СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Хлеб- наш батюшка" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной презентации рассказывается история возникновении хлеба

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира по теме "Хлеб- наш батюшка" 2 класс»

Проект:  «Хлеб – наш батюшка!» Ученицы 168 гимназии 2 «А» класса  Шевченко Маргариты

Проект: «Хлеб – наш батюшка!»

Ученицы 168 гимназии 2 «А» класса

Шевченко Маргариты

Содержание    1. Пословицы, поговорки, стихи о хлебе 2. История возникновения хлеба на Руси 3. Как хлеб попадает к нам на стол (весь путь от зерна до хлеба) 4. Обычаи в древние времена, связанные с хлебом 5. Праздники Хлеба. 6. Произведения, где упоминается хлеб 7. Анкета 8. Результаты опроса 9. Заключение

Содержание

1. Пословицы, поговорки, стихи о хлебе

2. История возникновения хлеба на Руси

3. Как хлеб попадает к нам на стол (весь путь от зерна до хлеба)

4. Обычаи в древние времена, связанные с хлебом

5. Праздники Хлеба.

6. Произведения, где упоминается хлеб

7. Анкета

8. Результаты опроса

9. Заключение

Цель:  научиться бережно и уважительно относиться к хлебу на примере фольклорного творчества. Задачи:  1) узнать историю возникновения хлеба;  2) понять, как хлеб попадает к нам на стол;  3) познакомиться с хлебными обычаями, обрядами, приметами, пословицами, песнями;  4) найти праздники, связанные с хлебом;  5) составить список книг о хлебе, прочитать их, рекомендовать их к прочтению;  6) провести анкетирование в своем классе.

Цель: научиться бережно и уважительно относиться к хлебу на примере фольклорного творчества.

Задачи:

1) узнать историю возникновения хлеба;

2) понять, как хлеб попадает к нам на стол;

3) познакомиться с хлебными обычаями, обрядами, приметами, пословицами, песнями;

4) найти праздники, связанные с хлебом;

5) составить список книг о хлебе, прочитать их, рекомендовать их к прочтению;

6) провести анкетирование в своем классе.

Пословицы о хлебе Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Худ обед, когда хлеба нет. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. Хлеб черствый - обед честный. Бел снег, да по нему собака бежит, черная земля да хлеб родит. Не будет хлеба, не будет и обеда. Хлеб в пути не тягость. Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Пословицы о хлебе

  • Без соли, без хлеба – половина обеда.
  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
  • Хлеб черствый - обед честный.
  • Бел снег, да по нему собака бежит, черная земля да хлеб родит.
  • Не будет хлеба, не будет и обеда.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Стихи о хлебе.    Вот он Хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С белым хлебом положили черный хлеб мне на обед. Удивить меня решили? Черный? В чем его секрет? Видно, пекарь с неохотой пек и хлеб в печи забыл? Или же перед работой чисто руки не помыл? Мама тут же объяснила, что мука ржаная есть: «Черный хлеб прибавит силы». Съел. И завтра буду есть!

Стихи о хлебе.

Вот он Хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С белым хлебом положили черный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили? Черный? В чем его секрет?

Видно, пекарь с неохотой пек и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила, что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы». Съел. И завтра буду есть!

История возникновения хлеба.  Хлеб появился более 15 тысяч лет назад. Люди сначала ели зерна диких злаковых культур в сыром виде, а потом научились сами выращивать, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне. До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной. Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».

История возникновения хлеба.

  • Хлеб появился более 15 тысяч лет назад. Люди сначала ели зерна диких злаковых культур в сыром виде, а потом научились сами выращивать, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне.
  • До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб. Но затем на столе наших предков появился ржаной. Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».
Как хлеб попадает к нам на стол?  Весной трактором пашут землю и сеют пшеницу. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы. Пшеница выросла, но поле еще не золотое. Еще нельзя убирать урожай. Хлебное поле стало золотым. «Золотая нива». Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Далее муку везут на хлебозавод. И там пекут хлеб. Потом развозят по магазинам.

Как хлеб попадает к нам на стол?

