СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Омонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены материалы для проведения урока русского языка по теме "Омонимы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Омонимы"»

Урок по теме «СЛОВА-ОМОНИМЫ» Группа № 5

Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5

Тема: Слова-омонимы  Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем. Этапы урока Приёмы Организационный момент Актуализация знаний. Формулировка проблемы   Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы. Введение в тему Определение темы и целей урока. ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)  Вопрос-размышление Открытие нового знания. Работа в группах. Защита рисунков. Применение нового знания. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. Проверка по эталону. Подведение итогов Прием «Инсерт» Домашнее задание Домашнее задание по выбору Рефлексия Закончи предложение

Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

 

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение

Планируемые результаты:  Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов. Метапредметные:  познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания», Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.

Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Актуализация знаний Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит: - А у меня дома овсянка. - Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка. -Люблю я овсянку!- добавила Надя. -И я люблю!- сказала Оля. - Она желтая, красивая такая! - И  вкусная, особенно с молоком! - Как это вкусная? Как это с молоком? - Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела? - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать!

Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавила Надя.

-И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся) - Вы знаете, как называются такие слова? - Можно ли эти слова назвать многозначными? - Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160). - Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

- Вы знаете, как называются такие слова?

- Можно ли эти слова назвать многозначными?

- Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов   СХОДСТВО   ОТЛИЧИЕ Многозначные  Омонимы  Пишутся  одинаково  имеют абсолютно  общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету,  характеру, действию )

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию )

Омо́нимы   ( др.-греч.   ὁμός —  одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова,  морфемы   и другие единицы языка. Термин введён   Аристотелем .

Омо́нимы   ( др.-греч.   ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова,  морфемы   и другие единицы языка. Термин введён   Аристотелем .

Найдите омонимы. Нарисуйте их Наш Ванюша во бору Отрываясь от Земли   Накосил косой траву. На большой ракете,   А своей косой   Танюша Взяли горсточку земли   Полюбилася Андрюше. На память о планете.

Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой   Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.

Найдите омонимы. горький лук – лук охотника;   подземный ключ – ключ от входной двери;  кисть рябины – кисть для рисования:  шуба из норки – мышиные норки Какая пара лишняя? Почему?

Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;

  • подземный ключ – ключ от входной двери;

  • кисть рябины – кисть для рисования:

  • шуба из норки – мышиные норки

Какая пара лишняя? Почему?

Найдите омонимы (Ключ) горький лук – лук охотника;   подземный ключ – ключ от входной двери;  кисть рябины – кисть для рисования:  шуба из норки – мышиные норки

Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;

  • подземный ключ – ключ от входной двери;

  • кисть рябины – кисть для рисования:

  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки  Загадка 1  Право, я прическа – чудо!  Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым  Управляюсь с сенокосом.  В воду я вдаюсь полоской –  Узкой, серенькой и плоской.

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

весёлые загадки  Загадка 2   Я сборник карт; от ударения  Зависит два моих значения;  Захочешь – превращусь в название  Блестящей, шелковистой ткани я.

весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

весёлые загадки  Загадка 3   Я травянистое растение  С цветком различного цвета,  Но переставьте ударение,  И превращаюсь я в конфету.

весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Прием «Инсерт» «V» - уже знал  « + » - новое  «?» - не понял, есть вопросы.

Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.

Рефлексия - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Сегодня я узнал… - Что вызвало затруднение? - Сегодня я научился… - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? - Для меня стало новым… - Для меня было трудно…

Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…

Рефлексия При подготовке модели урока Было легко Было трудно Подбирать дидактические материалы Формулировать цели урока в условиях ФГОС Составлять задания к тексту Разграничивать виды УУД к этапам урока Разрабатывать структуру урока Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока. Подбирать задания для мотивации и актуализации

Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации