СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ОРКСЭ "Таинства православной церкви"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация соответствует уроку "Таинства православной церкви" и может использоваться на уроках ОРКСЭ в 4 - 5 классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ОРКСЭ "Таинства православной церкви"»

ТЕМА: «ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Автор: Кривич Ольга Николаевна учитель начальных классов МБОУ Мало-Вяземской СОШ Одинцовского района Московской области

ТЕМА: «ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Автор: Кривич Ольга Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Мало-Вяземской СОШ

Одинцовского района

Московской области

 ПОВЕДЕНИЕ ВО ХРАМЕ Истинно православные люди обязательно должны посещать храм Божий, но не каждый знает все нюансы поведения в церкви, освященные традицией. И поэтому случается, что пришедший в храм чувствует дискомфорт, мешающий ему ощутить духовную радость и благодать Божию.

ПОВЕДЕНИЕ ВО ХРАМЕ

Истинно православные люди обязательно должны посещать храм Божий, но не каждый знает все нюансы поведения в церкви, освященные традицией. И поэтому случается, что пришедший в храм чувствует дискомфорт, мешающий ему ощутить духовную радость и благодать Божию.

ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ Православный храм считается особым, святым местом, поэтому вести себя там нужно соответственно, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. К посещению храма следует заблаговременно подготовиться, при этом важно все — от настроения до одежды. Приготовьте записки или же поминальные книжки о здравии и упокоении близких вам людей. При возможности захватите с собой продукты для пожертвования, а также деньги, чтобы купить свечи и подать милостыню.

ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

Православный храм считается особым, святым местом, поэтому вести себя там нужно соответственно, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. К посещению храма следует заблаговременно подготовиться, при этом важно все — от настроения до одежды. Приготовьте записки или же поминальные книжки о здравии и упокоении близких вам людей. При возможности захватите с собой продукты для пожертвования, а также деньги, чтобы купить свечи и подать милостыню.

ОБРАЩЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ «Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, посредством которых люди возрождаются к жизни духовной. Обычно после слова «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) — «отец настоятель». Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка». К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

ОБРАЩЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, посредством которых люди возрождаются к жизни духовной. Обычно после слова «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) — «отец настоятель».

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ Всякий верующий человек хочет при встрече с батюшкой попросить у него пастырское благословение — осенение крестным знамением. Когда священник благословляет, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс., то есть «Иисус Христос». Это значит, что через священника нас благословляет Сам Иисус Христос. Поэтому такое благословение вы должны принимать с особым благоговением. Для этого, подходя за благословением, вы должны совершить поясной поклон и сложить руки крестом— правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте благословившую вас руку.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Всякий верующий человек хочет при встрече с батюшкой попросить у него пастырское благословение — осенение крестным знамением.

Когда священник благословляет, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс., то есть «Иисус Христос». Это значит, что через священника нас благословляет Сам Иисус Христос. Поэтому такое благословение вы должны принимать с особым благоговением. Для этого, подходя за благословением, вы должны совершить поясной поклон и сложить руки крестом— правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте благословившую вас руку.

ЗАПИСКА

ЗАПИСКА

ЗАПИСКА

Если вам необходимо, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно, запомните правила:

  • Пишите четким, понятным почерком, лучше печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  • Озаглавьте ее: «О здравии» или «Об упокоении».
  • Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  • Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  • Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  • Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  • Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  • Не надо вписывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  • Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  • Наоборот, не следует писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
  • В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  • За тех, кого церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
ЗАПИСКА О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать такие записки: На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых. На обедню — так в народе называют литургию вообще и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом. На ектению — поминовение во всеуслышание, его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен или панихиду.

ЗАПИСКА

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать такие записки:

  • На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.
  • На обедню — так в народе называют литургию вообще и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом.
  • На ектению — поминовение во всеуслышание, его обычно совершает диакон.

По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен или панихиду.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ Крестное знамение нужно совершать неторопливо, благоговейно, осознавая его смысл. Церковью установлено несколько правил совершения крестного знамения. Большой, указательный и средний пальцы нужно соединить, остальные пригнуть к ладони. Это говорит о нашей вере в то, что Бог есть Троица, что это не одно лицо, а три, но в то же время это не три разных бога, а один истинный Бог. Пригнутые же пальцы символизируют две сути Христа — Божественную и человеческую. Во время крестного знамения следует произнести: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Христианство знает пять разновидностей крестного знамения: одноперстное, двуперстное, троеперстное, херословное, пятиперстное.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ

Крестное знамение нужно совершать неторопливо, благоговейно, осознавая его смысл. Церковью установлено несколько правил совершения крестного знамения. Большой, указательный и средний пальцы нужно соединить, остальные пригнуть к ладони. Это говорит о нашей вере в то, что Бог есть Троица, что это не одно лицо, а три, но в то же время это не три разных бога, а один истинный Бог. Пригнутые же пальцы символизируют две сути Христа — Божественную и человеческую. Во время крестного знамения следует произнести: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