  • Весной трактором пашут землю и сеют пшеницу.
  • Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.
  • Пшеница выросла, но поле еще не золотое. Еще нельзя убирать урожай.
  • Хлебное поле стало золотым. «Золотая нива». Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
  • Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют.
  • На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.
  • Далее муку везут на хлебозавод. И там пекут хлеб.
  • Потом развозят по магазинам.
Обычаи в древние времена с хлебом.    Хлеб нельзя выбрасывать, даже заплесневевший хлеб следует скормить птицам. Нельзя оставлять надкусанный кусок. Считалось, что это грозит потерей силы. Не стоит доедать хлеб за другими людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу. Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь будет спокойной и гладкой. В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт и встречали солдат с войны. Хлеб брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. В колыбель новорожденному клали хлеб, как оберег, защищавших от злых сил. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хлеб, а еще большим – растоптать ногами. Кто не ест хлеба, будет иметь несчастную судьбу и плохое здоровье.

Обычаи в древние времена с хлебом.

  • Хлеб нельзя выбрасывать, даже заплесневевший хлеб следует скормить птицам.
  • Нельзя оставлять надкусанный кусок. Считалось, что это грозит потерей силы.
  • Не стоит доедать хлеб за другими людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу.
  • Хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь будет спокойной и гладкой.
  • В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
  • С хлебом провожали на фронт и встречали солдат с войны.
  • Хлеб брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути.
  • В колыбель новорожденному клали хлеб, как оберег, защищавших от злых сил.
  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хлеб, а еще большим – растоптать ногами.
  • Кто не ест хлеба, будет иметь несчастную судьбу и плохое здоровье.
ПРАЗДНИКИ ХЛЕБА Международный день хлеба - 16 октября. Хлебный Спас – 29 августа.  Это славянский праздник хлеба.  В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая. В народе говорят:

ПРАЗДНИКИ ХЛЕБА

  • Международный день хлеба - 16 октября.
  • Хлебный Спас – 29 августа. Это славянский праздник хлеба.  В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая. В народе говорят: "Третий спас - хлеба припас".  
  • Агафьин день – День хлеба и соли - 18 февраля . В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий.
  • День Хлеба в России - 1 августа . Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана согласно историческим корням начала уборки урожая хлеба.
  • День Хлеба в Петербурге отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями.
Произведения, где упоминается хлеб.   Андерсен Г.Х. «Девочка, которая наступила на хлеб» Биссет Д. «Про лужу и булочку с изюмом» Благинина Е. «Песенка о колоске» «Волчий хлеб», «Колобок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки «Гордячка и золотой хлеб» - чешская сказка Дацкевич Е. «От зерна до каравая». «Два хлебных зернышка» – сказки православных народов Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе». Кон Л. «Первая книга о растениях» «Каравай» - латышская сказка «Колосок», «Хлебороб» - украинские народные сказки Королева Е. «Хлебная крошечка» «Котик – золотой лобик», «Легкий хлеб» - белорусские народные сказки Крутогоров Ю. «Дождь из семян» «Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке» Некрасов Н. «Колосья» Паустовский К. «Теплый хлеб» Пришвин М. «Лисичкин хлеб» Рогалева И. «Хлеб всему голова» Сказки «О хлебе, злаках и каше» Тайц Я. «Все здесь» Усович Е. «Чудесные пряники» Яковлев Ю. «Цветок хлеба»

Произведения, где упоминается хлеб.

