СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы «Абсурд бытия в повести Ф. Кафки «Превращение», 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы «Абсурд бытия в повести Ф. Кафки «Превращение», 11 класс»

Презентация к уроку «Абсурд бытия в повести  Ф. Кафки «Превращение» Грищенко Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Презентация к уроку «Абсурд бытия в повести Ф. Кафки «Превращение»

Грищенко Е.В.

учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Ф. Кафка. Повесть «Превращение», 1912 Этапы биографии и творчества Ф. Кафки Экспрессионизм История создания Сюжет повести (текст) Начало повести Вопросы для обсуждения Выводы Символика повести Абсурд бытия План сочинения Иллюстрации

Ф. Кафка. Повесть «Превращение», 1912

Этапы биографии и творчества Ф. Кафки

Экспрессионизм

История создания

Сюжет повести (текст)

Начало повести

Вопросы для обсуждения

Выводы

Символика повести

Абсурд бытия

План сочинения

Иллюстрации

Этапы биографии и творчества Франца Кафки  (1883-1924) Перед смертью Кафка поручил своему другу и литературному душеприказчику Максу Броду сжечь всё без исключения написанное им, но последний не выполнил поручение.

Этапы биографии и творчества Франца Кафки (1883-1924)

Перед смертью Кафка поручил своему другу и литературному душеприказчику Максу Броду сжечь всё без исключения написанное им, но последний не выполнил поручение.

Экспрессиони́зм    (от лат.  expressio , «выражение»)  - течение в искусстве эпохи модернизма в начале ХХ века. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.  Очень распространены мотивы боли и крика.

Экспрессиони́зм   (от лат.  expressio , «выражение»)  -

течение в искусстве эпохи модернизма в начале ХХ века. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.  Очень распространены мотивы боли и крика.

История создания:  Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате — это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?   После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле. Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь, а о недомоганиях Франца Кафки постоянно упоминается не только в дневниках или письмах, они — чуть ли не привычная тема на протяжении многих лет его жизни, как бы накликавшая и болезнь смертельную.

История создания:

Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате — это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?

После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле. Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь, а о недомоганиях Франца Кафки постоянно упоминается не только в дневниках или письмах, они — чуть ли не привычная тема на протяжении многих лет его жизни, как бы накликавшая и болезнь смертельную.

Сюжет повести Ф. Кафки «Превращение», 1912.

Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжер, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. В свойственной Кафке манере причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлен перед фактом — превращение свершилось. Герой сохраняет здравый ум и осознаёт происходящее. В непривычном положении он не может встать с кровати, не открывает двери, хотя о том настойчиво просят его члены семьи — мать, отец и сестра. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на всё время, лишь сестра приходит его кормить. В тяжёлых душевных и телесных (отец бросил в него яблоко, Грегор поранился о дверь) муках проводит Грегор время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные вынуждены затянуть потуже пояса, а главный герой чувствует себя виноватым. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.

Полная версия повести

Проанализируем начало повести.    Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами. «Что со мной случилось?» – подумал он. Это не было сном. Что необычно в эт ом зачине? Нет объяснения абсурдной ситуации, в которую попал главный герой

Проанализируем начало повести.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.

«Что со мной случилось?» – подумал он. Это не было сном.

Что необычно в эт ом зачине?

Нет объяснения абсурдной ситуации, в которую попал главный герой

Контрольные вопросы для обсуждения  В чем заключается смысл названия?  Почему не автор не дает объяснения причины превращения?  Как реагирует на превращение главный герой? Как он относится к окружающему миру?  Как воспринимают его метаморфозы члены семьи?  Как отреагировал управляющий?  Какие отношения были с близкими у главного героя до превращения?  Как меняется отношение близких с течением времени? Они верующие люди?  Как меняется комната Грегора и дом? Кто первый предложил избавиться от Грегора? Как называет Грегора служанка в финале повести? Как Грегор относится к отцу, матери и сестре к финалу повести? Какие темы поднимает автор в повести? Насколько изменится смысл рассказа, если превращение в насекомое заменить на реальную болезнь? В чем заключается смысл финала? Кто превращается в насекомое на самом деле? Для чего автор использует прием гротеска? Какое эмоциональное состояние передает автор? Какие черты экспрессионизма можно выявить в повести Ф. Кафки «Превращение»?

Контрольные вопросы для обсуждения

В чем заключается смысл названия?

Почему не автор не дает объяснения причины превращения?

