СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Рифма. Способы рифмовки. Ритм."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для урока литературы в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Рифма. Способы рифмовки. Ритм."»

Рифма.  Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

Записать в тетрадь.   Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. Буря мглою небо кроет , Вихри снежные крутя. То как зверь она завоет , То заплачет как дитя .

Записать в тетрадь. Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Буря мглою небо кроет ,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет ,

То заплачет как дитя .

1 Перекрёстная  Перекрёстная  2 Парная Парная 3 Опоясывающая(кольцевая)  Опоясывающая(кольцевая)  Записать в тетрадь.  Виды рифмовки

1

  • Перекрёстная
  • Перекрёстная

2

  • Парная
  • Парная

3

  • Опоясывающая(кольцевая)
  • Опоясывающая(кольцевая)

Записать в тетрадь. Виды рифмовки

Перекрёстная рифма - рифмуются  1 и 3 , 2 и 4 строки  Люблю грозу в начале мая , А Когда весенний первый гром Б Как бы резвяся и играя , А Грохочет в небе голубом . Б АБАБ – перекрёстная рифмовка

Перекрёстная рифма - рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строки

Люблю грозу в начале мая , А

Когда весенний первый гром Б

Как бы резвяся и играя , А

Грохочет в небе голубом . Б

АБАБ – перекрёстная рифмовка

Парная рифма – рифмуются 1 и 2 , 3 и 4 строки Жил был добрый царь Матвей ; А Жил с царицею своей А Он в согласье много лет ; Б А детей все нет и нет . Б  ААББ- парная рифмовка

Парная рифма – рифмуются 1 и 2 , 3 и 4 строки

  • Жил был добрый царь Матвей ; А
  • Жил с царицею своей А
  • Он в согласье много лет ; Б
  • А детей все нет и нет . Б

  • ААББ- парная рифмовка
Опоясывающая(кольцевая) рифмовка- рифмуются 1 и 4 , 2  и 3 строки Попрыгунья Стрекоза А Лето красное пропела , Б Оглянуться не успела , Б Как зима катит в глаза . А АББА- опоясывающая(кольцевая) рифмовка

Опоясывающая(кольцевая) рифмовка- рифмуются 1 и 4 , 2 и 3 строки

  • Попрыгунья Стрекоза А
  • Лето красное пропела , Б
  • Оглянуться не успела , Б
  • Как зима катит в глаза . А

АББА- опоясывающая(кольцевая) рифмовка

 ЗАДАНИЕ №1   запишите в тетрадь первые 4 строки стихотворения А.С.Пушкина «Няне» (стр.92), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки; запишите в тетрадь первые 4 строки «Сказки о мёртвой царевне»(стр.95), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки.

ЗАДАНИЕ №1

  • запишите в тетрадь первые 4 строки стихотворения А.С.Пушкина «Няне» (стр.92), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки;
  • запишите в тетрадь первые 4 строки «Сказки о мёртвой царевне»(стр.95), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки.
 ЗАДАНИЕ №2   Прочитайте внимательно материал о ритме (стр.115-116).Запишите в тетрадь определение ритма (стр.115). Какой речи- стихотворной или прозаической- присущ ритм? Охарактеризуйте ритм фрагментов. Что помогает «увидеть» именно этот ритм в стихотворении?   а) Баю-баюшки-баю,    Не ложися на краю:    Придёт серенький волчок,    И укусит за бочок.    Он утащит во лесок,    Закопает во песок... б)  И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон…

ЗАДАНИЕ №2

  • Прочитайте внимательно материал о ритме (стр.115-116).Запишите в тетрадь определение ритма (стр.115). Какой речи- стихотворной или прозаической- присущ ритм?
  • Охарактеризуйте ритм фрагментов. Что помогает «увидеть» именно этот ритм в стихотворении?

  а) Баю-баюшки-баю,   Не ложися на краю:   Придёт серенький волчок,   И укусит за бочок.   Он утащит во лесок,   Закопает во песок...

б) И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон…

Слова для справок  для задания № 2   Размеренный, быстрый, спокойный, динамичный, умиротворённый, яркий.

Слова для справок для задания № 2

  • Размеренный, быстрый, спокойный, динамичный, умиротворённый, яркий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!