СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Костные рыбы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  уроку по биологии по теме "Костные рыбы". Урок проводится с примененинем групповой формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Костные рыбы"»

Учитель: Левшинова Татьяна Владимировна

Тема Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеообразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Цель: формирование представлений о разнообразии рыб, их строении и значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся со строением и образом жизни отрядов осётрообразные, сельдеообразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные; показать многообразие костных рыб, и их значении в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать мышление, творческие способности, социальную активность учащихся, умение обобщать, делать выводы, развивать творческие навыки, интерес к своей малой родине.

Воспитательные: воспитывать любовь к родине, экологическую культуру, развивать коммуникативные качества.

Планируемые УУД

Предметные: обучающиеся должны иметь представление о многообразии отрядов костных рыб, их строении и образе жизни.

Метапредметные: обучающиеся должны уметь выявлять признаки, характеризующие отряды рыб, устанавливать причинно – следственные связи их строения, среды обитания и образа жизни.

- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой.

- работать с дополнительными источниками, учебником, тетрадью.

- ставить самостоятельно цели и задачи урока, выбирать виды деятельности.

- организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками в группе.

Личностные: у обучающихся формируются интересы к познанию природы, ответственное и эстетическое отношение к природе.

Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.

Формы работы: групповая, фронтальная

Технологии обучения: проблемного обучения.

Оборудование: маршрутные листы, презентация, иллюстративные таблицы с изображением рыб, учебник биологии 7 класс «Биология. Животные» - В.В.Латюшин, «Дрофа» - 2017 год.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу, слушают учителя.

Включаются в учебный ритм.

К: учатся культуре общения

Актуализация знаний

Выполняют тестовую работу (приложение)

Проверка выполнения заданий, ученики меняются тетрадями и проводят проверку заданий своего товарища и выставляют ему отметку.

На экране показываются правильные ответы к тестам.

П: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Р - умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

К: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Л.- Личностные: самоопределение, умение оценивать ситуацию, содержание исходя из социальных и личностных ценностей; умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к педагогу и сверстникам;

Целеполагание

Представьте, что мы сегодня находимся в огромном аквариуме и здесь плавает огромное количество различных рыб.

Как вы думаете, какова ваша цель пребывания в этом аквариуме?

Каковы ваши задачи?

Что вам поможет разобраться в этом многообразии рыб?

Сформулируйте тему урока.


Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

Р. - Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

К. - умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Л.- воспитание любознательности, активности, воображения.

Осмысление и открытие новых знаний

Вы сегодня выступаете в роли ихтиологов – сотрудников этого аквариума и поможите друг другу разобраться в разнообразии костных рыб.

К концу урока вы должны будете ответить на такой вопрос.

- Каковы причины многообразия костных рыб?

К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Работать будете в группах. Ваша цель, используя различные источники изучить, предложенные вам отряды рыб. Выберите ведущего сотрудника и оказываете ему помощь, а также докладчика, который сообщит нам о проделанной работе.


Надо внимательно их слушать, потому что эта информация нужна будет для заполнения таблицы, которая перед вами на партах.

-Ребята, какую роль играют рыбы в природе и в жизни человека?

Заполните кластер рыбка (работают в группах)









1.Один из элементов биогеоценозов, поддерживающие

их их равновесие.

2. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.

3. Регулируют численность водных животных.

4. Являются объектом промысла людей.

5. Источник рыбьего жира.

6. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P, Mg, S, Cl, Fe.

7. Диетическое питание (животные белки и углеводы).

8. Минеральные удобрения. Кормовая мука.

9. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.

10. Эстетическое значение.

Распределяют роли в группе.

Изучают информацию по определенному отряду рыб по учебнику и дополнительному материалу, работают с иллюстративным материалом.

Группы защищают свои мини проекты. Остальные обучающиеся слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп. Отвечают на задания.
















Высказывают свою точку зрения.

Выставляют себе оценку от 1до 3 баллов за вклад в работе группы.

П.- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и иллюстраций).

К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, учатся слушать и понимать речь другого человека.

Р.-Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Л.- развитие активности, быстродействия, доброжелательного отношения к одноклассникам, положительных эмоций, творческих способностей

Физкультминутка

Учитель включает видео море и шум волн.


Л.- определяют значимость расслабления.

Первичное закрепление

Повторим пройденный материал. Я зачитываю вам вопросы-загадки, а вы пытаетесь отгадать, о каком отряде идёт речь? Кто первым поднимает руку и верно даёт ответ-приз рыбка.

  1. симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска (сельдеобразные)

  2. что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/час (окунеобразные)

  3. наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником (лососёвые)

  4. зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи (карпообразные)

  5. гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне (осётообразные).

Выставляют себе оценку от 1 до 3 баллов.

К.- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р.- Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Л.- Формирование нестандартного мышления при решении конкретных задач.

