СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Орфоэпия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Орфоэпия" - 1 курс СПО

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Орфоэпия"»

Орфоэпия

Орфоэпия

 Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучается нормативное произношение. Орфоэпией называют и сами правила, устанавливающие единообразные произношения, принятые в языке и являющиеся нормативными.

Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучается нормативное произношение.

Орфоэпией называют и сами правила, устанавливающие единообразные произношения, принятые в языке и являющиеся нормативными.

Нормативное произношение Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.  Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Нормативное произношение

  • Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
  • Акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Орфоэпические нормы  Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответству­ет орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.  Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответству­ет орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.

Орфоэпические нормы В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Орфоэпические нормы

  • В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.
  • В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
1. Основные правила произношения гласных звуков  Произношение гласных звуков в слове зависит от ударения. Отчетливо произносятся только гласные, на которые падает ударение: гОрод, городА.  Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать).   в о дный [в о д н ъ j , ]  в о да [в Λ д а]  в о дяной [в ъ д ,  и э н о j , ]

1. Основные правила произношения гласных звуков

Произношение гласных звуков в слове зависит от ударения. Отчетливо произносятся только гласные, на которые падает ударение: гОрод, городА.

Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать).

в о дный [в о д н ъ j , ]

в о да Λ д а]

в о дяной [в ъ д , и э н о j , ]

 Произношение гласных звуков и их редукция   Второй и третий предударный слог Первый предударный слог или начало слова [ ъ ] Буква [ Λ ]  [ ’ ь ] Ударный слог о [ ’ и ] [ о ] Все заударные слоги а [ а ] [ ъ ] ё [ ’ ь ] [’ о ] я [ ’ и ] [’ а ] [ ’ ь ] и [ ъ ] [’ и ] е [ ы ] , [ ы ]  [ ъ ] [ ’ ь ] [’ э ]  а* [ ы ] , [ ы ]  ы [ а ] [ ъ ] [ ы ] [ ъ ] э э э э  Примечание:  а *  - после ж, ш Звук  [ у ] не повергается редукции

Произношение гласных звуков и их редукция

Второй и третий

предударный слог

Первый предударный слог или начало слова

[ ъ ]

Буква

[ Λ ]

[ ь ]

Ударный слог

о

[ и ]

[ о ]

Все

заударные слоги

а

[ а ]

[ ъ ]

ё

[ ь ]

[’ о ]

я

[ и ]

[’ а ]

[ ь ]

и

[ ъ ]

[’ и ]

е

[ ы ] , [ ы ]

[ ъ ]

[ ь ]

[’ э ]

а*

[ ы ] , [ ы ]

ы

[ а ]

[ ъ ]

[ ы ]

[ ъ ]

э

э

э

э

Примечание: а * - после ж, ш Звук [ у ] не повергается редукции

Редукция гласных Второй и далее предударный слог Первый предударный слог или абсолютное начало слова [ ъ ] [  ] Буква Удар-ный слог о [ ’ ь ] а [ о ] Все заудар-ные слоги [ ’ и ] [ а ] [ ъ ] ё [ ’ ь ] я [’ о ] [ ’ и ] [’ а ] и [ ъ ] [ ’ ь ] [’ и ] [ы] [ ы ] [ ъ ] е [ ы ] [’ э ] [ у ] а* [ ’ ь ] [ а ] ы [ у ] [ ы ] [ ъ ] у [ у ] [ ъ ] [ у ] Примеры: водовоз [ в ъ д Λ в о с ] [ в ы п р  ъ с ’ ь т ] выпросит э пятачок [ п ’ ь т Λ ч ’ о к ] э э э э э [ жы к ’ эт ] жакет [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] э [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] [ жы к ’ эт ] [ жык ’ эт ] [Λ  гэ ’ нт ] агент э

Редукция гласных

Второй и далее предударный слог

Первый предударный слог или абсолютное начало слова

[ ъ ]

[ ]

Буква

Удар-ный слог

о

[ ь ]

а

[ о ]

Все заудар-ные слоги

[ и ]

[ а ]

[ ъ ]

ё

[ ь ]

я

[’ о ]

[ и ]

[’ а ]

и

[ ъ ]

[ ь ]

[’ и ]

[ы]

[ ы ]

[ ъ ]

е

[ ы ]

[’ э ]

[ у ]

а*

[ ь ]

[ а ]

ы

[ у ]

[ ы ]

[ ъ ]

у

[ у ]

[ ъ ]

[ у ]

Примеры:

водовоз

[ в ъ д Λ в о с ]

[ в ы п р ъ с ’ ь т ]

выпросит

э

пятачок

[ п ’ ь т Λ ч ’ о к ]

э

э

э

э

э

[ жы к ’ эт ]

жакет

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

э

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

[ жы к ’ эт ]

[ жык ’ эт ]

[Λ гэ ’ нт ]

агент

э

2. Основные законы произношения  согласных звуков в русском языке Основными законами произношения согласных звуков являются: оглушение звонких согласных в конце слова: ду б [ п ]  ассимиляция (т.е. уподобление) соседних согласных друг другу (полное или частичное):  зу б [ п ] ки,  ко сь [ з ’] ба, чу вс [ с ] твовать.

