Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения "Д.Н. Мамин-Сибиряк - Приемыш"»
Д. Н. Мамин - Сибиряк
Настоящая фамилия писателя Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье священника и сельской учительницы. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка.
Степанова Анна Семёновна
Мамин Наркис Матвеевич
Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет.
Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы «Зимовье на Студеной» и «Емеля и охотник» Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.
Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Сказки, которые он рассказывал своей дочери автор издал отдельной книгой, которую назвал
" Алёнушкины сказки". Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".
Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»
План работы над произведением:
Прочитав произведение, нужно:
- познакомиться с героями;
определить, кто такой Приёмыш;
охарактеризовать главных героев;
выяснить главную мысль;
высказать своё отношение.
- Приемыш - это сирота, которого взяли на воспитание чужие люди
Словарная работа
- Церемо́ния - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.
- Доспе́хи - воинское снаряжение.
- Прото́ка - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.
- Са́йма - рыбацкая стоянка.
- За́водь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
- Жил бобылём - одиноко, без родных, без жены; т.е одинокий человек
- Э́вон – устаревшее «вот»;
- Муштрова́ть - обучать, подвергая суровой системе воспитания.
- Уве́чить - физически расправляться, калечить.
- Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
- За́водь – небольшой залив,
- Не́вод - сеть для ловли рыбы,
- Особняко́м учат – отдельно от других,
- Сгрудя́тся в стадо – соберутся все вместе.
- Грезилось по ночам – снилось, казалось.
- Лодка «Душегубка» - узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева.
Ответьте на вопросы:
1) От чьего имени ведётся рассказ?
2) Где происходят события?
3) Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника?
4) Можете ли вы ответить на вопрос кто является приемышем?
5) Как бы вы озаглавили эту часть?
Ответьте на вопросы:
1.Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как лебедь оказался у старика.
2.Как старик говорил о лебеде? Как его называл?
3.Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки.
4.Как автор-рассказчик относится к Тарасу?
5.Сколько лет прожил Тарас на озере?
6.Как Тарас жил на озере?
7.Какое настроение у вас появилось во время чтения этой части о судьбе Лебедя?
8. Какое бы название подошло к этой части?
№ п/п
Слова
1
Тарас
2
Добрый
Умный
3
+
Лебедь
Собака
+
4
Лучший друг человека
+
5
Гуляка
+
Соболько
+
+
Бобыль
6
+
7
+
+
Чуткий
+
Понимающий
8
9
+
бескорыстный
10
+
Весёлый
+
Вольный
11
12
Старый
+
13
+
Благодарный
+
Дряхлый
14
15
+
+
Ласковый
Преданный
+
+
+
В какое время года происходили события, описываемые автором?
Зимой
Как называется озеро?
Весной
Синее
Как звали старика?
Осенью
Сколько лет жил Тарас на озере?
Светлое
Иван
10
С кем жил старик на озере?
Семён
Грязное
Тарас
40
С собакой
Как звали собаку?
Какую птицу приютил Тарас?
5
С курицей
Тузик
Как старик назвал птицу?
Лебедя
Соболько
С лисой
Шарик
Утку
Прикормыш
Индюка
Выкормыш
Приёмыш
• Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…
• Рассказ помог понять…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Домашнее задание
Полностью прочитать рассказ и придумать продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?