Христианство знает пять разновидностей крестного знамения: одноперстное, двуперстное, троеперстное, херословное, пятиперстное.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ Молитва, крестное знамение всегда должны сопровождаться поклонами, — это знак нашего смирения перед Господом, осознания своей греховности, преклонения перед Его величием. Поклон следует делать только после осенения крестным знамением и опустив правую руку. Нельзя одновременно креститься и кланяться. Поклоны бывают земные (нужно встать на колени и коснуться земли головой) и поясные (нужно наклониться так, чтобы рукой достать до земли).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ

Молитва, крестное знамение всегда должны сопровождаться поклонами, — это знак нашего смирения перед Господом, осознания своей греховности, преклонения перед Его величием.

Поклон следует делать только после осенения крестным знамением и опустив правую руку. Нельзя одновременно креститься и кланяться.

Поклоны бывают земные (нужно встать на колени и коснуться земли головой) и поясные (нужно наклониться так, чтобы рукой достать до земли).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ Свеча — это наша добровольная малая жертва Богу, ее можно назвать и проводником нашей молитвы к Богу, Богородице или к кому-либо из святых. Но для того чтобы молитва была услышана, необходимы любовь и почитание к Господу, любовь к ближним и смирение, без этого наша жертва напрасна. И не имеет значения цена свечи: дешевая свеча, поставленная со смирением и благоговением, имеет большее значение, чем дорогая, поставленная без веры. Нет четких правил, к какой иконе нужно ставить свечи и в каком количестве, но существуют некоторые традиции. Сначала ставят свечу у наиболее чтимой храмовой иконы, затем к святым мощам (если они есть в храме), после этого свечу ставят к иконе святого, имя которого вы носите, или к иконе Всех святых, в последнюю очередь ставят свечи о здравии или упокоении.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ

Свеча — это наша добровольная малая жертва Богу, ее можно назвать и проводником нашей молитвы к Богу, Богородице или к кому-либо из святых. Но для того чтобы молитва была услышана, необходимы любовь и почитание к Господу, любовь к ближним и смирение, без этого наша жертва напрасна. И не имеет значения цена свечи: дешевая свеча, поставленная со смирением и благоговением, имеет большее значение, чем дорогая, поставленная без веры.

Нет четких правил, к какой иконе нужно ставить свечи и в каком количестве, но существуют некоторые традиции. Сначала ставят свечу у наиболее чтимой храмовой иконы, затем к святым мощам (если они есть в храме), после этого свечу ставят к иконе святого, имя которого вы носите, или к иконе Всех святых, в последнюю очередь ставят свечи о здравии или упокоении.

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ  КРЕЩЕНИЕ

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КРЕЩЕНИЕ

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ  КРЕЩЕНИЕ Таинство крещения в христианской Церкви означает не только духовное перерождение, оно символизирует телесную смерть человека и его духовное перерождение в вере Христовой. Крещение — новое рождение через воду и Святой Дух. Таинство крещения установлено Самим Иисусом Христом, Он освятил крещение Своим примером, когда крестился у Иоанна Крестителя.

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КРЕЩЕНИЕ

Таинство крещения в христианской Церкви означает не только духовное перерождение, оно символизирует телесную смерть человека и его духовное перерождение в вере Христовой. Крещение — новое рождение через воду и Святой Дух.

Таинство крещения установлено Самим Иисусом Христом, Он освятил крещение Своим примером, когда крестился у Иоанна Крестителя.

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ Через миропомазание мы получаем дары Святого Духа, которые помогают нам в физической и духовной жизни. О дарах Святого Духа так сказал Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Первоначально таинство миропомазания совершалось апостолами через положение рук. В конце I в. таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро — особо приготовленный и освященный состав из благовоний и елея. Миро освящали апостолы, затем их преемники — епископы, и теперь освящать миро имеют право только епископы.

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Через миропомазание мы получаем дары Святого Духа, которые помогают нам в физической и духовной жизни. О дарах Святого Духа так сказал Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Первоначально таинство миропомазания совершалось апостолами через положение рук. В конце I в. таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро — особо приготовленный и освященный состав из благовоний и елея. Миро освящали апостолы, затем их преемники — епископы, и теперь освящать миро имеют право только епископы.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ Это таинство, в котором верующий признается в своих грехах Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Иисуса Христа. Сам Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них и священникам власть отпускать (прощать) грехи: «Примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся». Таинство покаяния иногда называют вторым крещением, теперь оно предшествует таинству причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Это таинство, в котором верующий признается в своих грехах Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Иисуса Христа.

Сам Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них и священникам власть отпускать (прощать) грехи: «Примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся».

