Ученье –деятельность школьника
План урока
- 1. Школьное образование.
- 2. О чем рассказала бабушка.
- 3. Учиться и научиться
- 4. Самообразование
- 5. Новые возможности
Согласно Закону “Об образовании в Российской Федерации” в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование
Школьное образование
Начальная школа
1- 4 классы
Основная школа
5- 9 классы
Общее образование в нашей стране обязательно !
Средняя (полная) школа
10- 11 классы
Среднее профессиональное образование
Не получив высшего образования, нельзя стать врачом, юристом, инженером, психологом, ученым.
Высшее образование
Послевузовское образование
Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития.
Образование
Обучение
Воспитание
Задание
Разделитесь на группы. Изучив предложенный материал, составьте рассказ о старой русской системе образования, ответив на вопросы.
- Первая группа изучает текст в рубрике “Путешествие в прошлое” на с. 77 учебника.
- Вторая группа изучает и анализирует иллюстрации учебника на с. 78 учебника.
- Третья группа изучает текст “О чем рассказала бабушка” на с. 77 учебника.
- Четвертая группа изучает текст в рубрике “Жил на свете человек” на с. 78-79 учебника.
1ряд 1-3 парты
Вопросы для первой группы
- — Какую роль в образовании сыграл первопечатник Иван Федоров?
- — Какую первую книгу и когда он напечатал?
- — Какие изменения в системе образования произошли при Петре I?
- — Вспомните, почему царь так много внимания уделял преобразованиям в школе.
- — Какие предметы изучали в XVIII в.?
- — Сравните предметы, которые изучали в школе XVIII в., с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким?
2 ряд 1-3 парты
Вопросы для второй группы
- — Что изображено на картине художника Б. М. Кустодиева?
- — Что изображено на иллюстрации, представленной на с. 78 учебника?
- — Какие сведения о системе образования России в прошлом вы почерпнули при анализе иллюстративного материала?
- — Опишите земскую школу, изображенную на картине Б. М. Кустодиева, используя памятку.
- — Чем школа Московской Руси отличается от современной?
- — Где проходит урок?
- — Что делают ученики?
- — Что делает учитель?
- — Вспомните, когда, где и кем был основан первый университет в России.
3 ряд 1-3 парты
Вопросы для третьей группы
- — О каком периоде идет речь в рассказе бабушки?
- — Как бабушка описывает систему образования XIX в. в России?
- — Что собой представляло обучение в образовательных учреждениях?
- — Как оценивали успехи и неудачи учеников?
- — За что применяли физические наказания?
- — Кто не считал утверждение: “Не бьют розгой, значит, ничему не научат” — верным?
- — Что вам понравилось в системе образования XIX в.? Что вызвало неприятие? Чему вы удивились?
1,2,3 ряд 4 и 5 парты
Вопросы для четвертой группы
- — Что вы узнали о Н. И. Пирогове?
- — Что нового внес Пирогов в педагогическую науку?
- — Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах знаменитого русского врача, педагога и общественного деятеля?
Роль школы в воспитании детей:
• развивает самостоятельность;
• развивает независимость;
• воспитывает смелость мышления;
• учит отстаивать свои убеждения;
• воспитывает такие качества, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим;
• показывает положительные примеры честности, принципиальности, достоинства;
• воспитывает уважение к старшим;
• прививает культуру поведения;
• дает уроки этикета;
• показывает права и обязанности людей;
• помогает усваивать нравственные законы общества.
Раньше вместо слов « пойти в школу » говорили « отдать в учение ».
Научить чему- то важному для жизни
Человеку приходится учиться всему, поэтому школ у каждого в жизни много и учителей много. Школой для нас становится не только здание, но и сама жизнь. Так и говорят «Прошел хорошую жизненную школу».
Чему ты научишься в школе, зависит от тебя самого.
И оценки за твою учебу тебе будет ставить сама жизнь.
Можно ли сделать вывод, что твоя успешная учеба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?
Задание
Прочитайте вслух текст “Учись учиться” на с. 79—80 учебника и ответьте на вопросы.
— Почему ваша школьная оценка — это результат вашего труда?
— В чем вы видите причины школьных неудач?
— Как вы поступаете в таких случаях?
— Что вы чувствуете, когда после приложенных усилий добиваетесь хорошего результата?
Учись учиться
Учеба – твой основной труд, можно сказать – твоя профессия.
Чтобы овладеть профессией надо проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.
Твоя школьная отметка – это результат твоего труда!!!
Как ты поступаешь, когда не понимаешь материал, делаешь ошибки и т.д.?
Кто – то равнодушно скажет «Ну и что, подумаешь» и отложит тетрадь.
Другого начинают мучить мысли «Я ничего не могу, я не на что не способен».
Третий, испытывает досаду, огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст, спрашивает у учителя, обращается за помощью к родителям или одноклассникам.
Уметь учиться – это правильно организовать свой труд.
От правильной организации труда зависит не только твоя успеваемость, но и твое самочувствие.
Самое подходящее время для выполнения домашнего задания с 15(16) часов до 17(18) часов.
Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность. И если это происходит изо дня в день, то в результате не только неудачи в учебе, но и физическая усталость.
Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Знание — результат познавательной деятельности человека.
Процесс самообразования
Регулярный
Непрерывный
Бесконечный
Систематический
Задание
Работая в парах, обсудите положительные стороны самообразования и факторы, препятствующие этому процессу. Свое мнение объясните.
Задание
Как вы думаете, какие факторы влияют на процесс самообразования и самовоспитания ?
Факторы, влияющие на процесс самообразования и самовоспитания
- притязания личности на признание себя в коллективе;
- заинтересованность в приобретении знаний;
- ориентация на положительные примеры;
- создание обстановки здоровой критики и самокритики;
- внесение в рабочий процесс атмосферы состязательности .
Задание
Как вы понимаете слова мудреца: «Не тот умен, кто всё знает, - всё знать невозможно, - а тот, кто знает, где и о чём можно прочитать» ?
Задание
Работая со схемой «Как получить нужную книгу ? » ответьте на это вопрос.
Задание
Ответьте на вопрос:
В чём преимущества и недостатки электронных книг?
Задание
С кем из ребят ты согласен ? Приведи аргументы против другой точки зрения. Сформулируй свою точку зрения и приведи аргументы в её пользу .
Тимофей и Геннадий – лучшие друзья. Как-то они поспорили между собой: Гена утверждал, что человеку вполне достаточно тех знаний, что ему дают в школе, а дополнительная информация только мешает и сбивает с толку. Тима же, напротив, считал, что, кроме уроков в школе необходимо заниматься самообразованием.
Задание
Составьте сравнительную таблицу «Сходство и различия самообразования и урока в школе».
Сходство
Самообразование
Урок в школе
Различия
Задание
Составьте синквейн по теме «Самообразование»
Домашнее задание:
§ 9 читать и пересказывать
Найти 5 пословиц об учении.