СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку «Моделирование, как метод познания. Формы представления моделей»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий метапредметного урока   

«Моделирование, как метод познания. Формы представления моделей».

 

Тема урока:  «Моделирование, как метод познания. Формы представления моделей».

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 6

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Моделирование, как метод познания. Формы представления моделей»»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ Модели объектов и их назначение Разнообразие информационных моделей

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Модели объектов и их назначение

Разнообразие информационных моделей

Ключевые слова Объект-оригинал Модель Моделирование Материальная модель Информационная модель

Ключевые слова

  • Объект-оригинал
  • Модель
  • Моделирование
  • Материальная модель
  • Информационная модель
Давайте вспомним Что такое информатика? Что такое информация? Как мы получаем информацию? Из чего состоит окружающий нас мир?

Давайте вспомним

Что такое информатика?

Что такое информация?

Как мы получаем информацию?

Из чего состоит окружающий нас мир?

Сегодня мы сформируем понятие моделирования как метода познания; рассмотрим различные классификации моделей; научим описывать информационные модели, изучим на примере понятие модели,  познакомимся с ролью моделирования в научных и практических исследованиях.

Сегодня мы

  • сформируем понятие моделирования как метода познания;
  • рассмотрим различные классификации моделей;
  • научим описывать информационные модели,
  • изучим на примере понятие модели,
  • познакомимся с ролью моделирования в научных и практических исследованиях.
Трагедия броненосца «Кэптен» Почему произошла такая ситуация? Можно ли было её избежать? Что для этого нужно было сделать?

Трагедия броненосца «Кэптен»

  • Почему произошла такая ситуация? Можно ли было её избежать? Что для этого нужно было сделать?
Итак, что же такое модель?  Моделью называют упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Модель отражает наиболее существенные свойства и признаки объекта-оригинала

Итак, что же такое модель?

Моделью называют упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Модель отражает наиболее существенные свойства и признаки объекта-оригинала

Примеры моделей Схема Манекен Карта  погоды 10

Примеры моделей

Схема

Манекен

Карта погоды

10

Примеры моделей Эти модели позволяют изучить процесс или явление, которые в реальности протекают гораздо медленнее.

Примеры моделей

Эти модели позволяют изучить процесс или явление, которые в реальности протекают гораздо медленнее.

Примеры моделей Эти модели позволяют изучить процесс или явление , которые в реальности протекают гораздо медленнее.

Примеры моделей

Эти модели позволяют изучить процесс или явление , которые в реальности протекают гораздо медленнее.

Модель «Ветер»

Модель «Ветер»

Свойства моделей Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала. Модель  вулкана  отражает :  форму;  цвет;  отдельные происходящие процессы Не отражает :  реальные размеры;  многие происходящие процессы

Свойства моделей

Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала.

Модель вулкана отражает :

  • форму;
  • цвет;
  • отдельные происходящие процессы

Не отражает :

  • реальные размеры;
  • многие происходящие процессы

Классификация моделей Модель Область использования Фактор времени Способ представления

Классификация моделей

Модель

Область

использования

Фактор времени

Способ представления

По области использования 1. Учебная 2. Имитационная 3. Опытные – модель корабля, аэродинамическая труба; 4. Научно-технические – стенд для проверки телевизора; 5. Игровые – экономические, деловые, стратегии.

По области использования

1. Учебная

2. Имитационная

3. Опытные – модель корабля, аэродинамическая труба;

4. Научно-технические – стенд для проверки телевизора;

5. Игровые – экономические, деловые, стратегии.

Временный фактор Динамическая модель представляет картину изменения  объекта во времени, передает особенности его функционирования Статическая модель передает пространственные характеристики объекта, расположение его компонентов.

Временный фактор

Динамическая модель представляет картину изменения

объекта во времени, передает особенности его функционирования

Статическая модель передает пространственные характеристики

объекта, расположение его компонентов.

По способу представления опыты игрушки Информационные модели – это модели, отражающие реальные объекты на языке кодирования информации, в виде чертежей, схем, математических формул и т.д. Иными словами – описание объекта. Материальные модели – это копии объекта, выполненные в другом масштабе, из другого материала. Иными словами – это физическое подобие объекта.

По способу представления

опыты

игрушки

Информационные модели – это модели, отражающие реальные объекты на языке кодирования информации, в виде чертежей, схем, математических формул и т.д.

Иными словами – описание объекта.

Материальные модели – это копии объекта, выполненные в другом масштабе, из другого материала.

