ТЕМА УРОКА:
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ,
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Цели урока:
- образовательная: определение материаловедения, как науки и изучение её основных понятий;
- развивающая: развитие творческой активности учащихся; формирование познавательных способностей;
- воспитательная: воспитывать стремление к самостоятельному поиску и обработке информации.
Актуализация опорных знаний:
1. Какие материалы Вы знаете?
2. В каких состояниях может находиться вещество?
3. Что называется составом материала?
4. Что называется структурой материала?
5. Какие свойства материалов Вы знаете?
Материаловедение можно отнести к тем разделам физики и химии, которые занимаются изучением свойств материалов. Кроме того, эта наука использует целый ряд методов, позволяющих исследовать структуру материалов.
При изготовлении наукоёмких изделий в промышленности, особенно при работе с объектами микро- и наноразмеров необходимо детально знать характеристику, свойства и строение материалов. Решить эти задачи и призвана наука — материаловедение.
Решить эти задачи и призвана наука — материаловедение. Знание структуры и свойств материалов приводит к созданию принципиально новых продуктов и даже отраслей индустрии. Однако и классические отрасли также широко используют знания, полученные учёными-материаловедами для нововведений, устранения проблем, расширения ассортимента продукции, повышения безопасности и понижения стоимости производства.
Все материалы по химической основе делятся на две основные группы — металлические и неметаллические.
Материаловедение — междисциплинарный раздел науки, изучающий состав, структуру и свойства материалов , как в твёрдом, так и в жидком состоянии в зависимости от некоторых факторов, а также закономерностей их изменения под влиянием различных факторов:
физических (тепло, электричество, радиация), химических (окисление, взаимодействие между собой и д.р.), механических (удар, трение, изгиб и д.р.), технологических (воздействие различного рода обработки) и эксплуатационных (во время использования).
К изучаемым свойствам относятся структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ.
Методы, используемые материаловедением: металлографический анализ, электронная микроскопия, сканирующая зондовая микроскопия, рентгеноструктурный анализ, механические испытания, калориметрия, ядерный магнитный резонанс, ширография, термография.
Задача материаловедения - разработка новых и усовершенствование существующих материалов.
Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, которые производятся в процессе производства продукции (изделия).
Задание технологии как науки - выяснение физических, химических, механических, технологических закономерностей с целью практического использования эффективных и экономичных производственных процессов.
Технологичность - свойство материала или конструкции, которое позволяет использовать для изготовления, эксплуатации и ремонта наиболее экономичные технологические процессы, которые обеспечивают необходимое качество.
Техника — совокупность орудий и способов, созданных человеком для выполнения процессов производства (машины, аппараты, устройства инструменты и др.).
Закрепление полученных знаний:
1. Что изучает материаловедение?
2. Задача материаловедения?
3. Что подразумевается под термином «технология»?
4. Что подразумевается под термином «технологичность»?
5. Что подразумевается под термином «техника»?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать изученный материал по конспекту и других, рекомендованных источников информации