2. Основные законы произношения согласных звуков в русском языке

Основными законами произношения согласных звуков являются:

  • оглушение звонких согласных в конце слова: ду б [ п ]
  • ассимиляция (т.е. уподобление) соседних согласных друг другу (полное или частичное):

зу б [ п ] ки, ко сь [ з ’] ба, чу вс [ с ] твовать.

Основные правила произношения  согласных звуков (материал учебника) 1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х]. Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х]. 2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка). 3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал). Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся: ко[с]мос (космос).

Основные правила произношения согласных звуков (материал учебника)

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х].

  • Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х].

2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).

3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал).

Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся: ко[с]мос (космос).

Основные правила произношения  согласных звуков 4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, ка[з'н']ь, пе[н'с']ия. При этом встречаются два варианта произношения, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е. В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных. В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм']е. Мягкий звук [к'] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск']и.  5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ]. Например: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).

Основные правила произношения согласных звуков

4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, ка[з'н']ь, пе[н'с']ия. При этом встречаются два варианта произношения, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.

В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.

  • В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм']е.
  • Мягкий звук [к'] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск']и.

5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ]. Например: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).

Основные правила произношения  согласных звуков 6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить). 7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж':]: во[ж':]и (вожжи), дро[ж':]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж':] все чаще употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж':]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж':]и и дро[ж: ]и (дрожжи). 8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш':], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш':]астье (счастье), [ш':]ет (счет). 9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш':]. Например: прика[ш':]ик (приказчик), обра[ш':]ик (образчик). 10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч':]. Например, докла[ч':]ик (докладчик), ле[ч':]ик (летчик). 11. Сочетание чт произносится как [шт]: [шт]обы (чтобы), [шт]о (что), НО есть исключение: не [чт]о (нечто).

Основные правила произношения согласных звуков

6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить).

7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж':]: во[ж':]и (вожжи), дро[ж':]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж':] все чаще употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж':]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж':]и и дро[ж: ]и (дрожжи).

8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш':], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш':]астье (счастье), [ш':]ет (счет).

9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш':]. Например: прика[ш':]ик (приказчик), обра[ш':]ик (образчик).

10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч':]. Например, докла[ч':]ик (докладчик), ле[ч':]ик (летчик).

11. Сочетание чт произносится как [шт]: [шт]обы (чтобы), [шт]о (что),

НО есть исключение: не [чт]о (нечто).

Основные правила произношения согласных звуков

11. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных: один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [ сн ] ый, сердце – се [ рц ] е.

12. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [ шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:   1) §17 (стр. 81- 84).    2) ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (стр. 361- 364).

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: 1) §17 (стр. 81- 84). 2) ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (стр. 361- 364).

  Акцентологические нормы     Акцентологические нормы связаны с правильной постановкой ударения.  Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова.  Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой, поэтому ударение в русском языке называется силовым .

Акцентологические нормы

Акцентологические нормы связаны с правильной постановкой ударения.

Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой, поэтому ударение в русском языке называется силовым .

Ударение Особенность Пояснения 1. Разноместность Примеры Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) 2. Подвижность Р е зать В ы резать Вырез а ть Вырезн о й Может перемещаться при изменении слова 3. Вариантность (вариативность) 4. Стилистическая функция Вод а – вод ы – в о ды Наличие слов с разными вариантами ударения Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и опре-деляется отношением к литературной или разговорной норме, общему или специальному употреблению 5. Семантическая, т.е. смыслоразличительная, функция. Явление омографии. Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.); прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (поэтич.) Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а , п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый

Ударение

Особенность

Пояснения

1. Разноместность

Примеры

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

2. Подвижность

Р е зать

В ы резать

Вырез а ть

Вырезн о й

Может перемещаться при изменении слова

3. Вариантность

(вариативность)

4. Стилистическая функция

Вод а – вод ы – в о ды

Наличие слов с разными вариантами ударения

Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и опре-деляется отношением к литературной или разговорной норме, общему или специальному употреблению

5. Семантическая, т.е. смыслоразличительная,

функция. Явление омографии.

Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.); прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (поэтич.)

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а , п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый

Акцентологические нормы русского языка

Акцентологические нормы русского языка

Акцентологические нормы русского языка

Акцентологические нормы русского языка

Акцентологические нормы русского языка

Акцентологические нормы русского языка

Важно!!! В программу 10-11 класса входит обязательное освоение орфоэпического минимума. Перечень этих слов можно найти в документе « Орфоэпический словник ». Источник: сайт ФИПИ  https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Важно!!!

В программу 10-11 класса входит обязательное освоение орфоэпического минимума.

Перечень этих слов можно найти в документе « Орфоэпический словник ».

Источник: сайт ФИПИ

https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Домашнее задание Опираясь на материал теории §17 и данной презентации), выполнить письменно упражнения № 79, 81. Задание в ЯКлассе по орфоэпии.

Домашнее задание

  • Опираясь на материал теории §17 и данной презентации), выполнить письменно упражнения № 79, 81.
  • Задание в ЯКлассе по орфоэпии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!