Таинство покаяния иногда называют вторым крещением, теперь оно предшествует таинству причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ Таинство причастия в православном предании названо «таинством таинств». Это — сердце церковной жизни, источник всех церковных учений. Еще это таинство называется евхаристией, что в переводе с греческого значит «благодарение». Во время таинства причастия православный христианин принимает Тело и Кровь Христовы — хлеб и вино, в которые под действием Духа Святого превращаются (прелагаются). Через Святые Дары он соединяется с Христом и становится причастным к вечной жизни. Таинство причащения установил сам Иисус Христос во время Тайной вечери, накануне страданий и крестной смерти. Он Сам совершил это таинство, сказав при этом: «...приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новато Завета».

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Таинство причастия в православном предании названо «таинством таинств». Это — сердце церковной жизни, источник всех церковных учений. Еще это таинство называется евхаристией, что в переводе с греческого значит «благодарение».

Во время таинства причастия православный христианин принимает Тело и Кровь Христовы — хлеб и вино, в которые под действием Духа Святого превращаются (прелагаются). Через Святые Дары он соединяется с Христом и становится причастным к вечной жизни.

Таинство причащения установил сам Иисус Христос во время Тайной вечери, накануне страданий и крестной смерти. Он Сам совершил это таинство, сказав при этом: «...приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новато Завета».

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ Это таинство, в котором при помазании больного освященным елеем призывается Божья благодать для исцеления его болезней — как душевных, так и телесных. Цель таинства — исцеление и прощение грехов, оно основывается на Христовой молитве об исполнении Божией воли; через это таинство страдания больного освящаются и соединяются с крестными страданиями Христа. Освящение придает больному духовную силу, чтобы его болезнь привела не к смерти, а к вечному спасению и воскресению, жизни в Царстве Божием. В тех же случаях, когда понятно, что больной не выживет, читают особые молитвы на исход души.

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Это таинство, в котором при помазании больного освященным елеем призывается Божья благодать для исцеления его болезней — как душевных, так и телесных.

Цель таинства — исцеление и прощение грехов, оно основывается на Христовой молитве об исполнении Божией воли; через это таинство страдания больного освящаются и соединяются с крестными страданиями Христа. Освящение придает больному духовную силу, чтобы его болезнь привела не к смерти, а к вечному спасению и воскресению, жизни в Царстве Божием.

В тех же случаях, когда понятно, что больной не выживет, читают особые молитвы на исход души.

ТАИНСТВО БРАКА

ТАИНСТВО БРАКА

ТАИНСТВО БРАКА Это таинство, в котором при священнике и Церкви жених и невеста обещают быть верными друг другу, благословляется их супружеский союз. Брак установил Сам Бог в раю, после того как Он сотворил Адама и Еву. Христос освятил брак Своим присутствием в Кане Галлилейской. Апостол Павел сказал так: «...оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь». Союз Христа и Церкви основан на любви Христа к Церкви, на полной преданности Церкви Христовой воле. Поэтому муж должен любить жену, а жена обязана с любовью повиноваться мужу. Обряд бракосочетания совершался в древности через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время литургии.

ТАИНСТВО БРАКА

Это таинство, в котором при священнике и Церкви жених и невеста обещают быть верными друг другу, благословляется их супружеский союз.

Брак установил Сам Бог в раю, после того как Он сотворил Адама и Еву. Христос освятил брак Своим присутствием в Кане Галлилейской. Апостол Павел сказал так: «...оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь». Союз Христа и Церкви основан на любви Христа к Церкви, на полной преданности Церкви Христовой воле. Поэтому муж должен любить жену, а жена обязана с любовью повиноваться мужу.

Обряд бракосочетания совершался в древности через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время литургии.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА Это таинство, в котором избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею». Таинство священства — это Божий завет, Сам Господь поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

Это таинство, в котором избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею».

Таинство священства — это Божий завет, Сам Господь поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями.

ПОГРЕБЕНИЕ

Когда человек умирает, Церковь совершает над телом службу, которая называется паратаис или панихида. Оба эти слова означают «всенощное бдение», а сама панихида представляет собой несколько измененную форму утрени.

Начинается панихида с 90-го псалма и молитвы «Трисвятое», затем следует великая ектения (прошение) об умершем. После поется похоронный тропарь и кондак.

Затем над умершим поется 118-й псалом, в котором дается образ праведника, полагающегося на Божию любовь и милосердие. Этот псалом поется над Гробом Христовым в Страстную пятницу. В погребальной службе вспоминаются и заповеди блаженства, которые поются после канона и песнопений св. Иоанна.

После каждой заповеди читаются особые молитвенные стихиры, как бы от лица умершего, — читается апостольское чтение из 1-го Послания святого апостола Павла к солунянам и евангельское — из Евангелия святого апостола Иоанна.

После этого произносится надгробное слово, все присутствующие в последний раз целуют умершего под пение «Вечной памяти». «Вечная память» — самое последнее и самое известное из православных песнопений. Это песнопение молит Бога о том, чтобы умерший был вечно жив в «вечном покое» и «вечной памяти», потому что только это дает жизнь людям. Ад же является местом, где находятся те, кто выпал из Божией памяти.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!