Литературное чтение
11 мая
« Характеристика героя произведения. Анализ
(с помощью учителя) мотивов поступка персонажа. М.Пляцковский «Помощник», К.Ушинский «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»»
Тема:
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Произведения М. Пляцковского «Помощник», К.Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Характеристика героев.
Словарь
ИРОНИЯ - употребление слова в противоположном смысле с целью высмеивания.
СИНОНИМЫ — это слова одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют близкое смысловое значение.
УЧУЯТЬ – почувствовать.
ПРИТВОРНО – выдавая за настоящее, обманно, лицемерно, фальшиво.
УПРАВИТЬСЯ – справиться с чем-то.
ПРИЛЕЖАНИЕ - усердие, старательность, добросовестное отношение к делу, работе.
БЛАГОДАРНОСТЬ - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.
МИЛОСЕРДИЕ - сострадание, жалость, человеколюбие.
КУМ – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
КУМА – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
Ключевые слова: юмористическое произведение; характеристика героя.
Михаил Спартакович Пляцковский
М. С. Пляцковский не только писал прозу, но и был поэтом-песенником. Писал тексты песен для детей и взрослых. Самая известная песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот». Много произведений создал Михаил Спартакович для детей.
Работа по учебнику, с. 22-23
«Помощник» - рассказ или сказка?
Это сказка, так как в произведении есть волшебные животные.
Кто герои сказки?
Почему они получили такие имена?
Кролик любит грызть кочерыжку, а ослик очень любил две буквы алфавита - И и А.
С какой просьбой обратился кролик к ослику?
С какой просьбой обратился кролик к ослику? Найди в тексте авторскую подсказку, как надо прочитать слова ослика.
Почему ослик отказался?
Ему было просто лень помогать, а признаться в своей лени было стыдно, поэтому ослик притворился, что у него болит голова. А вот покушать вместе Алфавит был не прочь. Ослик был ленивым и обманщиком.
Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи?
Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.
Алфавит не помог Кочерыжке, тогда почему же произведение называется «Помощник»?
Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе-помощником.
Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя. Настоящий друг тот, кто всегда готов помочь даже в трудном деле.
Сказка учит быть трудолюбивым, отзывчивым и честным. Тогда тебе всегда будут рады.
Раз сказка смешная и учит нас посмотреть на себя со стороны, значит это юмористическое произведение, и поэтому его включили в раздел «И в шутку и всерьёз».
Выбери пословицу, которая отражает главную мысль произведения.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на неделе
Константин Дмитриевич Ушинский
Великий русский писатель и педагог. Автор детских рассказов и сказок.
Работа по учебнику, с. 24
Что можно сказать о сороке?
А о вороне?
Почему ворон не поверил сороке?
Как называют людей, которые много говорят?
Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
Говорить - выражать какую-нибудь мысль, сообщать что-то; болтать – говорить (тараторить) много, быстро о чём не следует .
Работа по учебнику, с. 25
Что тебе нравится в людях?
Что тебе не нравится в людях?
Работа по учебнику, с. 25
Кто герои рассказа?
Что произошло с детьми?
Почему они поссорились?
Ответьте на вопрос автора.
Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу?
Отражает ли пословица основной смысл рассказа?