Как реагирует на превращение главный герой? Как он относится к окружающему миру?

Как воспринимают его метаморфозы члены семьи?

Как отреагировал управляющий?

Какие отношения были с близкими у главного героя до превращения?

Как меняется отношение близких с течением времени? Они верующие люди?

Как меняется комната Грегора и дом?

Кто первый предложил избавиться от Грегора?

Как называет Грегора служанка в финале повести?

Как Грегор относится к отцу, матери и сестре к финалу повести?

Какие темы поднимает автор в повести?

Насколько изменится смысл рассказа, если превращение в насекомое заменить на реальную болезнь?

В чем заключается смысл финала? Кто превращается в насекомое на самом деле?

Для чего автор использует прием гротеска?

Какое эмоциональное состояние передает автор?

Какие черты экспрессионизма можно выявить в повести Ф. Кафки «Превращение»?

Вывод:  Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает  Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается?  Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Превращение в насекомое — это лишь гипербола обычного человеческого состояния. Кафка как будто задаётся тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: “вошь” ли человек или “право имеет”. И отвечает: “вошь”. Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое.  Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательс тво близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.

Вывод:

Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает

Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается?

Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Превращение в насекомое — это лишь гипербола обычного человеческого состояния. Кафка как будто задаётся тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: “вошь” ли человек или “право имеет”. И отвечает: “вошь”. Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое.

Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательс тво близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.

Абсурд бытия : Враждебность мира по отношению к человеку Одиночество человека Бесчеловечность общества Обесценивание общечеловеческих ценностей Бессмысленность человеческого существования

Абсурд бытия :

Враждебность мира по отношению к человеку

Одиночество человека

Бесчеловечность общества

Обесценивание общечеловеческих ценностей

Бессмысленность человеческого существования

Символика повести: Число 3:  3 части, 3 члена семьи, 3 письма 3 человек, 3 служанки, 3 постояльца, 3 двери Двери  символ выхода Немота Грегора  символ одиночества, сокровенное остается в душе человека Благополучие семьи Замза и состояние Грегора  взлеты и падения связаны с жизнью Грегора Насекомое  главный  символ-

Символика повести:

Число 3:

3 части, 3 члена семьи, 3 письма 3 человек, 3 служанки, 3 постояльца, 3 двери

Двери

символ выхода

Немота Грегора

символ одиночества, сокровенное остается в душе человека

Благополучие семьи Замза и состояние Грегора

взлеты и падения связаны с жизнью Грегора

Насекомое

главный символ-

Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.

  «Из всего человечества Кафка имел здесь в виду одного себя — никого иного! Это свои семейственные узы он врастил в хитиновый панцирь насекомого. И — видите! — они оказались настолько слабыми и тонкими, что обычное яблоко, брошенное в него, нарушает эту постыдную оболочку и служит поводом (но не причиной!) смерти бывшего любимца и гордости семьи. Конечно, подразумевая самого себя, он рисовал лишь надежды и упования своего семейства, которые всеми силами своей писательской натуры вынужден был дискредитировать — таково уж было его призвание и роковая участь» В.Набоков

Причина смерти Грегора – осознание того, что он — обуза для тех, кого беззаветно любил. На наших глазах люди превращаются в бесчувственных насекомых, им важен лишь комфорт и эгоистический покой безмятежного существования. Насекомое же ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и, наконец, самопожертвование. Эта антитеза воплощает все самое противное в людях – насекомых, которые нас окружают хитиновым покровом отчуждения. Настоящий человек вынужден скрыться под панцирем или же ждать, пока его поглотят паразиты в людских оболочках.

Почему насекомое?

Сочинение по повести Ф. Кафки «Превращение» 1. Вступление 2. Проблема 3. Связка 4. Комментарий (1 пример) 5. Пояснения к комментарию 6. Связка 7. Комментарий (2 пример) 8. Пояснение к комментарию 9. Связка 10. Позиция автора 11. Собственная позиция 12. Обоснование собственной позиции (аргументы) 13. Заключение

Сочинение по повести Ф. Кафки «Превращение»

1. Вступление

2. Проблема

3. Связка

4. Комментарий (1 пример)

5. Пояснения к комментарию

6. Связка

7. Комментарий (2 пример)

8. Пояснение к комментарию

9. Связка

10. Позиция автора

11. Собственная позиция

12. Обоснование собственной позиции (аргументы)

13. Заключение

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!