Ольга Сергеевна Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына
Ольга Ильинская
« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
Ольга Ильинская
Гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Яркий и сильный характер. Глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века.
Литературная предшественница Ольги – Татьяна Ларина. Но как героиня иного исторического времени, Ольга более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы.
Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии.
Н. В. Щеглов. Ольга. 1979
Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни. Особенно беспокоят Обломова издержки: новая квартира, экипаж, повар. От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы.
Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлекаясь чувством к Ольге, то утопая в житейских проблемах.
В конце концов происходит сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой.
Агафья Матвеевна
“… с голой шеей и локтями. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.
Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.
Агафья Матвеевна Пшеницына
Вдова чиновника, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева.
Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом».
Пшеницына неразговорчива и привыкла жить не задумываясь ни над чем, только в умелом ведении дома достигла она совершенства.
Любовь Обломова к Агафье Матвеевне выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой.
Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин
Внешность
Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
В ней отмечается истинно
русская красота: «…грудь и
плечи сияли довольством,
полнотой, в глазах
светилась кротость».
Добрая и скромная
женщина, превосходная
хозяйка, заботливая и
чуткая.
В ней нет «ни жеманства,
ни кокетства, никакой лжи,
никакой мишуры». «Если б
ее обратить в статую, она
была бы статуя грации и
гармонии». Не была
красавицей, но
преображалась во время
пения.
Социальное происхождение
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
Из народа, не отличается
образованностью, очень
проста. Не способна
Понимать книги, которые
читает Ольга, или
петь « Casta diva ».
Из дворян, получила
прекрасное образование.
Отличается незаурядностью
ума, стремлением
к новым позициям.
Хорошо поет, вкладывает
в пение душу.
Роль в жизни Обломова
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
Ее любовь одухотворенна, но эгоистична:
она любит в Обломове свои усилия и
старания, она любит будущего Обломова,
которого они создадут со Штольцем
. Обломов же таким стать не может,
и в этом нет его вины. Ольга совсем не
похожа на женщину, которую
представлял в своих мечтах сам Илья
Ильич. Он восхищался возвышенностью
ее души. Но его утомляла беспокойная ее
натура.
Ее любовь самозабвенна и жертвенна,
держится на душевной привязанности
и выражается в постоянной заботе.
Она восприняла Обломова таким,
какой он есть, не пытаясь его изменить
или избавиться от каких-то недостатков.
Да она и не видит в нем недостатков –
Обломов был ее идеалом. Она поняла
его мечту, хотя он вряд ли рассказывал
о ней. В ее доме на Выборгской стороне
сбылись все мечты Обломова об
Обломовке. Агафья окружила его заботой,
оградила от всех невзгод – ни одна
жизненная буря не долетала до него.
Она была женщиной, заставившей
Обломова встать с дивана, снять
халат и испытать романтическую любовь .
Она была женщиной, благодаря которой
Обломов снова надел свой халат,
нашел свое человеческое счастье и покой.
Подумаем над прочитанным
- Любила ли Ольга Обломова?
- Почему состоялся брак Ольги и Андрея Штольца после любовной неудачи с Обломовым?
- Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
Для Ольги «жизнь –
обязанность, долг,
следовательно,
любовь – тоже долг».
Чувства Ольги
рассудочны, им
недостает сердечности,
самоотречения.
Любовь Пшеницыной
не рациональна, а сердечна.
Ее чувство сродни
материнской, охранительной
любви. С Агафьей
Матвеевной Обломов
строит свою «Обломовку»
Роль Ольги в жизни Обломова
Ее любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер, её чувству не хватало непосредственности, и естественности.
Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял себе в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова, но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог.
Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.
Ю. С. Гершкович. Ольга у окна. 1982
«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни».
Н.А. Добролюбов
Роль Агафьи Матвеевны в жизни Обломова
Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне он нашел Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него.
Здесь, на Верхлевской улице, и доживает свой век Обломов с женщиной, о которой всегда мечтал.
Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашел свое человеческое счастье и покой.
- Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам?
- Каким вырастет Андрей Ильич Обломов?
- Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?