Урок литературы в 7 классе
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Карамова Г.М .
Есть люди, в городе или селе,
которые окружающим кажутся странными.
Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки.
От обычных людей их отличает разве только то,
что они талантливы и красивы. Красивы они тем,
что их судьбы слиты с народной
судьбой, отдельно они не живут.
Они украшают жизнь, ибо с их появлением,
где бы ни были, изгоняется скука.
В.М. Шукшин
Человек безупречной нравственности
Святая простота
Простота.
Задуматься …
Нравственная высота.
Проанализиро-вать …
Чудик
Тема урока: Краткие сведения о В.М. Шукшине. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя
Цели урока:
- задуматься над поступками героя и его окружающих;
- проанализировать поведение главного героя
Жизнь и творчество В.М. Шукшина
Словарная работа
Блесн а – металлическая пластинка с одним или несколькими крючками для рыбной ловли.
Подв и д – подразделение внутри одного вида.
Битюрь – небольшая рыба.
Дюралюминий – лёгкий прочный сплав алюминия с медью, магнием и некоторыми другими элементами.
Шум о вка – предмет кухонной утвари – большая ложка с частыми дырочками.
- 1. Сцена с пятидесятирублёвкой.
- 2. Сцена в поезде.
- 3. Сцена в самолёте.
- 4. Диалог Чудика с братом.
Задание для самостоятельной работы
1. Куда решил съездить Чудик в отпуске?
2. Что купил Чудик племяшам в подарок?
3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе в первый раз?
4. Где приземлился самолёт, на котором летел Чудик?
5. Определите, к каким элементам композиции относятся фрагменты из рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
Экспозиция
Кульминация
«… Звали его – Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду»
Эпилог
«Жена называла его – «Чудик»
«… - Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна… Чудик поспешил сойти с крыльца. А дальше не знал, что делать. опять ему стало больно»
Проверка по эталону
1. Куда решил съездить Чудик в отпуске?
«Получил отпуск, решил съездить к брату на Урал»
2. Что купил Чудик племяшам в подарок?
«Чудик решил пока накупить подарков племяшам – конфет, пряников…»
3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе в первый раз?
«Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и ещё двадцатипятирублёвую он сейчас разменял, пятидесятирублёвая должна быть в кармане…»
4. Где приземлился самолёт, на котором летел Чудик?
(«Первые, кто опомнился, глянули в иллюминаторы и обнаружили, что самолёт – на картофельном поле»)
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
«5» - 5 баллов.
«4» - 4 балла.
«3» - 3 балла.
«2» - 1-2 балла.
Поставьте себе оценки.
Есть люди, в городе или селе,
которые окружающим кажутся странными.
Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки.
От обычных людей их отличает разве только то,
что они талантливы и красивы. Красивы они тем,
что их судьбы слиты с народной
судьбой, отдельно они не живут.
Они украшают жизнь, ибо с их появлением,
где бы ни были, изгоняется скука.
В.М. Шукшин
Тема урока: Краткие сведения о В.М. Шукшине. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя
Цели урока:
- задуматься над поступками героя и его окружающих;
- проанализировать поведение главного героя
Акрослово
Дать характеристику Чудику, герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
Ч – чудной
У – удивительный
Д – догадливый
И – инфантильный
К – красив душой
Словарная работа:
Инфантильный – сходный с манерами, поведением, мировосприятием ребёнка.
Домашнее задание
1. Написать эссе на тему: «Встречал ли я в жизни чудиков?».
2. Ответить на вопрос: «Как раскрывается тема деревни в этом рассказе»?
3. На форматах А-3, А-4 записать выводы и наблюдения по тексту рассказа.