СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме: Ф. М. Достоевский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Литература по творчеству Ф. М. Достоевского

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме: Ф. М. Достоевский»

Автор презентации: преподаватель русского языка и литературы БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Васильева Валентина Николаевна Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Дидактический материал к уроку литературы

Автор презентации:

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»

Васильева Валентина Николаевна

Петербург Достоевского

(по роману «Преступление и наказание»)

Дидактический материал

к уроку литературы

Цель урока: рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои; подвести к осмыслению основного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Цель урока:

  • рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
  • помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям;
  • показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои;
  • подвести к осмыслению основного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Два лица Петербурга Во 2-й половине XIX века было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, доходные дома, ночлежки…

Два лица Петербурга

Во 2-й половине XIX века было два Петербурга.

Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин.

Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, доходные дома, ночлежки…

Два лица Петербурга

Два лица Петербурга

Достоевский и Петербург Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.

Достоевский и Петербург

Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.

Достоевский и Петербург У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего». Это город, в котором нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности. Это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи. Город-убийца порождает людей-убийц.

Достоевский и Петербург

У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего».

Это город, в котором нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности.

Это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик.

Это ужас и безумие.

Безумный город порождает безумные идеи.

Город-убийца порождает людей-убийц.

Топография романа Достоевского Ф.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную топографию тех мест, где происходят события. Это прежде всего Сенная площадь и все близлежащие переулки. А.Волков «Сенная площадь»

Топография романа Достоевского

Ф.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную топографию тех мест, где происходят события. Это прежде всего Сенная площадь и все близлежащие переулки.

А.Волков «Сенная площадь»

Топография романа Достоевского Ф.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др. Дом Раскольникова Гражданская ул., 19 Дом Сони Канал Грибоедова, 73 Дом старухи-процентщицы Канал Грибоедова, 104

Топография романа Достоевского

Ф.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др.

Дом Раскольникова

Гражданская ул., 19

Дом Сони

Канал Грибоедова, 73

Дом старухи-процентщицы Канал Грибоедова, 104

Топография романа Достоевского Ф.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры - и никаких художественных описаний красоты городского пейзажа. И лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». М.Воробьев Исаакиевский собор

Топография романа Достоевского

Ф.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры - и никаких художественных описаний красоты городского пейзажа. И лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

М.Воробьев Исаакиевский собор

Дома Петербурга Квартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают нищетой и уродством. Каморка Раскольникова находится под самой кровлей пятиэтажного дома и походит «более на шкаф, чем на квартиру». Мармеладов со своей семьёй живёт в проходной комнате, в которой находится «всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».  Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай», её обстановка включает кровать, стол, три стула и комод. Д.Шмаринов

Дома Петербурга

Квартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают нищетой и уродством.

Каморка Раскольникова находится под самой кровлей пятиэтажного дома и походит «более на шкаф, чем на квартиру».

Мармеладов со своей семьёй живёт в проходной комнате, в которой находится «всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай», её обстановка включает кровать, стол, три стула и комод.

Д.Шмаринов

Дома Петербурга Ещё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие столики, духота, вонь…

Дома Петербурга

Ещё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие столики, духота, вонь…

Городской пейзаж Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!»

Городской пейзаж

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории.

Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл.

Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!»

Городской пейзаж Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом». Так же тяжело маленькому человеку и в комнатах, где он живет. В душных и тёмных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжёлые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его человеконенавистнической теорией.

Городской пейзаж

Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом».

Так же тяжело маленькому человеку и в комнатах, где он живет. В душных и тёмных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли.

В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжёлые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его человеконенавистнической теорией.

Городской пейзаж Душа Петербурга = Душа Раскольникова царственная Нева золотой Исаакий «великолепная панорама» мечтатель, романтик, красивый, гордый, благородная и сильная личность двойственность (величие и холод) Сенная площадь закоулки беднота мерзость безобразие мысль об  убийстве

Городской пейзаж

Душа Петербурга = Душа Раскольникова

царственная Нева

золотой Исаакий

«великолепная панорама»

мечтатель, романтик,

красивый, гордый,

благородная и сильная личность

двойственность

(величие и холод)

Сенная площадь

закоулки

беднота

мерзость

безобразие

мысль об

убийстве

Жители Петербурга Герои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики, прачки, извозчики, и просто нищие.

Жители Петербурга

Герои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики, прачки, извозчики, и просто нищие.

Цвет Петербурга Чаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, вода в стакане у Никодима Фомича, «билет» Сони Мармеладовой, цвет лица утопленницы Этот «сумасшедший» жёлтый цвет невольно ассоциируется с состоянием героя, у которого всё происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии» В.Перов «Утопленница»

Цвет Петербурга

Чаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет:

  • обои в комнате Раскольникова,
  • мебель в квартире старухи-процентщицы,
  • вода в стакане у Никодима Фомича,
  • «билет» Сони Мармеладовой,
  • цвет лица утопленницы

Этот «сумасшедший» жёлтый цвет невольно ассоциируется с состоянием героя, у которого всё происходящее вокруг вызывает

«желчь и конвульсии»

В.Перов «Утопленница»

Роль Петербурга в романе Петербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это не только фон, на котором происходят действия, но и его «душа» И.С. Глазунов Достоевский

Роль Петербурга в романе

Петербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это не только фон, на котором происходят действия, но и его «душа»

И.С. Глазунов Достоевский

Петербург Достоевского Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом».      Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием « Петербург Достоевского ».

Петербург Достоевского

Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом».     Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием

« Петербург Достоевского ».

Проверь себя Действие романа происходит: НЕПРАВИЛЬНО летом НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО осенью весной Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель: Сенная площадь Васильевский остров НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Невский проспект Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО серый НЕПРАВИЛЬНО жёлтый чёрный Описание чьей комнаты представлено следующим образом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…» Раскольникова Мармеладова НЕПРАВИЛЬНО Разумихина НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Проверь себя

Действие романа происходит:

НЕПРАВИЛЬНО

летом

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

осенью

весной

Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:

Сенная площадь

Васильевский остров

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Невский проспект

Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

серый

НЕПРАВИЛЬНО

жёлтый

чёрный

Описание чьей комнаты представлено следующим образом:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…»

Раскольникова

Мармеладова

НЕПРАВИЛЬНО

Разумихина

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Проверь себя Действие романа происходит:  ЛЕТОМ Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:  СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского: ЖЁЛТЫЙ Описание чьей комнаты представлено следующим образом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями… » РАСКОЛЬНИКОВА

Проверь себя

Действие романа происходит:

ЛЕТОМ

Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ

Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:

ЖЁЛТЫЙ

Описание чьей комнаты представлено следующим образом:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями… »

РАСКОЛЬНИКОВА

Использованные ресурсы: Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007. Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009. Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011. И.Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/ Д.Шмаринов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://www.museum.ru/ Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского ППреступление и наказание» : http://dostoevsk.narod.ru/crime3.html Фото уличных торговцев и мастеровых Петербурга 1860-ых: http://telesyk.livejournal.com/ В оформлении фона использован материал: http://www.sennaya.com/images/Kazna7gravure.jpg

Использованные ресурсы:

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.

Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.

Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.

И.Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/

Д.Шмаринов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского:

http://www.museum.ru/

Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского ППреступление и наказание» :

http://dostoevsk.narod.ru/crime3.html

Фото уличных торговцев и мастеровых Петербурга 1860-ых:

http://telesyk.livejournal.com/

В оформлении фона использован материал:

http://www.sennaya.com/images/Kazna7gravure.jpg