Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова»
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
М.Ю. Лермонтов
Автор: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сагасидейбукская СОШ» Магомедова Д.К.
Цели и задачи:
- вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества;
- учиться определять основную тему лирического произведения;
- учиться анализировать и сравнивать литературные произведения;
- повторить литературоведческие понятия.
«Утес»
«Листок»
«На Севере диком…»
«Тучи»
Физминутка
Тучи
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М. Ю. Лермонтов «УТЕС»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась
рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
Роль эпитетов
- Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
- - Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.
Мотивы одиночества, странничества
На севере диком
- На севере диком стоит одиноко
- На голой вершине сосна
- И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
- Одета, как ризой, она.
- И снится ей всё, что в пустыне далёкой-
- В том крае, где солнца восход,
- Одна и грустна на утёсе горючем
- Прекрасная пальма растёт.
Листок
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
ПОЭТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1. Старого утеса. Одиноко
2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.
3. Одиноко он стоит
- Один и без цели по свету ношуся давно я
Лексическое значение
- ОДИНОКО
- одинокий
- один
- одиночество
Словарная работа
- Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
- мотив странничества;
- мотив изгнанничества;
- мотив одиночества…
Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
Обобщение информации
- С каким новым термином познакомились?
- Каков мотив произведений
М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
- Что удалось повторить, закрепить?
- Каково ваше впечатление от сегодняшнего
урока?
- На сколько каждый из вас поработал?
Домашнее задание
- Выучить и проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова.
2.Завершить иллюстрацию стихотворения «Листок».