СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таинства православной церкви

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию по теме "Таинства православной церкви", который можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 - 5 классах. К данному материалу создана презентация с таким же названием.

Просмотр содержимого документа
«Таинства православной церкви»



Тема: «Таинства православной церкви».

КРЕЩЕНИЕ

Таинство крещения в христианской Церкви означает не только духовное перерождение, оно символизирует телесную смерть человека и его духовное перерождение в вере Христовой. Крещение — новое рождение через воду и Святой Дух.

Таинство крещения установлено Самим Иисусом Христом, Он освятил крещение Своим примером, когда крестился у Иоанна Крестителя.

Крещение водой было распространено еще в ветхозаветные времена, оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение. Спаситель освятил это крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах реки Иордан.

Сегодня право совершать таинство крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.

Служба начинается с того, что крещаемый (взрослый, оглашенный) отрекается от сатаны и принимает Иисуса Христа. Младенцев же крестят по вере их родителей и восприемников (крестных отцов и матерей), они обязательно должны быть православными. После того как ребенок подрастет, крестные обязаны учить его вере, заботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином. Вообще же обычай иметь восприемников (крестных) при крещении восходит к древнейшему апостольскому преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника».

По требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся традиции, обычно бывают два восприемника: мужчина и женщина.

Перед погружением в воду крестные читают Символ веры, затем над водой читаются молитвы, она освящается. Священник молится над крещаемым, помазует его священным елеем. Затем торжественно поется «Аллилуйя», что значит «Хвалите Бога», после чего младенца трижды погружают в купель во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Это погружение символизирует смерть крещаемого для мира и его рождение для вечной жизни. Затем его одевают в белую крещальную одежду, которая является символом Христа. Именно поэтому, когда крещенного трижды обводят или обносят вокруг купели, символизируя вхождение в Царство Божие, поются слова апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Вместе с белой одеждой на новокрещенного возлагается нательный крест во исполнение слов Христа: «Аще кто хощеть по Мни ити, да отвержется себе и возмет Крест свой и по Мне грядет».

Немаловажным также является момент выбора имени. В Церкви родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его небесным покровителем и заступником.

Крещение — это духовное рождение, а человек рождается один раз, поэтому таинство крещения совершается над человеком один раз: «Един Господь, едина вера, едино Крещение, Един Бог и Отец...».

В Православной Церкви принято давать крещаемым имена святых, прославляемых в ней, внесенные в православный месяцеслов. Поскольку по действующему законодательству крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, то родители сами выбирают имя ребенку, которое и вписывается в свидетельство о рождении. Иногда случается, что имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове. В таком случае священнику приходится переводить его в церковнославянскую форму и крестить под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому (например, Юлия — Иулия, Оксана — Ксения и т. д.).



Крещение, Богоявление. Невьянская школа. Икона.

Праздничный чин. Фрагмент. XIX в. Екатеринбург



В том случае, когда не удается установить такого соответствия (например, Эдуард, Эльвира, Карл, Октябрина), то священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Особо следует сказать о тех людях, которые еще не крещены, но хотят это сделать. Таких людей Церковь называет оглашенными. Раньше их постепенно знакомили с церковной жизнью, они принимали участие в общих молитвах и в специальных обрядах, таких как экзорцизм (изгнание нечистых духов), обучались Священному Писанию. В это приготовление вовлекалась вся община, которая сама таким образом готовилась к принятию новых членов. При крещении же оглашенного предварительно испытывается его вера и серьезность принятого им решения. Если выясняется, что человек несерьезно относится к вере или имеет ложные, еретические представления о христианстве, Церкви и ее таинствах, то священник должен провести с ним огласительную беседу, в которой кратко излагаются основные истины православия: о Святой Троице и воплощении Сына Божия, о назначении человека, о грехе и искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа, о Церкви Христовой и таинствах крещения, миропомазания и причащения, о жизни вечной. В таких случаях очень часто откладывают совершение крещения на некоторый срок, чтобы оглашаемый изучил и сознательно произносил (лучше наизусть) Символ веры, молитву Господню и «Богородице Дево, радуйся...». Он должен уметь правильно слагать персты и осенять себя крестным знамением.



ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Через миропомазание мы получаем дары Святого Духа, которые помогают нам в физической и духовной жизни. О дарах Святого Духа так сказал Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Первоначально таинство миропомазания совершалось апостолами через положение рук. В конце I в. таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро — особо приготовленный и освященный состав из благовоний и елея. Миро освящали апостолы, затем их преемники — епископы, и теперь освящать миро имеют право только епископы.

