Автор презентации:
преподаватель русского языка и литературы
БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»
Васильева Валентина Николаевна
Петербург Достоевского
(по роману «Преступление и наказание»)
Дидактический материал
к уроку литературы
Цель урока:
- рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
- помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям;
- показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои;
- подвести к осмыслению основного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Два лица Петербурга
Во 2-й половине XIX века было два Петербурга.
Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин.
Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, доходные дома, ночлежки…
Два лица Петербурга
Достоевский и Петербург
Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.
Достоевский и Петербург
У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего».
Это город, в котором нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности.
Это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик.
Это ужас и безумие.
Безумный город порождает безумные идеи.
Город-убийца порождает людей-убийц.
Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную топографию тех мест, где происходят события. Это прежде всего Сенная площадь и все близлежащие переулки.
А.Волков «Сенная площадь»
Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др.
Дом Раскольникова
Гражданская ул., 19
Дом Сони
Канал Грибоедова, 73
Дом старухи-процентщицы Канал Грибоедова, 104
Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры - и никаких художественных описаний красоты городского пейзажа. И лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
М.Воробьев Исаакиевский собор
Дома Петербурга
Квартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают нищетой и уродством.
Каморка Раскольникова находится под самой кровлей пятиэтажного дома и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов со своей семьёй живёт в проходной комнате, в которой находится «всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай», её обстановка включает кровать, стол, три стула и комод.
Д.Шмаринов
Дома Петербурга
Ещё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие столики, духота, вонь…
Городской пейзаж
Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории.
Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл.
Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!»
Городской пейзаж
Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом».
Так же тяжело маленькому человеку и в комнатах, где он живет. В душных и тёмных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли.
В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжёлые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его человеконенавистнической теорией.
Городской пейзаж
Душа Петербурга = Душа Раскольникова
царственная Нева
золотой Исаакий
«великолепная панорама»
мечтатель, романтик,
красивый, гордый,
благородная и сильная личность
двойственность
(величие и холод)
Сенная площадь
закоулки
беднота
мерзость
безобразие
мысль об
убийстве
Жители Петербурга
Герои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики, прачки, извозчики, и просто нищие.
Цвет Петербурга
Чаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет:
- обои в комнате Раскольникова,
- мебель в квартире старухи-процентщицы,
- вода в стакане у Никодима Фомича,
- «билет» Сони Мармеладовой,
- цвет лица утопленницы
Этот «сумасшедший» жёлтый цвет невольно ассоциируется с состоянием героя, у которого всё происходящее вокруг вызывает
«желчь и конвульсии»
В.Перов «Утопленница»
Роль Петербурга в романе
Петербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это не только фон, на котором происходят действия, но и его «душа»
И.С. Глазунов Достоевский
Петербург Достоевского
Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом». Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием
« Петербург Достоевского ».
Проверь себя
Действие романа происходит:
НЕПРАВИЛЬНО
летом
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
осенью
весной
Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:
Сенная площадь
Васильевский остров
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Невский проспект
Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
серый
НЕПРАВИЛЬНО
жёлтый
чёрный
Описание чьей комнаты представлено следующим образом:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…»
Раскольникова
Мармеладова
НЕПРАВИЛЬНО
Разумихина
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
Проверь себя
Действие романа происходит:
ЛЕТОМ
Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ
Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:
ЖЁЛТЫЙ
Описание чьей комнаты представлено следующим образом:
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями… »
РАСКОЛЬНИКОВА
Использованные ресурсы:
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.
Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.
И.Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/
Д.Шмаринов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского:
http://www.museum.ru/
Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского ППреступление и наказание» :
http://dostoevsk.narod.ru/crime3.html
Фото уличных торговцев и мастеровых Петербурга 1860-ых:
http://telesyk.livejournal.com/
В оформлении фона использован материал:
http://www.sennaya.com/images/Kazna7gravure.jpg