СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку. Тема: « Лев Николаевич Толстой- «волна» и «нерв народа». Роман-эпопея «Война и мир». История создания. 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку. Тема: « Лев Николаевич Толстой- «волна» и «нерв народа». Роман-эпопея «Война и мир». История создания. 10 класс»

Во время одной из лекций по русской литературе, которую Набоков читал в Корнуэльском университете, (США, Нью Йорк) Владимир Владимирович выключил весь свет и закрыл ставни. В аудитории стало совсем темно  - Это - сказал Набоков, включив один светильник - это Пушкин  - Это - и он зажег лампочку в другом углу - это Гоголь  - Это - Набоков включил настольную лампу - это Достоевский  - А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом – а это ....  Лев Николаевич Толстой   1899 -1977

Во время одной из лекций по русской литературе, которую Набоков читал в Корнуэльском университете, (США, Нью Йорк) Владимир Владимирович выключил весь свет и закрыл ставни. В аудитории стало совсем темно - Это - сказал Набоков, включив один светильник - это Пушкин - Это - и он зажег лампочку в другом углу - это Гоголь - Это - Набоков включил настольную лампу - это Достоевский - А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом – а это .... Лев Николаевич Толстой

1899 -1977

Что вы можете сказать, глядя на портрет? Какие черты характера вы можете назвать?

Что вы можете сказать, глядя на портрет? Какие черты характера вы можете назвать?

Цели урока: Повторить раннее изученный литературоведческий , исторический материал; Познакомиться с основными этапами жизненного пути .Н. Толстого; с основными идеями писателя; Подготовиться к восприятию произведения «Война и Мир» Узнать историю создания произведения Узнать смысл названия , жанр и композицию Понять , как писатель относился к войне, какой смысл вкладывает в понятие «мир»

Цели урока:

  • Повторить раннее изученный литературоведческий , исторический материал;
  • Познакомиться с основными этапами жизненного пути .Н. Толстого; с основными идеями писателя;
  • Подготовиться к восприятию произведения «Война и Мир»
  • Узнать историю создания произведения
  • Узнать смысл названия , жанр и композицию
  • Понять , как писатель относился к войне, какой смысл вкладывает в понятие «мир»
Тема урока:

Тема урока:

Почему волна? Почему нерв?

Почему волна?

Почему нерв?

Объясните значение метафор «волна океана», «нерв народа»

Объясните значение метафор

«волна океана», «нерв народа»

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н.Толстой

Поразмышляйте над высказыванием. Что этим хотел сказать Л.Н. Толстой?

Поразмышляйте над высказыванием.

Что этим хотел сказать Л.Н. Толстой?

Всю жизнь занимался самообразованием и самовоспитанием .

Всю жизнь занимался самообразованием и самовоспитанием .

1843 -1845 гг – учеба в Казанском университете .

1843 -1845 гг – учеба в Казанском университете .

Л.Н.Толстой был непосредственным участником Крымской войны. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны  с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.».

Л.Н.Толстой был непосредственным участником Крымской войны. За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью

«За храбрость» и медалями

«За защиту Севастополя» и

«В память войны 1853—1856 гг.».

В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919) . Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Три года вынесши в сердце своем страсть к Софье, Толстой осенью 1862 года женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастья, какая только бывает на земле.

В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919) . Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Три года вынесши в сердце своем страсть к Софье, Толстой осенью 1862 года женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастья, какая только бывает на земле.

Наиболее известными произведениями Л.Н.Толстого являются: трилогия «Детство.Отрочество.Юность» (1852, 1854, 1857), цикл «Севастопольские рассказы» (1855), роман «Декабристы» (1860), роман-эпопея «Война и Мир» (1868-1869), роман «Анна Каренина» (1873-1877), роман «Воскресение» (1899) и другие.

Наиболее известными произведениями Л.Н.Толстого являются: трилогия «Детство.Отрочество.Юность» (1852, 1854, 1857), цикл «Севастопольские рассказы» (1855), роман «Декабристы» (1860), роман-эпопея «Война и Мир» (1868-1869), роман «Анна Каренина» (1873-1877), роман «Воскресение» (1899) и другие.

Исповедальная публицистика

Исповедальная публицистика

По дневнику весьма удобно судить о самом себе… Л.Н.Толстой

По дневнику весьма удобно судить о самом себе…

Л.Н.Толстой

Из дневника Л.Н.Толстого 1848г. 1.     Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2.     Довольствоваться настоящим. 3.     Искать случаев делать добро… Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка…Бойся лжи и тщеславия…Запоминать все полезные сведения и мысли…Не верить мыслям, родившимся в вере…Не повторять чужих мыслей.

Из дневника Л.Н.Толстого

1848г.

1.     Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2.     Довольствоваться настоящим.

3.     Искать случаев делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка…Бойся лжи и тщеславия…Запоминать все полезные сведения и мысли…Не верить мыслям, родившимся в вере…Не повторять чужих мыслей.

1849г.  1.     Изучить весь курс юридических наук. 2.     Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3.     Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4.     Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5.     Изучать историю, географию и статистику. 6.     Изучать математику, гимназический курс. 7.     Написать диссертацию. 8.     Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9.     Написать правила. 10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1849г.

1.     Изучить весь курс юридических наук.

2.     Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3.     Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4.     Изучать сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5.     Изучать историю, географию и статистику.

6.     Изучать математику, гимназический курс.

7.     Написать диссертацию.

8.     Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9.     Написать правила.

10. Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

Выводы по дневниковым записям:   Ребята, что вы можете сказать о характере человека, о его интересах по данным дневниковым записям? 

Выводы по дневниковым записям:

Ребята, что вы можете сказать о характере человека, о его интересах по данным дневниковым записям? 

Индивидуальное задание: Составить синквейн «Личность Толстого» 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Индивидуальное задание:

Составить синквейн «Личность Толстого»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Небывалый успех выпал на долю « Войны и мира ». Роман признан критикою всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы. Об этом говорит и последняя экранизация, снятая в 2007 году. Над проектом работали режиссёры Германии, Италии, Польши, Литвы, Испании и России.

Небывалый успех выпал на долю « Войны и мира ». Роман признан критикою всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы. Об этом говорит и последняя экранизация, снятая в 2007 году. Над проектом работали режиссёры Германии, Италии, Польши, Литвы, Испании и России.

«Война и Мир» История создания романа-эпопеи 2. Смысл названия 3. Особенности жанра и композиция

«Война и Мир»

  • История создания романа-эпопеи

2. Смысл названия

3. Особенности жанра и композиция

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» ​                            Н. Страхов   ​

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!»

                           Н. Страхов   ​

« Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость» ​ Л.Н. Толстой   

« Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость»

Л.Н. Толстой

 

Замысел писателя: 1857 год – после встречи с декабристами появился замысел написать роман об одном из декабристов. 1825 год – «невольно от настоящего я перешел к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади 1812 год – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости». 1805 год- «Мне сложно было писать о торжестве 1812 года, не описав неудачи 1805г. (война против Франции в союзе с Австрией)

Замысел писателя:

1857 год – после встречи с декабристами появился замысел написать роман об одном из декабристов.

1825 год – «невольно от настоящего я перешел к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади

1812 год – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости».

1805 год- «Мне сложно было писать о торжестве 1812 года, не описав неудачи 1805г. (война против Франции в союзе с Австрией)

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился.  ​ В центре оказались события 1812 года и героем романа стал русский народ

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился. 

В центре оказались события 1812 года и героем романа стал русский народ

Варианты заглавия романа «Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

Варианты заглавия романа

«Три поры»

«1805 год»

«Все хорошо, что хорошо кончается»

«Война и мир»

Историческая основа романа: I том – 1805 год II том- 1806-1811 годы III том – 1812 год – Кульминация романа – Бородинское сражение IV том – 1812- 1813 годы Эпилог – 1820 год  Итого: 15 лет

Историческая основа романа:

I том – 1805 год

II том- 1806-1811 годы

III том – 1812 год – Кульминация романа – Бородинское сражение

IV том – 1812- 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Итого: 15 лет

Смысл названия и жанр произведения Война (1 ряд) и Мир (2 ряд) Задание: составить кластер из значений понятий  Роман-эпопея (3 ряд) Задание: записать признаки эпопеи

Смысл названия и жанр произведения

Война (1 ряд) и Мир (2 ряд)

Задание: составить кластер из значений понятий

Роман-эпопея (3 ряд)

Задание: записать признаки эпопеи

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В. Даля:

Знаете ли вы, что в 19 веке слова

МИРЪ и МiРЪ

в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В. Даля:

МИРЪ - Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие МiРЪ - Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян

МИРЪ -

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие

МiРЪ -

  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян
«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман – эпопея. События большого исторического масштаба, жизнь общая  (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт».​ Л.Д. Опульская

«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман – эпопея. События большого исторического масштаба, жизнь общая  (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт».​

Л.Д. Опульская

В романе «Война и мир» традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы истории; повествование ведется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно. Широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа связи человека и истории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

В романе «Война и мир» традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы истории; повествование ведется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно. Широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа связи человека и истории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

Домашнее задания  по роману Л.Н. Толстого  «Война и мир».   1. Указанные в заданиях главы обязательно перечитать  в полном изложении.  2. При выполнении заданий ознакомиться с материалом учебника по данной теме.   3. Для качественного ответа необходимо составить план ответа с указанием страниц для цитирования.

Домашнее задания  по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1. Указанные в заданиях главы обязательно перечитать  в полном изложении. 2. При выполнении заданий ознакомиться с материалом учебника по данной теме.  3. Для качественного ответа необходимо составить план ответа с указанием страниц для цитирования.

1 ряд (1 том) Задание к 11 марта Семья Ростовых (по эпизоду «Именины у Ростовых»- 14-17 главы части1 тома 1)  Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения и темы разговоров). 

1 ряд (1 том)

  • Задание к 11 марта
  • Семья Ростовых (по эпизоду «Именины у Ростовых»- 14-17 главы части1 тома 1) Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения и темы разговоров). 
2 ряд (1 том) Задание к 11 марта Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону».  ( главы 15-21 части 2 тома1 и главы 16 и 19 части 3 тома 1).

2 ряд (1 том)

  • Задание к 11 марта

Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону». ( главы 15-21 части 2 тома1 и главы 16 и 19 части 3 тома 1).

3 ряд (1 том) Задание к 11 марта Семья Болконских (по эпизоду «Князь Андрей в Лысых Горах» - 24-25 главы части1 тома1)  Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения и темы разговоров). 

3 ряд (1 том)

  • Задание к 11 марта

Семья Болконских (по эпизоду «Князь Андрей в Лысых Горах» - 24-25 главы части1 тома1) Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения и темы разговоров).