  • Андерсен Г.Х. «Девочка, которая наступила на хлеб»
  • Биссет Д. «Про лужу и булочку с изюмом»
  • Благинина Е. «Песенка о колоске»
  • «Волчий хлеб», «Колобок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки
  • «Гордячка и золотой хлеб» - чешская сказка
  • Дацкевич Е. «От зерна до каравая».
  • «Два хлебных зернышка» – сказки православных народов
  • Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе».
  • Кон Л. «Первая книга о растениях»
  • «Каравай» - латышская сказка
  • «Колосок», «Хлебороб» - украинские народные сказки
  • Королева Е. «Хлебная крошечка»
  • «Котик – золотой лобик», «Легкий хлеб» - белорусские народные сказки
  • Крутогоров Ю. «Дождь из семян»
  • «Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке»
  • Некрасов Н. «Колосья»
  • Паустовский К. «Теплый хлеб»
  • Пришвин М. «Лисичкин хлеб»
  • Рогалева И. «Хлеб всему голова»
  • Сказки «О хлебе, злаках и каше»
  • Тайц Я. «Все здесь»
  • Усович Е. «Чудесные пряники»
  • Яковлев Ю. «Цветок хлеба»
  4. Какие пословицы о хлебе вы знаете? 1. Какие сорта хлеба вы чаще покупаете? а) Могу назвать:____________________________ а) Белый (пшеничный); б) Не знаю. б) Черный (ржаной);   5. Какие хлебные обычаи вы знаете? в) Сами печем хлеб; а) Могу написать: ____________________________ г) Другое_________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________ б) Не знаю.   2. Что вы делаете с остатками хлеба?   6. Какие вы знаете сказки, рассказы, где упоминается о хлебе? а) Выбрасываем; а) Могу назвать: _____________________________ б) Не знаю, но хочу узнать и прочитать; б) Отдаем птицам; в) Сушим сухари; в) Не знаю, мне это неинтересно.  7. Закончите фразу: «Хлеб для меня – это …» __ г) У нас не остается.   3. Знаете ли вы, как выращивают хлеб? а) Да, знаю; б) Нет, не знаю, но хотелось бы узнать; в) Мне это не интересно. Анкета

  4. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

1. Какие сорта хлеба вы чаще покупаете?

а) Могу назвать:____________________________

а) Белый (пшеничный);

б) Не знаю.

б) Черный (ржаной);

  5. Какие хлебные обычаи вы знаете?

в) Сами печем хлеб;

а) Могу написать: ____________________________

г) Другое_________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________

б) Не знаю.

  2. Что вы делаете с остатками хлеба?

  6. Какие вы знаете сказки, рассказы, где упоминается о хлебе?

а) Выбрасываем;

а) Могу назвать: _____________________________

б) Не знаю, но хочу узнать и прочитать;

б) Отдаем птицам;

в) Сушим сухари;

в) Не знаю, мне это неинтересно. 

7. Закончите фразу: «Хлеб для меня – это …» __

г) У нас не остается.

  3. Знаете ли вы, как выращивают хлеб?

а) Да, знаю;

б) Нет, не знаю, но хотелось бы узнать;

в) Мне это не интересно.

Анкета

Не знают Знают Не знают Знают Не знают Не знают Знают Не остается Сухари Птицам Выбрасывают Белый хлеб Черный  хлеб Пекут

Не знают

Знают

Не знают

Знают

Не знают

Не знают

Знают

Не остается

Сухари

Птицам

Выбрасывают

Белый хлеб

Черный хлеб

Пекут

Был проведен опрос учеников 2 «А» класса в количестве 31 человека . Было предложено ответить на семь вопросов . И вот, что получилось:

  • В семьях чаще покупают ржаной хлеб – 17 человек, белый – 12 человек, сами пекут только 2 человека.
  • Остатки хлеба большинство отдают птицам – 11 человек, либо хлеб не остается – 12 человек; сушат сухари – 6 человек. И только двое выбрасывают.
  • Большинство детей знают, как выращивают хлеб – 20 человек; не знают, но хотели бы узнать – 10 человек; лишь одному это не интересно.
  • Большинство детей не знают пословиц о хлебе – 27 человек, написали пословицы только 4 человека.
  • Хлебные обычаи не знает почти никто, только 5 человек написало.
  • Ни один человек не смог написать ни одну сказку или рассказ про хлеб, но очень хотели бы узнать и прочитать.
  • А вот как закончили фразу «Хлеб для меня – это…»: вкусно – 11 человек, еда – 7 человек, жизнь – 4 человека, по одному человеку ответили так: полезно, чудо, святое, хорошо, друг, часть бутерброда.

Итак, большинство детей к хлебу относятся уважительно, бережно. Считают его не просто едой, а вкусным и полезным продуктом.

Выводы

Заключение. И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами! Хлеб – батюшка, кормилец, самая большая ценность. Давайте беречь и уважать хлеб!

Заключение.

И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами! Хлеб – батюшка, кормилец, самая большая ценность. Давайте беречь и уважать хлеб!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!