Рефлексия


Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока.

- Каковы же причины многообразия костных рыб? (Они распространены по всему земному шару. У них различные условия жизни и за счет этого они многообразнообразны.)

- Почему они относятся к одному классу? ( Потому что имеют общие черты строения, а именно костный скелет, костную чешую, жаберные крышки и плавательный пузырь.)

  1. - Как вы понимаете выражение «чувствует себя как рыба в воде»?

А закончить хочу урок оптимистическими словами:

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!

Поставьте себе оценку от 1до 3.


Р: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

К: формулируют свое мнение.

Л.- Личностное самоопределение.

Домашнее задание

П.23. Творческое задание (по желанию): создать мини-проект (презентацию) о рыбах водоёмов Смоленской области,

Найти произведения, связанные с названием рыб, поговорки, пословицы.

Оценки за урок

- Спасибо всем за внимание! Урок окончен. До свидания.



Р: принимают и сохраняют материал на длительный срок.





Приложения

















Группа №1

Задание 1. Выбрать верные суждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

4. Органы дыхания кожа и жабры.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

7. Рыбы плохо слышат, но хорошо видят вдаль.

8. Органы выделения рыб – почки

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

10. Среди рыб есть гермафродиты.

11. Оплодотворение у рыб наружнее.

12. Артериальная кровь насыщена углекислым газом.


Задание 2. Изучите информацию про осётрообразных, рассмотрите рисунки в учебнике. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряд Осетрообразные - живые ископаемые, уцелевшая ветвь древней группы костно - хрящевых рыб. Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. Икра осетровых – очень ценный питательный продукт. Тело этих рыб голое, с пятью рядами костных пластинок. Скелет хрящевой, тела позвонков не развиваются – по этому признаку они примитивнее акул, - но хорошо развита хорда. Сильно развиты накладные кости в крышке черепа. В кожном слое и по бока тела и на хребте располагаются 5 рядов крупных костных бляшек. Челюсти лишены зубов. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Осетрообразные – это морские и пресноводные проходные рыбы северного полушария.

Проходные рыбы - это значит, что для размножения они перемещаются из морей в реки и наоборот.

Пищей служат моллюски, черви, ракообразные, личинки насекомых.

Самая крупная из осетровых - белуга, живущая в Каспийском и Черном - достигает 8м длины и 11-12ц массы. До таких размеров доживают белуги к столетнему возрасту. Русский осетр достигает длины 2 м и 80 - 100 кг массы, водится в Каспийском, Азовском, Черном морях. Род осетров включаем 16 видом, у нас в стране встречается 8. Наиболее известными являются русский осетр и стерлядь, севрюга. Мясо осетровых обладает прекрасными вкусовыми качествами. Икра (чёрная) – очень ценный питательный продукт. Все они чрезвычайно ценные промысловые рыбы, но варварский вылов, загрязнение рек, плотины, перегородившие рыбе путь к нерестилищами, привели к значительному снижению их численности.



Отряды

Особенности внешнего строения

Представители
















Задание 3.Заполните кластер значение рыб в природе и жизни человека













Группа 2

Задание 1. Выбрать верные суждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

4. Органы дыхания кожа и жабры.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

7. Рыбы плохо слышат, но хорошо видят вдаль.

8. Органы выделения рыб – почки

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

10. Среди рыб есть гермафродиты.

11. Оплодотворение у рыб наружнее.

12. Артериальная кровь насыщена углекислым газом.



Задание 2. Изучите информацию про лососеобразных, рассмотрите рисунки в учебнике. Заполните соответствующую строку в таблице

Семейство лососевых – проходные и пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи: кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, форель – дают красную икру и прекрасное мясо. Рыбы средней и крупной величины. Имеют жировой плавник - кожистый вырост, который находится позади спинного плавника. Состоит из жировой ткани и не имеет настоящих плавниковых лучей. Тело длинное, сжатое с боков, покрытое циклоидной  легко опадающей чешуей. У многих лососеобразных скелет не полностью окостеневает: черепная коробка в значительной мере состоит из хряща. Есть боковая линия.

Все они идут в реки на нерест один раз в жизни. У атлантических лососей – семги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно. Семга нагуливается в северной части Атлантики, а на нерест идет в реки нашего Севера, реже в другие реки Европы до Португалии включительно. Кумжа легко переходит к оседлой жизни в озерах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форелью. Многих лососёвых разводят в специальных рыбоводческих хозяйствах: форель.



Отряды

Особенности внешнего строения

Представители


















Задание 3.Заполните кластер значение рыб в природе и жизни человека











Группа 3

Задание 1. Выбрать верные суждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

4. Органы дыхания кожа и жабры.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

7. Рыбы плохо слышат, но хорошо видят вдаль.

8. Органы выделения рыб – почки

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

10. Среди рыб есть гермафродиты.

