Орфоэпия
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучается нормативное произношение.
Орфоэпией называют и сами правила, устанавливающие единообразные произношения, принятые в языке и являющиеся нормативными.
Нормативное произношение
- Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
- Акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Орфоэпические нормы
Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.
Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.
Орфоэпические нормы
- В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.
- В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
1. Основные правила произношения гласных звуков
Произношение гласных звуков в слове зависит от ударения. Отчетливо произносятся только гласные, на которые падает ударение: гОрод, городА.
Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции (от лат. reducire сокращать).
в о дный [в о д н ъ j , ]
в о да [в Λ д а]
в о дяной [в ъ д , и э н о j , ]
Произношение гласных звуков и их редукция
Второй и третий
предударный слог
Первый предударный слог или начало слова
[ ъ ]
Буква
[ Λ ]
[ ’ ь ]
Ударный слог
о
[ ’ и ]
[ о ]
Все
заударные слоги
а
[ а ]
[ ъ ]
ё
[ ’ ь ]
[’ о ]
я
[ ’ и ]
[’ а ]
[ ’ ь ]
и
[ ъ ]
[’ и ]
е
[ ы ] , [ ы ]
[ ъ ]
[ ’ ь ]
[’ э ]
а*
[ ы ] , [ ы ]
ы
[ а ]
[ ъ ]
[ ы ]
[ ъ ]
э
э
э
э
Примечание: а * - после ж, ш Звук [ у ] не повергается редукции
Редукция гласных
Второй и далее предударный слог
Первый предударный слог или абсолютное начало слова
[ ъ ]
[ ]
Буква
Удар-ный слог
о
[ ’ ь ]
а
[ о ]
Все заудар-ные слоги
[ ’ и ]
[ а ]
[ ъ ]
ё
[ ’ ь ]
я
[’ о ]
[ ’ и ]
[’ а ]
и
[ ъ ]
[ ’ ь ]
[’ и ]
[ы]
[ ы ]
[ ъ ]
е
[ ы ]
[’ э ]
[ у ]
а*
[ ’ ь ]
[ а ]
ы
[ у ]
[ ы ]
[ ъ ]
у
[ у ]
[ ъ ]
[ у ]
Примеры:
водовоз
[ в ъ д Λ в о с ]
[ в ы п р ъ с ’ ь т ]
выпросит
э
пятачок
[ п ’ ь т Λ ч ’ о к ]
э
э
э
э
э
[ жы к ’ эт ]
жакет
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
э
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
[ жы к ’ эт ]
[ жык ’ эт ]
[Λ гэ ’ нт ]
агент
э
2. Основные законы произношения согласных звуков в русском языке
Основными законами произношения согласных звуков являются:
- оглушение звонких согласных в конце слова: ду б [ п ]
- ассимиляция (т.е. уподобление) соседних согласных друг другу (полное или частичное):
зу б [ п ] ки, ко сь [ з ’] ба, чу вс [ с ] твовать.
Основные правила произношения согласных звуков (материал учебника)
1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х].
- Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х].
2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).
3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал).
Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся: ко[с]мос (космос).
Основные правила произношения согласных звуков
4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, ка[з'н']ь, пе[н'с']ия. При этом встречаются два варианта произношения, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.
В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.
- В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм']е.
- Мягкий звук [к'] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск']и.
5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ]. Например: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).
Основные правила произношения согласных звуков
6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить).
7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж':]: во[ж':]и (вожжи), дро[ж':]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж':] все чаще употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж':]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж':]и и дро[ж: ]и (дрожжи).
8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш':], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш':]астье (счастье), [ш':]ет (счет).
9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш':]. Например: прика[ш':]ик (приказчик), обра[ш':]ик (образчик).
10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч':]. Например, докла[ч':]ик (докладчик), ле[ч':]ик (летчик).
11. Сочетание чт произносится как [шт]: [шт]обы (чтобы), [шт]о (что),
НО есть исключение: не [чт]о (нечто).
Основные правила произношения согласных звуков
11. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных: один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [ сн ] ый, сердце – се [ рц ] е.
12. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [ шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.
Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .
Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: 1) §17 (стр. 81- 84). 2) ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (стр. 361- 364).
Акцентологические нормы
Акцентологические нормы связаны с правильной постановкой ударения.
Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой, поэтому ударение в русском языке называется силовым .
Ударение
Особенность
Пояснения
1. Разноместность
Примеры
Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)
2. Подвижность
Р е зать
В ы резать
Вырез а ть
Вырезн о й
Может перемещаться при изменении слова
3. Вариантность
(вариативность)
4. Стилистическая функция
Вод а – вод ы – в о ды
Наличие слов с разными вариантами ударения
Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я , к а мбал а
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и опре-деляется отношением к литературной или разговорной норме, общему или специальному употреблению
5. Семантическая, т.е. смыслоразличительная,
функция. Явление омографии.
Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.); прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (поэтич.)
Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл
З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а , п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый
Акцентологические нормы русского языка
Акцентологические нормы русского языка
Акцентологические нормы русского языка
Важно!!!
В программу 10-11 класса входит обязательное освоение орфоэпического минимума.
Перечень этих слов можно найти в документе « Орфоэпический словник ».
Источник: сайт ФИПИ
https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Домашнее задание
- Опираясь на материал теории §17 и данной презентации), выполнить письменно упражнения № 79, 81.
- Задание в ЯКлассе по орфоэпии.