Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева
Распалась связь
времен...
В.Шекспир. «Гамлет»
Цель урока
1. Познакомиться с расстановкой сил в романе.
2. Проанализировать один из самых важных эпизодов романа – «Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова» (10 гл.)
«Отцы и дети» в контексте эпохи Расстановка политических сил в России
40-е годы
60-е годы
XIX века –
XIX века –
пора
дворян-либералов
время
разночинцев
(западники, славянофилы)
(революционные демократы,
нигилисты)
Время написания романа – 1862 год
Западники
- выступали за развитие России в русле
европейской цивилизации;
- объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России;
- отрицали особую роль крестьянской общины;
- ратовали за широкое просвещение народа.
Во всем равнялись на Запад,
превозносили Петра I
как великого преобразователя России
В.Г. Белинский
Славянофилы
- изменение социально-политического
строя ( конституционная монархия);
- смягчение или отмена крепостного права;
- выделение крестьянам небольших наделов земли;
- национальная самобытность России;
- Земские соборы - голос народа;
- единственно верная и нравственная религия – это
православие.
К.С. Аксаков
По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ
- рассматривали крестьянство как
главную революционную силу в стране;
- сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма;
- полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму;
- ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства.
Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Журналы «Современник», «Колокол».
Герои романа «Отцы и дети»
разночинец либерал
Е.Базаров П.П.Кирсанов
Обсуждаем прочитанное (записи делаем по ходу урока)
- Что мы знаем о жизни братьев Кирсановых?
- Кто такой Базаров? Что мы знаем о нем?
- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте это описание Базарова.
- На какие художественные детали обращает наше
внимание автор в портрете Базарова?
Записи в тетради
1. Страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов».
2. Николай Петрович и Павел Петрович – это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все заранее определено.
Евгений Базаров
Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича прежде всего своим внешним видом.
- Длинный балахон с кистями, «одежонка»;
- обнаженная красная рука;
- представляется как человек из народа: « Евгений Васильев »
- Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал».
Евгений Базаров
3. Разночинец по происхождению,
демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения,
Базаров подходил к жизни с новыми
практическими требованиями.
Не зря Аркадий охарактеризовал
Базарова как нигилиста .
Братья Кирсановы
- Как на это заявление реагируют Павел Петрович
и Николай Петрович Кирсановы? - Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? - А как об этом говорит Тургенев?
«Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен».
Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист . Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором.
Конфликт
- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов .
СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ Базаровым и Павлом Петровичем
разночинец либерал
Е.Базаров П.П.Кирсанов
АНАЛИЗ 10 ГЛАВЫ
Определите и запишите вопросы, по которым спорят тургеневские герои
в этом эпизоде:
__________________________________
РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Кирсановых по каждому вопросу.
2 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Базарова по каждому вопросу.
3 группа: На чьей стороне автор? Обоснуйте свою точку зрения.
Анализ эпизода
- Представление результатов работы групп.
- Сравните свои выводы с предложенным материалом: анализ сочинения и корректировка записей в тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Прочитать 11-21 главы.
- Что нового узнаем мы о Базарове из этих глав? Как характеризуют его взаимоотношения с Одинцовой и взаимоотношения с родителями? (сделать пометки в тексте или краткие записи в тетради).