Иными словами – это физическое подобие объекта.

Материальные модели Материальная модель подъёмного крана воспроизводит:  состав;  движения частей механизма Что воспроизводит материальная модель дома? Материальные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта. 18

Материальные модели

Материальная модель подъёмного крана воспроизводит:

  • состав;
  • движения частей механизма

Что воспроизводит материальная модель дома?

Материальные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта.

18

Информационные модели Информационные модели - описание объекта-оригинала на языках кодирования информации.

Информационные модели

Информационные модели - описание объекта-оригинала на языках кодирования информации.

Классификация моделей Модель Область использования Фактор времени Способ представления Информационная Материальная Статическая Учебная Динамическая Опытная Вербальная Научно- техническая Знаковая Игровая Компьютерная Информатика рассматривает информационные модели. Имитационная Некомпьютерная

Классификация моделей

Модель

Область

использования

Фактор времени

Способ представления

Информационная

Материальная

Статическая

Учебная

Динамическая

Опытная

Вербальная

Научно-

техническая

Знаковая

Игровая

Компьютерная

Информатика рассматривает информационные модели.

Имитационная

Некомпьютерная

Физкультминутка 1.   Быстро поморгать и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.  2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.  3. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Физкультминутка

  • 1.   Быстро поморгать и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
  • 2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
  • 3. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Модели используются для: представления материальных предметов Макет исторической застройки  в Н. Кисельном переулке в Москве

Модели используются для:

представления материальных предметов

Макет исторической застройки в Н. Кисельном переулке в Москве

Модели используются для: объяснения известных  фактов

Модели используются для:

объяснения известных фактов

Модели используются для: проверки гипотез  и получения новых знаний  об исследуемых объектах Прогноз последствий глобального потепления

Модели используются для:

проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах

Прогноз последствий глобального потепления

Модели используются для: прогнозирования Ураганы – фото из космоса

Модели используются для:

прогнозирования

Ураганы – фото из космоса

Модели используются для: управления

Модели используются для:

управления

Модель создают, если: Объект  очень большой Объект  слишком мал

Модель создают, если:

Объект очень большой

Объект слишком мал

Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно

Модель создают, если:

Процесс протекает очень быстро

Процесс протекает очень медленно

Модель создают, если: Исследование объекта может повлечь  его разрушение Исследование объекта опасно для окружающих

Модель создают, если:

Исследование объекта может повлечь его разрушение

Исследование объекта опасно для окружающих

Модели объектов  и их назначение Исходный объект - прототип Объект-заместитель -  модель Моделирование  – метод познания окружающего мира, состоящий в создании  и исследовании моделей реальных объектов, процессов или явлений..

Модели объектов и их назначение

Исходный объект - прототип

Объект-заместитель - модель

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов, процессов или явлений..

Индивидуальная работа Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется … Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека. В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов. Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный … Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки. Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание. Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения. Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.

Индивидуальная работа

  • Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …
  • Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.
  • В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.
  • Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …
  • Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.
  • Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.
  • Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.
  • Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.
Работа в группах Вопросы к группам: Является ли модель сама объектом?  Чем отличается модель и реальный объект?  Чем руководствуются при создании модели?

Работа в группах

Вопросы к группам:

  • Является ли модель сама объектом?
  • Чем отличается модель и реальный объект?
  • Чем руководствуются при создании модели?
Самое главное Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью. Модель не является точной копией объекта-оригинала. Можно создавать и использовать разные модели одного объекта. Процесс создания и использования модели называют моделированием .

Самое главное

  • Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.
  • Модель не является точной копией объекта-оригинала.
  • Можно создавать и использовать разные модели одного объекта.
  • Процесс создания и использования модели называют моделированием .
Домашнее задание Задание 1 .Выучить теоретический материал (конспект), §9, вопросы и задания стр. 165. Задание 2 . Заполните таблицу (Образец карточки в файле ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Задание 3 (Образец карточки в файле ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Подготовиться к тесту «Информационное моделирование как метод познания» в среде MyTestX (Приложение 1)

Домашнее задание

  • Задание 1 .Выучить теоретический материал (конспект), §9, вопросы и задания стр. 165.
  • Задание 2 . Заполните таблицу (Образец карточки в файле ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
  • Задание 3 (Образец карточки в файле ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
  • Подготовиться к тесту «Информационное моделирование как метод познания» в среде MyTestX (Приложение 1)
? Рефлексивный экран  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось…

?

Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!