СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Анализ комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы по анализу комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума": история создания, направление и жанр, тематика и проблематика, сюжет и композиция, художественное своеобразие и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Анализ комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"»

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)   “ ГОРЕ ОТ УМА”

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

ГОРЕ ОТ УМА”

История создания   “ Грибоедов - “человек одной книги”. Если бы не “Горе от ума”, Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места”, - так считал В.Ф.Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-критических статей и исследований. С одной стороны, действительно, Грибоедов А.С. вошел в историю русской литературы как автор комедии “Горе от ума”. С другой, место Грибоедова в русской литературе особое: автор первой русской реалистической комедии вместе с Пушкиным стоит у истоков нового этапа развития отечественной литературы - реалистического..

История создания

“ Грибоедов - “человек одной книги”. Если бы не “Горе от ума”, Грибоедов не имел бы в русской литературе совсем никакого места”, - так считал В.Ф.Ходасевич, поэт Серебряного века и автор целого ряда литературно-критических статей и исследований.

С одной стороны, действительно, Грибоедов А.С. вошел в историю русской литературы как автор комедии “Горе от ума”.

С другой, место Грибоедова в русской литературе особое: автор первой русской реалистической комедии вместе с Пушкиным стоит у истоков нового этапа развития отечественной литературы - реалистического..

История создания   1 820 - возникает замысел комедии 1822 -написаны первые два акта весной и летом 1823 - в Москве завершается первый вариант пьесы “Горе уму” 1824 - новый вариант с названием ”Горе от ума” 1825 - с большими цензурными сокращениями напечатаны отрывки комедии 1833 - со значительными сокращениями опубликована после смерти автора 1862 - полностью вышла в свет

История создания

1 820 - возникает замысел комедии

1822 -написаны первые два акта

весной и летом 1823 - в Москве завершается первый вариант пьесы “Горе уму”

1824 - новый вариант с названием ”Горе от ума”

1825 - с большими цензурными сокращениями напечатаны отрывки комедии

1833 - со значительными сокращениями опубликована после смерти автора

1862 - полностью вышла в свет

Направление и жанр Комедия “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Она является сатирической, поскольку в ее основе лежат социальные противоречия. В то же время это произведение, как ни одно другое, соединило в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле “Горе от ума” остается одним из уникальных художественных созданий начала XIX века в русской литературе.

Направление и жанр

Комедия “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Она является сатирической, поскольку в ее основе лежат социальные противоречия. В то же время это произведение, как ни одно другое, соединило в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле “Горе от ума” остается одним из уникальных художественных созданий начала XIX века в русской литературе.

Классицизм Соблюдение правил трех единств: времени (действие комедии происходит в течение одного дня), места (всё действие происходит в доме Фамусова) и действия которое оказалось нарушенным,так как в пьесе существуют два конфликта - общественный и личный. “ Говорящие фамилии”: Скалозуб, Молчалин, Репетилов,Тугоуховский. Чацкий - (в черновиках комедии главный герой назывался “Чадский”, напоминая имя известного своим свободомыслием П.Я.Чаадаева)

Классицизм

  • Соблюдение правил трех единств: времени (действие комедии происходит в течение одного дня), места (всё действие происходит в доме Фамусова) и действия которое оказалось нарушенным,так как в пьесе существуют два конфликта - общественный и личный.
  • “ Говорящие фамилии”: Скалозуб, Молчалин, Репетилов,Тугоуховский.

Чацкий - (в черновиках комедии главный герой назывался “Чадский”, напоминая имя известного своим свободомыслием П.Я.Чаадаева)

Романтические тенденции... проявляются в романтическом характере героя и конфликта (один против всех) , мотиве одиночества и изгнанничества, наличии не только комического (многие персонажи пьесы попадают в комические ситуации) и сатирического, но и трагического пафоса (недаром Гончаров называет роль Чацкого “страдательной”).

Романтические тенденции...

проявляются в романтическом характере героя и конфликта (один против всех) , мотиве одиночества и изгнанничества, наличии не только комического (многие персонажи пьесы попадают в комические ситуации) и сатирического, но и трагического пафоса (недаром Гончаров называет роль Чацкого “страдательной”).

Реализм Изображение типических героев в типических обстоятельствах. “ Характеры и редкая картина нравов”, по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверны.

Реализм

Изображение типических героев в типических обстоятельствах.

“ Характеры и редкая картина нравов”, по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверны.

Тематика и проблематика В соответствии с жанром сатирической комедии тематику “Горе от ума” составляют самые актуальные общественно-политические вопросы той эпохи: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чинам, просвещению и образованию, национальной культуре и народу; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

Тематика и проблематика

В соответствии с жанром сатирической комедии тематику “Горе от ума” составляют самые актуальные общественно-политические вопросы той эпохи: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чинам, просвещению и образованию, национальной культуре и народу; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

Грибоедов поднимает: проблемы социально-политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры; философскую проблемы ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительностью.

Грибоедов поднимает:

  • проблемы социально-политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры;
  • философскую проблемы ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительностью.
Сюжет и композиция Новаторское произведение- комедия “Горе от ума” - оригинально и необычно по своему построению. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна,так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”

Сюжет и композиция

Новаторское произведение- комедия “Горе от ума” - оригинально и необычно по своему построению. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде “Мильон терзаний” Гончаров: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна,так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел”

Художественное своеобразие Комедия поражает своей художественной смелостью, а современников автора ярко выраженные новаторские черты иногда просто шокировали и вызывали недовольство. Это касается прежде всего реалистических черт комедии. Новаторство языкового стиля (Белинский: комедия была написана не “шестистопными ямбами”, как полагается в высокой комедии, а “вольными стихами”, как до того писались только басни) Комедия была написана “не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком” “ Каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку”

Художественное своеобразие

Комедия поражает своей художественной смелостью, а современников автора ярко выраженные новаторские черты иногда просто шокировали и вызывали недовольство. Это касается прежде всего реалистических черт комедии.

  • Новаторство языкового стиля (Белинский: комедия была написана не “шестистопными ямбами”, как полагается в высокой комедии, а “вольными стихами”, как до того писались только басни)
  • Комедия была написана “не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком”
  • “ Каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку”
Значение произведения И.А.Гончаров “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе. ...Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь его черед”.

Значение произведения

И.А.Гончаров “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе. ...Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь его черед”.

 Конец         Выполнила Бузанакова Н.В.  учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ 84 г. Ижевска   2021

Конец Выполнила Бузанакова Н.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 84 г. Ижевска 2021