. (К.Паустовский) Солдаты не видели противника и не знали куда нужно идти. (А.Н.Толстой) Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. (А.Пушкин) Я хотел узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3 группа Ученик всё сделал так как требовал мастер. Алексей пополз туда куда ушёл самолёт. (Б.Полевой) Когда я выбрался на луговую дорогу то увидел далеко впереди трёх девочек. (К.Паустовский) Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. (К.Паустовский) Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин-Сибиряк) Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский) Беседа о результатах исследования: - Расскажите, на какие вопросы отвечают придаточные вашей группы. От слов, какой части речи их задавали. Назовите средства связи. - Какие второстепенные члены отвечают на те же вопросы и зависят от этой же части речи? Вопросы определения задавали от им сущ. (Такие называются ССП с придаточными определительными) Вопросы косвенных падежей задавали от глаголов. (СПП с придаточными изъяснительными) Вопросы обстоятельства задавали от глаголов. (ССП с придаточными обстоятельственными) - Какие выводы можете сделать? Как определить вид СПП? (Вид СПП можно определить по вопросу, союзу/союзному слову, по синтаксической роли указательного слова). | |
|
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения. |
Физминутка |
Разминка для спины и рук. | Разминка. |
Закрепление материала |
Запись синтаксических моделей видов СПП: |
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ |
|
ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ |
|
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ |
Работа с учебником: чтение материала параграфа 13. стр.56. |
Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом 1.Знаю я, что не цветут там чащи. 2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка. 3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. 4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой . 5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. 6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле. | Устная работа с объяснением. И И Об Об Оп Оп |
Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными. 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне . Проверим 1) Книги есть отчет о пути, который прошло человечество. 2) Страница книги – огромный экран, который отображает действительность. 3) Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне. | Работа в парах. |
10.Подведение итогов урока |
Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть: знать структурные особенности сложноподчиненных предложений; различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения; уметь правильно ставить знаки препинания. | Анализируют, делают выводы. |
11.Рефлексия |
Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется… | Анализируют, делают выводы. |
12.Д/з., оценивание |
Составить кластер Изучить §13, выполнить упр. 81. | Запись в дневник. |