СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы помогает точнее почувствовать настроение автора

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сторожевска основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Урок литературы в 6 классе по теме  «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»  с  использованием технологии развития критического мышления     Коржова Антонина Александровна,  учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сторожевска основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Урок литературы в 6 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» с использованием технологии развития критического мышления Коржова Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы

Ромашка Блума

Ромашка Блума

М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов родился  15 октября 1814г. в Москве 15 июля 1841 г. состоялась дуэль  между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся  трагической гибелью поэта

М.Ю. Лермонтов

  • М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814г. в Москве
  • 15 июля 1841 г. состоялась дуэль

между Лермонтовым и

Мартыновым, закончившаяся

трагической гибелью поэта

Родители поэта.  Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)  Мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817).

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева   Детство Лермонтов  проводит в усадьбе своей бабушки в с.Тарханы Пензенской  губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким  языками.  В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву .

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева

Детство Лермонтов

проводит в усадьбе

своей бабушки

в с.Тарханы Пензенской

губернии. Мальчик

получает домашнее

образование, с детства

свободно владеет

французским и немецким

языками. В 1827 г . Лермонтов

переезжает с бабушкой в Москву .

В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности:  он пишет лирические стихи.

В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи.

  В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Д.С.Мережковский – поэт, писатель, критик, религиозный философ    Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии.  Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.

Д.С.Мережковский – поэт, писатель, критик, религиозный философ

Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.

   Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение

Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать.  В минуту душевной невзгоды…   М.Ю. Лермонтов

Эпиграф

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

В минуту душевной невзгоды…

М.Ю. Лермонтов

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Конь

Конь

Вид Пятигорска

Вид Пятигорска

  Воспоминание о Кавказе

Воспоминание о Кавказе

   Загадка Сильнее солнца,  Слабее ветра,  Ног нет, а идет.  Глаз нет, а плачет…

Загадка

Сильнее солнца, Слабее ветра, Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет…

Что такое тучи?

Что такое тучи?

А.А.Вознесенский Стихи не пишутся - случаются,  Как чувства или же закат.  Душа - слепая соучастница.  Не написал - случилось так.

А.А.Вознесенский

  • Стихи не пишутся - случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так.

Тучи В 1840 году, перед отправкой в ссылку, М.Ю. Лермонтов, прощаясь со своими друзьями в доме Карамзиных, смотрел в окно, где над Летним садом и Невой ползли тучи. Поэт сразу же написал стихотворение «Тучи»

Тучи

  • В 1840 году, перед отправкой в ссылку, М.Ю. Лермонтов, прощаясь со своими друзьями в доме Карамзиных, смотрел в окно, где над Летним садом и Невой ползли тучи. Поэт сразу же написал стихотворение «Тучи»
Инсерт V – известная информация; + - неизвестная ранее, новая информация; ! – информация удивила, особенно заинтересовала; ? – об этом хочется узнать больше.

Инсерт

  • V – известная информация;
  • + - неизвестная ранее, новая информация;
  • ! – информация удивила, особенно заинтересовала;
  • ? – об этом хочется узнать больше.
Метафора троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора

троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Вывод Тема одиночества в стихотворении воплощена с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

Вывод

Тема одиночества в стихотворении воплощена с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.

Синквейн Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. 

Синквейн

  • Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
  • 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
  • 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
  • 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
  • 5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. 
Домашнее задание Выучите стихотворение наизусть.  Составьте синквейн по теме стихотворения . Напишите небольшое стихотворение. 

Домашнее задание

  • Выучите стихотворение наизусть.
  • Составьте синквейн по теме стихотворения .
  • Напишите небольшое стихотворение. 
РЕФЛЕКСИЯ На уроке я научился (научилась)…. Читая стихотворение «Тучи», понял (а)… Интересным показалось … Мне трудно было….. Меня удивило… Я хочу похвалить себя за… Мне захотелось подробнее узнать….

РЕФЛЕКСИЯ

На уроке я научился (научилась)….

Читая стихотворение «Тучи», понял (а)…

Интересным показалось …

Мне трудно было…..

Меня удивило…

Я хочу похвалить себя за…

Мне захотелось подробнее узнать….