Как я стал писателем
Шмелёв И.А.
Шмелёв теперь — последний и единственный
из русских писателей, у которого ещё можно
учиться богатству, мощи и свободе русского языка.
Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…
А. И.Купри н
«Шмелев, может быть, самый глубокий
писатель русской
послереволюционной эмиграции,
да и не только эмиграции… писательогромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души»
В.Г. Распутин
Ответьте на вопрос:
Что такое мемуары?
Мемуары - это…
1. записки о прошлых событиях современника или участника этих событий.
2. это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
3. слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Основные понятия:
Рассказ -
художественное повествовательное прозаическое
произведение небольшого размера .
Антитеза -
это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи .
Композиция произведения -
построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом .
Анализ произведения
- Что открывал главный герой в людях?
- Что ему нравилось в них?
- Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?
- Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
- Немалую роль играют в жизни учителя! Какую роль сыграли учителя в жизни Шмелева?
Характеристика учителей
Способы создания образа
Баталин
Цветаев
Инспектор
2. Портретная характеристика
3. Речевая характеристика
Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом
Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.
Характеристика учителей
Способы создания образа
Баталин
Цветаев
Инспектор
2. Портретная характеристика
Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович».
Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.
3. Речевая характеристика
Эпитеты, сравнения: незабвенный, посмеивающийся чуть глазом
Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.
Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал
Вывод: Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нём Шмелёв плакал, когда хоронили учителя .
Автор их противопоставляет .
Каким на ваш взгляд должен быть учитель, чтобы хотелось изучать предмет?
Составьте синквейн на тему “Настоящий учитель”
Синкве́йн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии .
Рефлексия:
1.. Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С. Шмелева «Как я стал писателем» ________________________________
2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими бакенбардами» _________________________________________________________________
3. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью» __________________________________________________________
4. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!» _____________________
Домашнее задание:
Составить тест из 10 пунктов по биографии Шмелева И.А. и тексту рассказа “Как я стал писателем”
Составила:
Бузанакова Н.В
учитель
русского языка и литературы
МОУ УР “Столичный лицей” г. Ижевска
2025 г.