Урок математики в 6 классе
Тема урока «Координатная плоскость»
(3 урок в системе уроков по теме)
Учитель математики МКОУ СОШ №1 г. Россоши Коробейникова Ольга Александровна
Координатная плоскость
ПАРУС
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет, И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Михаил Лермонтов
Меридианы и параллели образуют на поверхности земного шара координатную сетку. Указывая широту и долготу точки, мы указываем её координаты, т. е. положение точки на карте. Всё это вы узнаете из курса географии.
Задачи урока:
Совершенствовать навыки
определения координат точки
на плоскости.
Совершенствовать навыки
построения точек по заданным
координатам
Эпиграф урока
Красота в единстве теории и практики
1. Дать определение координатной плоскости
Координатная плоскость – плоскость, с изображенной на ней системой координат
2. Что такое система координат?
Система координат –
это две взаимно перпендикулярные координатные прямые
3. Что такое координатная прямая?
Координатная прямая – это прямая с выбранным направлением, началом отсчета и единичным отрезком
4. Как называется координатная прямая Х?
Ось абсцисс
5. Как называется координатная прямая У?
Ось ординат
6. Как называется точка пересечения оси абсцисс и оси ординат?
Начало отсчёта
7. Как называется пара чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости?
Координаты точки
8. Укажите абсциссу точки А(-5; 10)
-5
9. Укажите ординату точки В(-10; -5)
-5
10. Определите координаты точки С
У
(6; -3)
Х
С
11. Укажите точку с координатами (-4; -3)
У
А
В
D
Х
С
D
Критерии оценки
11-10 правильных ответов – «5»
9-7 правильных ответов – «4»
6-4 правильных ответов – «3»
3-0 правильных ответов – «необходимо изучить материал учебника п. 45, стр. 243-245»
Ф изминутка
для глаз
Задачи урока:
Совершенствовать навыки
построения точек по заданным
координатам
Индивидуальное практическое задание
Кол-во баллов
Направления осей указаны верно (1б)
Критерии оценки
Оси Х и У обозначены на чертеже (1б)
Все точки построены верно (3б)
10-9 баллов – «5»
Допущена 1 ошибка при построении точек (2 б)
Допущено 2 ошибки при построении точек (1б)
8-7 баллов – «4»
Указаны начало координат (1б)
Обозначен и единичный отрезок (1б)
Отрезки начерчены аккуратно, с использованием линейки (1б)
6-5 баллов – «3»
Чертёж выполнен хорошо отточенным карандашом (1б)
4-0 баллов – повторить правила выполнения чертежа
Все элементы чертежа выполнены карандашом (1б)
Оценка
Задачи урока:
Совершенствовать навыки
определения координат точки
на плоскости.
Определи координаты точки:
Выбери нужную ячейку таблицы, наведи на нее курсор и щелкни левой кнопкой мыши.
- верный ответ - неверный ответ
У
(Х;У)
(Х;У)
(Х;У)
(Х;У)
F
(-2;-2)
(2;-2)
(2;2)
(-2;2)
А
P
(1; 4)
(-4; 1)
B
(1;-4)
(4;1)
А
D
В
(2; 2)
C
(2;-2)
(-2;-2)
(-2; 2)
1
N
-1
(-4; 2)
(2;-4)
D
(-4; -2)
(4;-2)
M
Х
1
E
(-4;-2)
(2; 4)
(-2; -4)
(2;-4)
-1
К
O
С
G
(-1; 4)
(4;-1)
(1;-4)
(1; 4)
F
(-2; 2)
G
(2;-2)
(-2;-2)
(2; 2)
Е
K
(4;-2)
(4; 2)
(2;-4)
(2; 4)
(3; 0)
M
(0;-3)
(0; 3)
(-3; 0)
(0; 2)
N
(2; 0)
(-2; 0)
(0;-2)
O
(2; 0)
(0;-2)
(-2; 0)
(0; 2)
P
(0;-3)
(3; 0)
(0; 3)
(-3; 0)
Работа с тренажером
Самопроверка
(-2;0), (-2;1), (-1;2), (0;2), (1;1), (4;1),
(5;2), (5;1), (6;2), (6;1), (7;2), (7;0)
(1;0), (0:-1), (-2;-1), (-2;0)
(-2;3), (0;4), (0;1), (2;3), (4;3), (3;2),
(4;2), (3;1), (2;1), (1;0), (1;-3), (-1;-3)
(0;-2), (0:-1), (-1;0), (-1;3), (-2;3)
Без ошибок – «5»
1-3 ошибки – «4»
4-8 ошибок – «3»
Более 8 ошибок – необходимо изучить материал учебника п. 45
Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять . Рене Декарт
Рене Декарт
(1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Сформулируйте задания 1 типа задач
У
Х
Сформулируйте задания 2 типа задач
У
Х
Домашнее задание
О
К
А
П
Р
З
(-1; -3)
(2; 4)
(2; 4)
(-5; 2)
(4; 3)
(3; -2)
(-2; 3)
З
О
О
П
А
Р
К
Творческое задание: нарисовать в координатной плоскости животное или птицу (без использования возможностей интернета)
Домашнее задание
Эпиграф урока
Красота в единстве теории и практики
Итог урока
Существительное
(плоскость, прямая, координаты, направление, ось, точка)
Прилагательное
(координатная, перпендикулярные, творческое)
Глагол
(построить, определить)