СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Урок по теме "Орфоэпия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о теме "Орфоэпия.". Цель урока: повоторение  термина“орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Урок по теме "Орфоэпия"»

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы

Цели урока дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли; развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи.

Цели урока

  • дать представление о предмете изучения орфоэпии;
  • познакомить с особенностями русского ударения;
  • ввести понятие орфоэпической нормы;
  • обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;
  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.
  • развивать познавательные способности;
  • развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
  • развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать внимание, память, эмоциональную сферу;
  • развивать коммуникативные качества речи.
Повторение 1. Укажите слово, в котором все согласные мягкие Осень, вечер, дождь, шелест. 2. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков Белье, пальто, ремень, пояс, шляпа 3. Укажите слово, в котором есть оглушение. Косьба, сдача, дорожка, круг. 4. Укажите слово, в котором есть озвончение . Мороз, кружка, просьба, грустный

Повторение

  • 1. Укажите слово, в котором все согласные мягкие

Осень, вечер, дождь, шелест.

2. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков

Белье, пальто, ремень, пояс, шляпа

3. Укажите слово, в котором есть оглушение.

Косьба, сдача, дорожка, круг.

4. Укажите слово, в котором есть озвончение .

Мороз, кружка, просьба, грустный

Фонетический разбор слова: грузчик Грузчик – 2 слога Г [г]- согласный, тв., парный, зв., парный Р [р]- согл, тв., парн, зв., непарн. У[у]- гласн., уд. З [щ] – cогл., мяг, н/парн., глух., н/парн. Ч И [и] – гласн., безуд. К [к] – согл, тв., парн., глух., парн ______________ 7 букв, 6 звуков

Фонетический разбор слова: грузчик

  • Грузчик – 2 слога
  • Г [г]- согласный, тв., парный, зв., парный
  • Р [р]- согл, тв., парн, зв., непарн.
  • У[у]- гласн., уд.
  • З [щ] – cогл., мяг, н/парн., глух., н/парн.
  • Ч
  • И [и] – гласн., безуд.
  • К [к] – согл, тв., парн., глух., парн
  • ______________
  • 7 букв, 6 звуков
Фонетические средства языка Звукопись, звукоподражание, интонация. Аллитерация и ассонанс

Фонетические средства языка

  • Звукопись, звукоподражание, интонация.
  • Аллитерация и ассонанс
Скороговорки Краб крабу сделал грабли. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. Осип охрип, Архип осип. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. Королева кавалеру подарила каравеллу. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку. Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.

Скороговорки

  • Краб крабу сделал грабли.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.
Новая тема: Орфоэпия Иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Насколько он начитан и образован. По произношению. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. Что такое орфоэпия? Орфоэпия – это совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке

Новая тема: Орфоэпия

Иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Насколько он начитан и образован. По произношению.

Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие.

  • Что такое орфоэпия?
  • Орфоэпия – это совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке
Прочитайте следующие слова Бармен, газопровод, клала, Кремень, свекла, оптовый Сливовый, украинский, жалюзи,  Торты, танцовщица, завидно, Позвонишь, феномен, каталог. Сколько раз вы ошиблись? Почему? Запишите верные варианты.

Прочитайте следующие слова

  • Бармен, газопровод, клала,
  • Кремень, свекла, оптовый
  • Сливовый, украинский, жалюзи,
  • Торты, танцовщица, завидно,
  • Позвонишь, феномен, каталог.
  • Сколько раз вы ошиблись?
  • Почему?
  • Запишите верные варианты.
Упражнение 1. Образуйте все возможные формы прошедшего времени от следующих глаголов. Обоснуйте место ударения в этих формах. Образец: брать – брАл, брАли, бралА, вЫбрала    1 вариант : взять, взяться, ворваться, возложить, лить. 2 вариант : гнать, зажить, заняться, звать, класть. 3 вариант : клясть, налить, начаться, отпить, понять, 4. вариант : порвать, принять, приняться, проклясть,  5 вариант : прорваться, рвать, родиться, ткать, начать.

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы прошедшего времени от следующих глаголов. Обоснуйте место ударения в этих формах. Образец: брать – брАл, брАли, бралА, вЫбрала

  • 1 вариант : взять, взяться, ворваться, возложить, лить.
  • 2 вариант : гнать, зажить, заняться, звать, класть.
  • 3 вариант : клясть, налить, начаться, отпить, понять,
  • 4. вариант : порвать, принять, приняться, проклясть,
  • 5 вариант : прорваться, рвать, родиться, ткать, начать.
 Упражнение 2 Прочитайте вслух предложения. Обратите внимание на произношение глаголов в неопределённой форме и в прошедшем времени. Ты сможешь подбодрить друга и облегчить его страдания.  2. Надо продолбить отверстие в скале и углубить проход. 3.Чтобы принять правильное решение, надо понять суть вопроса. 4. Нельзя ли занять у тебя три рубля? 5. Нельзя так баловать сына и позволять ему озорничать. 6. Необходимо срочно запломбировать этот зуб. 7.Если вы не будете принимать лекарство, ваши сосуды могут закупориться. 8. Часы уже бьют, пора откупорить бутылку шампанского. 9. Если варенье не проварить, оно может засахариться или заплесневеть

Упражнение 2 Прочитайте вслух предложения. Обратите внимание на произношение глаголов в неопределённой форме и в прошедшем времени.