11. Оплодотворение у рыб наружнее.

12. Артериальная кровь насыщена углекислым газом.

Задание2. Изучите информацию про сельдеобразных, рассмотрите рисунки в учебнике. Заполните соответствующую строку в таблице

Сельдеобразные обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки тёмно- синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Живут в морях, но есть проходные. Типичный представитель – атлантическая сельдь. Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, Северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину. Нерестилища с каменистым грунтом, от 100 до 250 м глубины. В Атлантическом океане обитает атлантическая сельдь, которая нерестится у самого берега, приклеивая икринки к водорослям. Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые: европейские шпроты (они же кильки) и более крупные - сардинеллы. Не менее известно семейство анчоусов: японский анчоус, уловы которого исчисляются миллионами тонн.



Отряды

Особенности внешнего строения

Представители
















Задание 3.Заполните кластер значение рыб в природе и жизни человека























Группа 4

Задание 1. Выбрать верные суждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

4. Органы дыхания кожа и жабры.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

7. Рыбы плохо слышат, но хорошо видят вдаль.

8. Органы выделения рыб – почки

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

10. Среди рыб есть гермафродиты.

11. Оплодотворение у рыб наружнее.

12. Артериальная кровь насыщена углекислым газом.



Задание 2. Изучите информацию про карпообразных, рассмотрите рисунки в учебнике. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряд Карпообразные – в подавляющем большинстве это обитатели пресных вод. Длина варьирует от 6 см до 1,7 м. У карповых нет зубов на челюстях, но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Это мирные рыбы, питающие водной растительностью, моллюсками, насекомыми, червями. По этой причине у них нет желудка, а только длинный кишечник. Среди них есть хищники – кровожадные пираньи, обитающие в реках Южной Америки, электрический угорь.

Представители: сазан, лещ, карп, чехонь, плотва, линь, карась, уклейка, жерех. Зимой в основном прячутся на дне или зарываются в ил и впадают в зимнюю спячку. Некоторые карповые разводятся в прудах (карп, карась), а весьма многие служат предметом более или менее значительного промысла (например - вобла, лещ, карп, серебряный и золотой караси, линь, язь, чехонь и мн. др.).







Отряды

Особенности внешнего строения

Представители


















Задание 3.Заполните кластер значение рыб в природе и жизни человека.








Группа 5

Задание 1. Выбрать верные суждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

4. Органы дыхания кожа и жабры.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

7. Рыбы плохо слышат, но хорошо видят вдаль.

8. Органы выделения рыб – почки

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

10. Среди рыб есть гермафродиты.

11. Оплодотворение у рыб наружнее.

12. Артериальная кровь насыщена углекислым газом.



Задание 2. Изучите информацию про окунеобразных, рассмотрите рисунки в учебнике. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряд Окунеобразные - огромная группа насчитывающая свыше 9 тыс.видов большинство которых находится в стадии биологического процветания. Характерной чертой является наличие двух спинных плавников с острыми колючими шипами. В анальном плавнике у окуневых две колючки, зубы на челюстях щетинковидные, а у некоторых окуневых есть и клыки. Плавательный пузырь не имеет связи с кишечником, или его нет вовсе. Длина тела от 1 см до 5 метров. Речной окунь-рыба средней величины до 40см с полосатой окраской тела характерной для хищников - засадчиков.

Судаки - крупные до 130 см длиной и массой до 20 кг ценные промысловые рыбы Европы и Северной Америки. Судака у нас специально разводят. Представители других отрядов могут сильно отличаться. Таковы колюшки с мощными колючками на плавниках, нередко в броне из костных пластинок. Для своих икринок они строят гнезда, охраняемые самцом.

Большое значение для промысла имеет подотряд скумбреевидных. Наиболее известны: скумбрии и тунцы. Тунцы могут развивать скорость до 90 км/час, при плавании их температура поднимается на несколько градусов выше температуры воды в тропиках. Камбала – ценная промысловая рыба. Самый причудливый представитель отряда – луна – рыба. Это малоподвижная рыба поверхностных вод тропических морей. Она может быть размером свыше 3 м, массой 1000 кг. У нее не развивается задняя часть позвоночника и хвост, первого спинного и брюшного плавников нет, плавает она, руля вторым спинным и анальным плавниками. Она является самой плодовитой рыбой – выметывает до 300 млн икринок.



Отряды

Особенности внешнего строения

Представители

















Задание 3.Заполните кластер значение рыб в природе и жизни человека















Литература

1.Учебник 7 класс «Биология. Животные», В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Дрофа, 2017 год

2.Методическое пособие к учебнику » В.В.Латюшина, В.А.Шапкина, Дрофа, 2016 год

3.Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Дрофа, 2016 год.

4.https://cyberpedia.su/7xe9f7.html

5. https://otvet.mail.ru/question/196170507




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!