Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
“ ГОРЕ ОТ УМА”
История создания
“ Грибоедов - “человек одной книги”. Если бы не “Горе от ума”, Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места”, - так считал В.Ф.Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-критических статей и исследований.
С одной стороны, действительно, Грибоедов А.С. вошел в историю русской литературы как автор комедии “Горе от ума”.
С другой, место Грибоедова в русской литературе особое: автор первой русской реалистической комедии вместе с Пушкиным стоит у истоков нового этапа развития отечественной литературы - реалистического..
История создания
1 820 - возникает замысел комедии
1822 -написаны первые два акта
весной и летом 1823 - в Москве завершается первый вариант пьесы “Горе уму”
1824 - новый вариант с названием ”Горе от ума”
1825 - с большими цензурными сокращениями напечатаны отрывки комедии
1833 - со значительными сокращениями опубликована после смерти автора
1862 - полностью вышла в свет
Направление и жанр
Комедия “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Она является сатирической, поскольку в ее основе лежат социальные противоречия. В то же время это произведение, как ни одно другое, соединило в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле “Горе от ума” остается одним из уникальных художественных созданий начала XIX века в русской литературе.
Классицизм
- Соблюдение правил трех единств: времени (действие комедии происходит в течение одного дня), места (всё действие происходит в доме Фамусова) и действия которое оказалось нарушенным,так как в пьесе существуют два конфликта - общественный и личный.
- “ Говорящие фамилии”: Скалозуб, Молчалин, Репетилов,Тугоуховский.
Чацкий - (в черновиках комедии главный герой назывался “Чадский”, напоминая имя известного своим свободомыслием П.Я.Чаадаева)
Романтические тенденции...
проявляются в романтическом характере героя и конфликта (один против всех) , мотиве одиночества и изгнанничества, наличии не только комического (многие персонажи пьесы попадают в комические ситуации) и сатирического, но и трагического пафоса (недаром Гончаров называет роль Чацкого “страдательной”).
Реализм
Изображение типических героев в типических обстоятельствах.
“ Характеры и редкая картина нравов”, по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверны.
Тематика и проблематика
В соответствии с жанром сатирической комедии тематику “Горе от ума” составляют самые актуальные общественно-политические вопросы той эпохи: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чинам, просвещению и образованию, национальной культуре и народу; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.
Грибоедов поднимает:
- проблемы социально-политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры;
- философскую проблемы ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительностью.
Сюжет и композиция
Новаторское произведение- комедия “Горе от ума” - оригинально и необычно по своему построению. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна,так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”
Художественное своеобразие
Комедия поражает своей художественной смелостью, а современников автора ярко выраженные новаторские черты иногда просто шокировали и вызывали недовольство. Это касается прежде всего реалистических черт комедии.
- Новаторство языкового стиля (Белинский: комедия была написана не “шестистопными ямбами”, как полагается в высокой комедии, а “вольными стихами”, как до того писались только басни)
- Комедия была написана “не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком”
- “ Каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку”
Значение произведения
И.А.Гончаров “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе. ...Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь его черед”.
Конец Выполнила Бузанакова Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 84 г. Ижевска 2021