ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА И ЖИЗНИ.
ОБРАЗЫ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ.
Все виды искусства имеют единую основу - жизнь.
В художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы отображается отношение к важным темам добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Музыкальные произведения по способу исполнения подразделяют на:
Вокальные
Инструментальные
Вокальный и инструментальный способ воспроизведения музыки
- Вокальный способ воспроизведения музыки – это исполнение произведения голосом.
- Инструментальный способ воспроизведения музыки – это исполнение произведения на любом музыкальном инструменте.
По месту исполнения и восприятия различаются на:
Симфоническая
музыка
Камерная музыка
Камерная музыка
Сamera (от латинского – комната). С 16-го века предназначалась для домашнего музицирования. Камерная музыка бывает инструментальной или вокальной для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.
МУЗИЦИРОВАНИЕ
Ансамблевое музицирование. С картины художника Копфа, 1675 год.
Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей:
- Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано.
- Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки).
- Струнное трио (скрипка, альт и виолончель).
- Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано).
- Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель).
- Фортепианный квартет(скрипка, альт, виолончель и фортепиано).
- Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель).
- Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет).
Симфоническая музыка
Симфоническая музыка – это музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
Инструментально-симфоническая музыка
Программная музыка (произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии)
Непрограммная музыка (относятся квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий)
Два направления программной музыки
На первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ - портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки (симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, «Океан-море синее» - вступление к опере Н. Римского- Корсакова «Садко», Рассвет на Москве реке» - вступление к опере «Хованщина» и сюиту «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническую поэму «Море» К. Дебюсси).
Программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения (сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, написанная к одноимённой драме Г. Ибсена, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского по одноимённой трагедии У. Шекспира, увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена из музыки к трагедии И.-В. Гёте и др.
.
В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.
.
Сходство и различие (повтор и контраст) - основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать ее образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.