СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по рассказу Шмелёва И.А. "Как я стал писателем"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к 1 уроку по рассказу Шмелева И.А. "Как я стал писателем"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по рассказу Шмелёва И.А. "Как я стал писателем"»

Как я стал писателем Шмелёв И.А.

Как я стал писателем

Шмелёв И.А.

Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский… А. И.Купри н    «Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской  послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции… писательогромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души» В.Г. Распутин

Шмелёв теперь — последний и единственный

из русских писателей, у которого ещё можно

учиться богатству, мощи и свободе русского языка.

Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…

А. И.Купри н

«Шмелев, может быть, самый глубокий

писатель русской

послереволюционной эмиграции,

да и не только эмиграции… писательогромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души»

В.Г. Распутин

Ответьте на вопрос: Что такое мемуары?

Ответьте на вопрос:

Что такое мемуары?

Мемуары - это… 1. записки о прошлых событиях современника или участника этих событий. 2. это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. 3. слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Мемуары - это…

1. записки о прошлых событиях современника или участника этих событий.

2. это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

3. слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Основные понятия:  Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера .

Основные понятия:

Рассказ -

художественное повествовательное прозаическое

произведение небольшого размера .

Антитеза -  это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи .

Антитеза -

это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи .

 Композиция произведения - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом .

Композиция произведения -

построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом .

Анализ произведения  Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие предметы? Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии? Немалую роль играют в жизни учителя! Какую роль сыграли учителя в жизни Шмелева?

Анализ произведения

  • Что открывал главный герой в людях?
  • Что ему нравилось в них?
  • Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?
  • Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
  • Немалую роль играют в жизни учителя! Какую роль сыграли учителя в жизни Шмелева?
Характеристика учителей Способы создания образа Баталин Социальный статус Цветаев Инспектор 2. Портретная характеристика 3. Речевая характеристика Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Характеристика учителей

Способы создания образа

Баталин

  • Социальный статус

Цветаев

Инспектор

2. Портретная характеристика

3. Речевая характеристика

Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом

Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Характеристика учителей Способы создания образа Баталин Социальный статус Цветаев Инспектор 2. Портретная характеристика Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович». Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры. 3. Речевая характеристика Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом. Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Характеристика учителей

Способы создания образа

Баталин

  • Социальный статус

Цветаев

Инспектор

2. Портретная характеристика

Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович».

Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.

3. Речевая характеристика

Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом

Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Вывод: Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нём Шмелёв плакал, когда хоронили учителя . Автор их противопоставляет .

Вывод: Баталин это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нём Шмелёв плакал, когда хоронили учителя .

Автор их противопоставляет .

Каким на ваш взгляд должен быть учитель, чтобы хотелось изучать предмет? Составьте синквейн на тему “Настоящий учитель”

Каким на ваш взгляд должен быть учитель, чтобы хотелось изучать предмет?

Составьте синквейн на тему “Настоящий учитель”

Синкве́йн (от фр.  cinquains , англ.  cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии .

Синкве́йн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии .

Рефлексия:  1.. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ________________________________ 2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами» _________________________________________________________________ 3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» __________________________________________________________ 4. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!» _____________________

Рефлексия:

1.. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ________________________________

2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами» _________________________________________________________________

3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» __________________________________________________________

4. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!» _____________________

Домашнее задание:  Составить тест из 10 пунктов по биографии Шмелева И.А. и тексту рассказа “Как я стал писателем”

Домашнее задание:

Составить тест из 10 пунктов по биографии Шмелева И.А. и тексту рассказа “Как я стал писателем”

Составила: Бузанакова Н.В учитель русского языка и литературы МОУ УР “Столичный лицей” г. Ижевска 2025 г.

Составила:

Бузанакова Н.В

учитель

русского языка и литературы

МОУ УР “Столичный лицей” г. Ижевска

2025 г.