Урок по теме
«СЛОВА-ОМОНИМЫ»
Группа № 5
Тема: Слова-омонимы
Цель деятельности учителя:
создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.
Этапы урока
Приёмы
Организационный момент
Актуализация знаний. Формулировка проблемы
Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.
Введение в тему
Определение темы и целей урока.
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление
Открытие нового знания.
Работа в группах. Защита рисунков.
Применение нового знания. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
Подведение итогов
Прием «Инсерт»
Домашнее задание
Домашнее задание по выбору
Рефлексия
Закончи предложение
Планируемые результаты:
- Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
- Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
- Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Актуализация знаний
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку!- добавила Надя.
-И я люблю!- сказала Оля.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком?
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
- Вы знаете, как называются такие слова?
- Можно ли эти слова назвать многозначными?
- Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).
- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.
Сходства-отличия омонимов и многозначных слов
СХОДСТВО
ОТЛИЧИЕ
Многозначные Омонимы
Пишутся
одинаково
имеют абсолютно
общее в ЛЗ разные ЛЗ
(по форме, цвету,
характеру, действию )
Омо́нимы ( др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .
Найдите омонимы. Нарисуйте их
Наш Ванюша во бору
Отрываясь от Земли
Накосил косой траву.
На большой ракете,
А своей косой Танюша
Взяли горсточку земли
Полюбилася Андрюше.
На память о планете.
Найдите омонимы.
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
Какая пара лишняя? Почему?
Найдите омонимы (Ключ)
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
весёлые загадки
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
весёлые загадки
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
весёлые загадки
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Прием «Инсерт»
«V» - уже знал
« + » - новое
«?» - не понял, есть вопросы.
Рефлексия
- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
- Сегодня я узнал…
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня я научился…
- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?
- Для меня стало новым…
- Для меня было трудно…
Рефлексия
При подготовке модели урока
Было легко
Было трудно
Подбирать дидактические материалы
Формулировать цели урока в условиях ФГОС
Составлять задания к тексту
Разграничивать виды УУД к этапам урока
Разрабатывать структуру урока
Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.
Подбирать задания для мотивации и актуализации