Актуализация знаний. | Учитель: Начинаем урок с орфоэпической разминки. Выписываем выделенные слова, ставим ударение. А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот; Без твоей опеки он и шагу ступить не может; Пусть премированных сотрудников будет как можно больше; Голос из-за двери; Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок; Баллотироваться в депутаты? Почему и нет? (Проверка по эталону) Фронтальный опрос 1. Какие предложения называются сложными? 2. Назовите способы связи простых предложений в составе сложного 3.На какие типы в зависимости от способа связи делятся сложные предложения? 4. На какие типы делятся союзные сложные предложения? 5. Какие предложения называются сложносочиненными? 6 На какие группы мы можем разделить ССП и в зависимости от чего происходит их деление? | 2 мин 1 мин 2 мин | Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более грамматических основ -интонация и союзы -союзные и бессоюзные (сложносочиненные и сложноподчиненные). ( Это такие сложные предложения, в которых простые предложения связаны между собой сочинительными союзами Три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Делятся в зависимости от отношений между частями сложного предложения и союзов, их соединяющих | Слайд 1 Слайд 2 |
Введение в тему. Проблемная ситуация. Определение темы и цели урока. | Устная работа Посмотрите на доску 1. Я вышел из дома, когда выглянуло солнце. 2. , потому что выглянуло солнце. 3. , хотя выглянуло солнце. 4. , чтобы выглянуло солнце. Проанализируйте предложения. Объясните, в чем их сходство и различие. - Попробуйте определить тему нашего урока. Запишем тему урока | 5 мин | Обучающиеся находят общее и определяют, в чем их различие. Узнать, какие виды СПП выделяются, от чего зависит их деление Обучающиеся записывают в рабочий лист тему урока. | Слайд 3 Слайд 4 |
Стадия осмысления Исследовательская работа (3 группы-3 ряда) | Предлагаю поработать в парах. Каждый ряд работает над 2-мя предложениями в парах. Задание: В предложениях подчеркните ГО, определите, какое слово, словосочетание или всю часть поясняет придаточная. Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос. Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова). На вопросы, каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП? 1.Знаю я, что не цветут там чащи. 2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка. 3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. 4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой . 5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. 6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. -Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос. -По-вашему, как будут называться эти предложения? -На вопрос какого члена предложения они отвечают? - Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные. (Ответы детей уточняются, дополняются, на доску вывешиваются синтаксические модели СПП ) -Какие выводы можете сделать? Как же определить вид СПП? | 6 мин | Каждая группа по очереди читает предложения. Обучающиеся от каждого ряда записывают схемы предложения на доске, доказывая, что это сложноподчиненные предложения. 1- я группа. Придаточное 1 и 2 предложение отвечает на вопрос что? 2- я группа. Придаточное 5 и 6 предложение отвечает на вопрос какой? 3- я группа. Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему?, когда? Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то-обстоятельственные. Они относятся к разным видам. (Вид СПП можно определить по вопросу, союзу/союзному слову, по синтаксической роли указательного слова). | Слайд 5 |
Закрепление | Предлагаю задание: перед вами 3 предложения. Найдите сложноподчиненное предложение и определите вид придаточного. Учитель: Что поможет нам определить вид СПП? (Проговариваем каждый шаг с опорой на алгоритм) Папа взмахнул рукой, и монетка вдруг куда-то пропала. Я подошёл к озеру, где мы рыбачили. Мишка сидел важный, а пассажиры смотрели на него и улыбались. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Алгоритм определения вида придаточного предложения 1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения. 2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть). 3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению: а) от содержания главной части в целом; б) от сказуемого в главной части; в) от существительного или местоимения в главной части; г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных). 4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова). 5. Назовите вид придаточного предложения. Работа по учебнику Упр. 153 | 3 мин 6 мин | Алгоритм. Выполняют задание с опорой на алгоритм. Работаем вместе с комментированием и опорой на алгоритм | Слайд 7 |
Подготовка к ОГЭ. (задание 12) | В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей | 1 мин | Выписывают цифры | Слайд 8 |
Самостоятельная работа | Графический диктант 1. Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение. 2.Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям. 3.Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость. 4.Научишься сам, когда научишь других. 5.Что написано пером, не вырубишь топором. Задание для детей с ОВЗ В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Попробуйте определить вид СПП. Я не сразу сообразил, что произошло. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору. | 5 мин | Выполняют задание. После выполнения проверяют по эталону (обратная сторона доски) Выполняют упражнение , пользуясь алгоритмом. Алгоритм (дополнительно на рабочем листе для детей с ОВЗ) | |
Рефлексия. Подведем итоги. | Итак. Подведем итог нашего урока. 1. Виды придаточного в СПП: … 2. Придаточные изъяснительные отвечают на … 3. Придаточные определительные отвечают на вопрос … 4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы … Рефлексия проводится с применением опоры (методике незаконченных предложений): - Я сегодня понял (а) на уроке - Я сегодня не понял (а) на уроке - Мне удалось на уроке - Мне не удалось на уроке - Самым интересным для меня было - Особенно трудным для меня было Выставление оценок (согласно самооценке) | 3 мин | Ответы на вопросы | Слайд 12 |