Т ЕМА: ч тение слов с буквой Ш. С ОЧЕТАНИЕ ШИ.
I. Мобилизующая часть урока.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Кто больше?».
а) Придумайте слова, в которых звук [ш] в начале слова, в конце слова.
б) Назовите игрушки, в названиях которых есть звук [ш].
Игра «Слоговой аукцион».
На магнитной доске выложены слоги:
ма ша
-Ребята, закончите слова, используя слоги, в которых имеется звук [ш]
Игра «Доскажите словечко».
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…
Проводится слого-звуковой анализ слова
шишка
Вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и .
Гласный звук [и] не обозначает мягкость согласного.
Чтение слов в столбиках (с. 19), объяснение значения слов, выделение сочетания ши .
Чтение текста на с. 19.
Вопросы:
– Каким был дед?
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
Повторно читается пословица из текста.
-Как понимаете смысл пословицы?
Чтение текста на с. 20.
Вопросы:
– Узнали ли вы сказку?
– Что произошло потом?
– Чем закончилась сказка?
– Какой момент сказки проиллюстрирован в учебнике?
– Опишите, что видите на рисунке?
Игра «Кто внимательный?»
Учитель медленно читает текст, а ученикам надо запомнить слова со звуком [ш], которые встретятся в рассказе.
КОШКА И МЫШКА
Ушли все из дома. Осталось одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала.
Игра «Буква потерялась».
На доске выложены слова, в которых потерялась буква. Ученики находят подходящую букву и вставляют в слова.
Ми_а, Ната_а, малы_, ма_ина, каранда_, _ина, _апка, _кола.
Чтение поговорок.
Определяется их смысл, в каких случаях их можно употреблять в речи.
Разгадайте загадку, с. 21.
Рассматриваются разные значения слова лист .
Лист – тетрадный, книжный.
Лист – лиственного дерева.
Вывод: слово лист – многозначное.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Какие задания были особенно интересными?