  • Ты сможешь подбодрить друга и облегчить его страдания.
  • 2. Надо продолбить отверстие в скале и углубить проход.

3.Чтобы принять правильное решение, надо понять суть вопроса.

4. Нельзя ли занять у тебя три рубля?

5. Нельзя так баловать сына и позволять ему озорничать.

6. Необходимо срочно запломбировать этот зуб.

7.Если вы не будете принимать лекарство, ваши сосуды могут закупориться.

8. Часы уже бьют, пора откупорить бутылку шампанского.

9. Если варенье не проварить, оно может засахариться или заплесневеть

10.Домашние хлопоты могут усугубить болезнь..  11. Вы не могли бы поперчить суп? 12. Наши пожитки на морозе успели заиндеветь. 13. Она клеила конверты 14.Ветром рвало паруса. 15. Она рвала письма и клала обрывки в корзину. 16. Он понял, что принял неверное решение.  17. Мы начали экипировать новую экспедицию. 18. Она гнала грустные воспоминания. 19.Нас ждало новое испытание.  20. Начало светать. 21. Он принял правильное решение.  22. Она приняла правильное решение. 23. По реке плыло незнакомое судно. 24. Она кляла всё на свете.  25. Ветром лодку гнало на рифы. 26. Она лгала с самого начала

10.Домашние хлопоты могут усугубить болезнь..

11. Вы не могли бы поперчить суп?

12. Наши пожитки на морозе успели заиндеветь.

13. Она клеила конверты

14.Ветром рвало паруса.

15. Она рвала письма и клала обрывки в корзину.

16. Он понял, что принял неверное решение.

17. Мы начали экипировать новую экспедицию.

18. Она гнала грустные воспоминания.

19.Нас ждало новое испытание.

20. Начало светать.

21. Он принял правильное решение.

22. Она приняла правильное решение.

23. По реке плыло незнакомое судно.

24. Она кляла всё на свете.

25. Ветром лодку гнало на рифы.

26. Она лгала с самого начала

Упражнения 3. к домашнему заданию. Выучить произношение. БАнты, шАрфы, тОрты, пОрты, бАрмен, тОсты,крЕмы, КремЕнь, ревЕнь, щавЕль, ремЕнь ВодопровОд, нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд, но электропрОвод оптОвый, слИвовый, кУхонный, ЗвонИт, включИт, позвонИшь, включИшь КрасИвей, красИвейший, украИнский, принУдить, облегчИть малЯр, столЯр, знАхарь знАмение, завИдно, срЕдства, договОр, увЕдомить, каталОг, монолОг, диалОг, некролОГ; кинОлог, онкОлог,

Упражнения 3. к домашнему заданию. Выучить произношение.

  • БАнты, шАрфы, тОрты, пОрты, бАрмен, тОсты,крЕмы,
  • КремЕнь, ревЕнь, щавЕль, ремЕнь
  • ВодопровОд, нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд, но электропрОвод
  • оптОвый, слИвовый, кУхонный,
  • ЗвонИт, включИт, позвонИшь, включИшь
  • КрасИвей, красИвейший, украИнский, принУдить, облегчИть
  • малЯр, столЯр, знАхарь
  • знАмение, завИдно, срЕдства, договОр, увЕдомить,
  • каталОг, монолОг, диалОг, некролОГ; кинОлог, онкОлог,
Подведем итоги урока. Тест 1. В каком слове НЕВЕРНО выделен ударный гласный звук. а) звОнишь, б) клАла, в) слИвовый, г) тОрты 2. В каком слове верно выделен ударный гласный звук а)алфАвит, б) магАзин , в) слИвовый, г) свеклА 3.В каком слове неверно выделен ударный гласный звук а) жалЮзи, б) вЫбрала, в) знАмение, г) танцовщИца 4. В каком слове верно выделен ударный гласный звук А) бантЫ, б) мусоропрОвод, в) дОговор, г) включИшь 5. В каком слове вместо [ч’н], звучит [шн]? а) вечный, б) скучно, в) мрачный, г) сердечный

Подведем итоги урока. Тест

  • 1. В каком слове НЕВЕРНО выделен ударный гласный звук.
  • а) звОнишь, б) клАла, в) слИвовый, г) тОрты
  • 2. В каком слове верно выделен ударный гласный звук
  • а)алфАвит, б) магАзин , в) слИвовый, г) свеклА
  • 3.В каком слове неверно выделен ударный гласный звук
  • а) жалЮзи, б) вЫбрала, в) знАмение, г) танцовщИца
  • 4. В каком слове верно выделен ударный гласный звук
  • А) бантЫ, б) мусоропрОвод, в) дОговор, г) включИшь
  • 5. В каком слове вместо [ч’н], звучит [шн]?
  • а) вечный, б) скучно, в) мрачный, г) сердечный
Домашнее задание Подготовит сообщение на интересующую вас тему. Обращаю внимание, в тексте должны быть слова, с разными орфоэпическими проблемами. Ударение, произношение, выразительное чтение.

Домашнее задание

  • Подготовит сообщение на интересующую вас тему.
  • Обращаю внимание, в тексте должны быть слова, с разными орфоэпическими проблемами.
  • Ударение, произношение, выразительное чтение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!