СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 10 классе "Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского"»

МОУ «Снежская средняя общеобразовательная школа»  241519 п.Путёвка, ул.Школьная,1  Брянского района Брянской области,  тел. 92-53-96  Cnezhka_2006@mail.ru  « И Д У Н А У Р О К» (литература)   Работу выполнила  Орешко Оксана Викторовна,  учитель русского языка и литературы.

МОУ «Снежская средняя общеобразовательная школа» 241519 п.Путёвка, ул.Школьная,1 Брянского района Брянской области, тел. 92-53-96 [email protected]

« И Д У Н А У Р О К» (литература)

Работу выполнила

Орешко Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы.

 Евангельские мотивы  в романе Ф.М.Достоевского  «П р е с т у п л е н и е и  н а к а з а н и е»

Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «П р е с т у п л е н и е и н а к а з а н и е»

Содержание   Введение. Вопрос веры в творчестве Достоевского.  Основная часть. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание».  Заключение.

Содержание

  • Введение. Вопрос веры в творчестве Достоевского.
  • Основная часть. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание».
  • Заключение.
Вопрос веры в творчестве писателя   М.М. Дунаев:«Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия цитируется Священное Писание-…то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста.»

Вопрос веры в творчестве писателя

М.М. Дунаев:«Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия цитируется Священное Писание-…то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста.»

 Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.  Ф.М.Достоевский [1]

Я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть.

Ф.М.Достоевский

[1]

Мотив веры и безверия Мотив Воскресения Евангельский мотив жертвы Евангельские мотивы в романе Мотив крестных мук, крестного пути Мотив Страшного Суда

Мотив

веры и безверия

Мотив

Воскресения

Евангельский

мотив

жертвы

Евангельские

мотивы

в романе

Мотив

крестных мук,

крестного пути

Мотив

Страшного

Суда

Тема веры и безверия в произведениях  Ф.М.Достоевского «Идиот» «Бесы» «Преступление и наказание» «Братья Карамазовы»

Тема веры и безверия в произведениях Ф.М.Достоевского

«Идиот»

«Бесы»

«Преступление и

наказание»

«Братья Карамазовы»

 Вопрос о вере становится центральным в романе, и возможность будущего воскресения героя для жизни новой напрямую зависит от решения этого вопроса.

Вопрос о вере становится центральным в романе, и возможность будущего воскресения героя для жизни новой напрямую зависит от решения этого вопроса.

Вера Сонечки и безверие Раскольникова « Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век». « Я не верую в будущую жизнь».

Вера Сонечки и безверие Раскольникова

  • « Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век».
  • « Я не верую в будущую жизнь».
Мотив Страшного Суда  ( монолог Мармеладова) « Приидет Судия в тот день и спросит: «А где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?.. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…»

Мотив Страшного Суда ( монолог Мармеладова)

  • « Приидет Судия в тот день и спросит: «А где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?.. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…»
Мотив жертвы (Соня, Дуня)  «Ненасытимое сострадание» - вот что заставляет переступить Соню через себя. Её жертва – христианская по своей сути. Христос ничем не облегчил страдания бедных и униженных, но он страдал вместе с ними и мучительнее их. Он, взойдя на крест, взял на себя наибольшее страдание, какое способен вытерпеть человек. В этой-то напрасной жертве и было высшее проявление его любви к людям.  В образе Сони для Достоевского и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь – и она не может спокойно наблюдать их страдания, но может лишь взять на себя ещё большее страдание, чем они.

Мотив жертвы (Соня, Дуня)

  • «Ненасытимое сострадание» - вот что заставляет переступить Соню через себя. Её жертва – христианская по своей сути. Христос ничем не облегчил страдания бедных и униженных, но он страдал вместе с ними и мучительнее их. Он, взойдя на крест, взял на себя наибольшее страдание, какое способен вытерпеть человек. В этой-то напрасной жертве и было высшее проявление его любви к людям.
  • В образе Сони для Достоевского и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь – и она не может спокойно наблюдать их страдания, но может лишь взять на себя ещё большее страдание, чем они.
Мотив крестных мук,  крестного пути Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не только посылает его на переКРЕСТок, но и готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца: « Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем!...» « Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Мотив крестных мук, крестного пути

  • Узнав о преступлении Раскольникова, Соня не только посылает его на переКРЕСТок, но и готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца: « Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем!...»
  • « Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Мотив Воскресения  (легенда о воскресении Лазаря)  Вне веры невозможно постижение евангельского события. Вне веры невозможно и воскресение героя, ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь, жаждущий воскрешения и отчаивающийся в надежде на него. Жаждущий веры и не могущий её обрести.  «Их воскресила любовь…он воскрес, и он знал это… Под подушкой его лежало Евангелие… Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».

Мотив Воскресения (легенда о воскресении Лазаря)

  • Вне веры невозможно постижение евангельского события. Вне веры невозможно и воскресение героя, ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь, жаждущий воскрешения и отчаивающийся в надежде на него. Жаждущий веры и не могущий её обрести.
  • «Их воскресила любовь…он воскрес, и он знал это… Под подушкой его лежало Евангелие… Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».
Человек, отпавший от Бога, по Достоевскому, теряет способность различать добро и зло и несет страшную опасность для всего человечества.

Человек, отпавший от Бога, по Достоевскому, теряет способность различать добро и зло и несет страшную опасность для всего человечества.

Использованная литература Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». – М., 2002 Дунаев М.М. - Православие и русская литература. – М.,1997. – Ч.3. – С.345. Коган В.Ф. – Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя)//Достоевский в конце ХХ века. – М., 1996. О.А.Мурашова. - Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского// Литература в школе, №2 – 2007.– С 24.

Использованная литература

  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». – М., 2002
  • Дунаев М.М. - Православие и русская литература. – М.,1997. – Ч.3. – С.345.
  • Коган В.Ф. – Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя)//Достоевский в конце ХХ века. – М., 1996.
  • О.А.Мурашова. - Евангельские мотивы в прозе Ф.М.Достоевского// Литература в школе, №2 – 2007.– С 24.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!