Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Рифма. Способы рифмовки. Ритм."»
Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Записать в тетрадь. Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Буря мглою небо кроет ,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет ,
То заплачет как дитя .
1
- Перекрёстная
- Перекрёстная
2
3
- Опоясывающая(кольцевая)
- Опоясывающая(кольцевая)
Записать в тетрадь. Виды рифмовки
Перекрёстная рифма - рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строки
Люблю грозу в начале мая , А
Когда весенний первый гром Б
Как бы резвяся и играя , А
Грохочет в небе голубом . Б
АБАБ – перекрёстная рифмовка
Парная рифма – рифмуются 1 и 2 , 3 и 4 строки
- Жил был добрый царь Матвей ; А
- Жил с царицею своей А
- Он в согласье много лет ; Б
- А детей все нет и нет . Б
Опоясывающая(кольцевая) рифмовка- рифмуются 1 и 4 , 2 и 3 строки
- Попрыгунья Стрекоза А
- Лето красное пропела , Б
- Оглянуться не успела , Б
- Как зима катит в глаза . А
АББА- опоясывающая(кольцевая) рифмовка
ЗАДАНИЕ №1
- запишите в тетрадь первые 4 строки стихотворения А.С.Пушкина «Няне» (стр.92), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки;
- запишите в тетрадь первые 4 строки «Сказки о мёртвой царевне»(стр.95), подчеркните рифмующиеся слова и обозначьте буквами А и Б рифмующиеся строки, определите способ рифмовки.
ЗАДАНИЕ №2
- Прочитайте внимательно материал о ритме (стр.115-116).Запишите в тетрадь определение ритма (стр.115). Какой речи- стихотворной или прозаической- присущ ритм?
- Охарактеризуйте ритм фрагментов. Что помогает «увидеть» именно этот ритм в стихотворении?
а) Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придёт серенький волчок, И укусит за бочок. Он утащит во лесок, Закопает во песок...
б) И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон…
Слова для справок для задания № 2
- Размеренный, быстрый, спокойный, динамичный, умиротворённый, яркий.