Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 4 четверти.
Цель урока: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи.
Задачи:
- расширять и углублять представления учащихся о народных традициях празднования Пасхи;
- научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;
- развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности учащихся, развивать память, внимание, воображение, волю, мышление (репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;
- способствовать воспитанию чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства, воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;
- обогащать духовный мир ребенка.
Просмотр содержимого презентации
«Пасха»
Праздник Русской Православной церкви «Пасха»
Задачи:
- расширять и углублять представления о народных традициях празднования Пасхи;
- уметь выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;
- развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности;
- формировать чувство прекрасного через музыку и другие виды искусства.
Цель: Знакомство с традициями празднования православного праздника Пасхи
«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
«Вербочки». Муз. А. Гречанинова. Стихи А. Блока
М альчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
О гонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
В етерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
Подумай, ответь
- В какой православный праздник несут в церковь и освящают веточки вербы?
- К акие церковные праздники ты ещё знаешь? С какими знакомился на уроках литературного чтения, музыки, изобразительного искусства?
«Праздников праздник, торжество из торжеств»
Весна всегда была связана в народе со светлыми ожиданиями и надеждами.
Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник.
Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо.
Вспомни Евангельскую историю. Что произошло с распятым на кресте Иисусом?
«Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
- Ч то произошло с распятым на кресте Иисусом Христом?
- К аковы праздничные приметы Пасхи?
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
Праздник Пасхи – символ Победы добра над злом, света над тьмой.
«Воскресение Иисуса. Сошествие во Ад»
- К то является главным персонажем иконы?
- К ого ещё ты видишь с ним рядом?
- Ч то делает Иисус?
- К ак думаешь, что он чувствует при этом?
Тропарь. «Христос воскресе из мертвых…»
- О каком событии рассказывают праздник Пасхи, икона и мелодия из Тропаря?
- К ак звучит мелодия Тропаря «Христос воскресе из мертвых»?
- К ак ты думаешь, почему?
Тропарь - молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.
Разучи, спой
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
П. Чесноков «Ангел вопияше»
Ф. Шуберт «Аве Мария»
П. Чесноков «Ангел вопияше»
- П рослушай очень красивую молитву П. Чеснокова «Ангел вопияше».
- Э та молитва звучит в пасхальном богослужении как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: «Радуйся!» и повторяет вновь («и паки реку»): «Радуйся!», призывая радоваться воскрешению Иисуса Христа из мертвых.
- М узыке молитвы присущи стройность, красота, сочетание сдержанности чувств и ликования.
Смешанный хор – тип хора, состоящий из женских и мужских голосов.
Сопрано - высокий женский или детский певческий голос.
Подбери характеристику музыки молитвы «Ангел вопияше»
НЕЖНАЯ
ТРЕПЕТНАЯ
СДЕРЖАННАЯ
ЗАДУМЧИВАЯ
МРАЧНАЯ
ТРЕВОЖНАЯ
ИГРИВАЯ
Образному строю молитвы «Ангел вопияше» близко изображение древней фрески «Ангел»:
спокойный лик ангела, обрамленный светящимся ореолом - знаком святости, выразительные глаза, его светлые одежды, раскрытые крылья, сочетание голубых, белых, золотистых красок создают образ покоя, величия.
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»
- Ч то общего в молитве П. Чеснокова «Ангел вопияше» и песнопении «Богородице Дево, радуйся!» С. Рахманинова?
- Ч то можешь сказать о музыке этих произведений?
- К акое слово выделили композиторы?
Прослушай, ответь
Итог
- Ч то нового ты узнал?
- К акие пасхальные символы знаешь?
- К акое из музыкальных произведений больше всего запомнилось и понравилось?
- С какой красивой и светлой молитвой пасхального богослужения познакомился? О чём она?
- К акое у тебя настроение?
- К ак ты оцениваешь свою работу и работу класса?
Домашнее задание. Проработать материал урока, знать новую терминологию.
Традиции русского хорового пения имеют многовековую историю. Сущность русского хорового пения - духовный феномен культуры.
Прислушайся к своему сердцу: сколько в нём доброты, тепла!.. Неси это в себе всегда и дари другим людям.
До новых встреч в Мире музыки!