Презентация к уроку окружающего мира на тему «Почва, её состав»
3 класс
Подумай, как написать слово «земля» в предложениях .
есть спутник – это Луна.
босыми ногами по _________
и ощутить прохладу росы.
- Плодородный слой _________
называется почвой.
Земля
земле
земли
Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.
У слова «Земля» несколько значений
планета
страна
суша
земля – почва, верхний слой поверхности.
земля-суша
ПОЧВА – это верхний рыхлый
плодородный слой земли.
Основное свойство почвы –
ПЛОДОРОДИЕ
Тема урока:
Почва. Её состав и свойства.
Правила работы
- Внимательно слушать инструкции.
- Чётко выполнять указания.
- Быть наблюдательными.
- Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
- По наблюдениям сделать выводы.
- Что такое почва и как она образуется?
- Из чего состоит почва?
- Какие свойства имеет?
- Кому нужна почва?
П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.
- Найди и сравни определение «почва» в учебнике .
Одинакова ли толщина
почвенного слоя?
ГОРЫ
АРКТИКА
ПУСТЫНЯ
Почвы бывают
глинистые
песчаные
чернозём
Составим схему
ВОДА
ВЕТЕР
СОЛНЦЕ
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
ПЕСОК ГЛИНА
ЛИШАЙНИКИ
ВОДОРОСЛИ
РАСТЕНИЯ
ПЕРЕГНОЙ
Везде ли на земле есть почва?
Вспомни правила
техники безопасности
при проведении опыта
1. Внимательно слушаю учителя.
2. Думаю над техникой безопасности.
3. Выполняю опыт и наблюдаю.
4. Делаю вывод.
Практическая работа
Опыт 1
Вывод:
В состав почвы входят:
песок, глина, остатки растений и насекомых.
ОПЫТ 2
В почве есть песок и глина
Вывод:
почва сыпучая
Перегной.
Запас солей в почве постоянно пополняется , благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли . Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
ОПЫТ 3
Рассмотри почву.
Какого она цвета, какое свойство
можешь определить?
С помощью лупы внимательно
изучи состав почвы.
Что ты видишь?
В почве есть воздух
ОПЫТ 4
В почве есть мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей
Вывод: почва плодородна
В почве есть мелкие корешки, остатки
растений, насекомых, червей.
Это перегной или гумус. Плодородие
почвы зависит от количества перегноя .
ОПЫТ 5
Почва пропускает воду
Вывод: Почва водопроницаемая
Практическая работа
Опыт 5
Вывод:
В состав почвы входит вода
Вывод:
В состав почвы входят минеральные соли
песок
глина
воздух
Минеральные соли
Остатки
растений
и животных
Живые
организмы
вода
Минеральные соли.
Соли- это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений . Образуются они благодаря перегною.
Практическая работа
Опыт 6
Вывод:
Почва сыпучая
Вывод:
Почва нагреваться и охлаждаться- п роводник тепла
Свойство -теплопроводность
Повторите состав почвы
Повторите состав почвы
Воздух
Перегной
Почему почву называют «чудесной кладовой»?
ПЛОДОРОДИЕ
Вывод:
Основное свойство почвы- плодородие
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Плодородие - главное свойство почвы.
Толщина почвенного слоя может быть различной: от 2-3см до 150-200см и больше.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие.
Круговорот веществ
Круговорот веществ в природе
ВОЗДУХ
ПЕРЕГНОЙ
СОЛИ
ВОДА
ГЛИНА
ПОЧВА
МИКРОБЫ
ПЕСОК
2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
3. Основное свойство почвы.
4. Животные или растения стали первыми обитателями суши?
5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.
Как называют люди почву?
СОСТАВ ПОЧВЫ:
Какие бывают почвы
Серые лесные
Подзолистые
Каштановые
Черноземы
Сероземы
Солонцы
Красноземы
Это интересно!
1см почвы за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет
Это интересно!
На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
медведка многоножка
1 - 5 -
2 - 6 -
3 - 7 -
4 - 8 -
личинка жука жаба
сверчок лесная мышь
крот дождевой червь
КТО УЧАСТВУЕТ В ОБРАЗОВАНИИ ПОЧВЫ ?
МИКРООРГАНИЗМЫ , БАКТЕРИИ
ЛИШАЙНИКИ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
(ЧЕРВИ , ЛИЧИНКИ ,
КРОТЫ И ДР.)
ДОКУЧАЕВ
ВАСИЛИЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ
СОЗДАЛ НАУКУ О ПОЧВАХ– ПОЧВОВЕДЕНИЕ
Почвоведение.
Науку о почвах-почвоведение-создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения . Исследования В.В.Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
В.В.Докучаев
Отчего почва разрушается?
- Неразумная деятельность человека:
- строительство;
- уничтожение парков и скверов;
- непродуманный выпас скота;
- вырубка леса;
- Почву размывает вода;
- Выдувает сильный ветер;
Способы защиты почв от разрушения .
- Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
- Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
- Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
- Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
- Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Ответь на вопросы да или нет
1.В почве есть вода?
ДА
НЕТ
⁺
2.Главное свойство почвы – плодородие?
⁺
3.Обильные дожди приносят вред почве?
⁺
4.В почве есть воздух?
⁺
5.Животные почвы увеличивают её плодородие?
⁺
6.Слой почвы в 1см образовался за один год?
7.В почве есть соли?
⁺
⁺
8.В почве есть песок?
⁺
9.Самые плодородные почвы - песчаные?
10.Человек может принести вред почве?
⁺
⁺
ДА
НЕТ
- Главное свойство почвы – плодородие?
- Обильные дожди приносят вред почве?
4 . В почве есть воздух?
- Животные почвы увеличивают её плодородие?
- Слой почвы в 1см образовался за один год?
7. В почве есть соли?
8. В почве есть песок?
9. Самые плодородные почвы - песчаные?
10. Человек может принести вред почве?
С И Н К В Е Й Н
1. Почва
2. Верхний рыхлый плодородный
3. Кормит, укрывает, защищает
4. Необычный состав
5. Чудесная кладовая
объясни высказывание:
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете»
Вывод:
Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.
Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.
Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
Вывод :
Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной .
Оцени свою работу
работал активно, всё получилось
не всё получилось
ничего не понял