Миропомазание следует сразу же за таинством крещения. При этом крестообразно помазуются лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги, с произношением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Затем священник крестообразно постригает волосы новокрещенного. Это означает, что человек целиком и полностью отдает себя Богу. Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая и, наконец, левая. Состриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель. Священник вместе с новокрещенным и его восприемниками трижды обходит вокруг крещальной купели, идя против движения солнца, навстречу ему, а в это время все присутствующие молятся.

Вместе с крещением и миропомазанием новокрещенный воцерковляется. Воцерковление — вход в Церковь для принятия новокрещенным Тела и Крови Христовых. После особой молитвы священник берет ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знамение пред входом в храм и возглашает: «Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Так новокрещенный вступает в Церковь, а через нее — в новую жизнь, в Царствие Божие. Приблизившись к алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит: «Воцерковляется раб Божий (имярек)».

В это же время воцерковляется и его мать, что соответствует обряду очищения Богородицы, описанному в Ветхом Завете.



ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Это таинство, в котором верующий признается в своих грехах Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Иисуса Христа.

Сам Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них и священникам власть отпускать (прощать) грехи: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся».

Ни один человек не может быть абсолютно безгрешен, но не за каждый проступок необходимо прощение через таинство покаяния. Если же совершен особо тяжкий грех или мы долгое время не причащались, то исповедь необходима.

Таинство покаяния иногда называют вторым крещением, теперь оно предшествует таинству причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.

Главнейшая часть таинства покаяния — исповедь — была известна христианам уже во времена апостолов. В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное.

Публичное покаяние практиковалось в Церкви до конца IV в., когда была отменена должность пресвитера-духовника. Вслед за этим были упразднены степени покаяния и обряды, которыми сопровождалось принятие в число публично кающихся. К концу IX в. публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общественной исповеди многие стали избегать из-за стыда или стремления скрыть свои грехи. Кроме того, грехи, в которых признавались прилюдно, могли послужить соблазном для слабых духом. Чтобы этого избежать, была введена тайная исповедь, которая в основных своих формах существует и по сей день.

Сегодня таинство покаяния состоит из трех элементов. Первый — искренняя печаль, раскаяние из-за совершенных грехов. Второй — искренняя, идущая из глубины сердца исповедь. Третий элемент — разрешительная молитва, через которую кающемуся грешнику дается Божие прощение.

Покаяние заканчивается примирением с Богом и со всеми людьми. После него надо стараться всеми силами воздерживаться от совершения грехов и жить в послушании Богу.

Иногда, в особых случаях, на верующего накладывается епитимия (запрещение). Возможные виды епитимии: поклоны во время богослужения или домашней молитвы, молитва Иисусова, вставание на полунощницу, духовное чтение (акафисты, жития святых), пост, милостыня. Епитимия всегда ограничивается точным сроком и исполняется в строгом порядке — например чтение акафиста вместе с вечерним правилом в течение 40 дней.



ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Таинство причастия в православном предании названо «таинством таинств». Это — сердце церковной жизни, источник всех церковных учений. Еще это таинство называется евхаристией, что в переводе с греческого значит «благодарение».

Во время таинства причастия православный христианин принимает Тело и Кровь Христовы — хлеб и вино, в которые под действием Духа Святого превращаются (прелагаются). Через Святые Дары он соединяется с Христом и становится причастным к вечной жизни.

Таинство причащения установил сам Иисус Христос во время Тайной вечери, накануне страданий и крестной смерти. Он Сам совершил это таинство, сказав при этом: «...приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новато Завета».

Народу Христос сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем», «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный».

Согласно заповеди, таинство причастия совершается и будет совершаться до скончания века на богослужении, во время него хлеб и вино под действием Святого Духа прелагаются в истинные Кровь и Тело.

Хлеб для причащения употребляется только один, потому что все верующие в Христа являются одним телом, глава которого — Иисус Христос.

Церковь говорит, что причащаться необходимо в каждый пост и не реже одного раза в год.

К этому таинству христиане должны готовиться через говение, которое состоит из поста, молитвы, примирения со всеми, а также через исповедь, покаяние.

Богослужение, на котором совершается евхаристия, называется литургией (греч. «литое» — «общественный, общий», и «эргон» — «служба, дело»). В отличие от других общественных богослужений (утрени, вечерни, часов), где Господь наш Иисус Христос присутствует одной Своей благодатию, здесь Он присутствует непосредственно, Пречистым Телом Своим и Святой Своей Кровию, и не только присутствует, но и питает Ими верующих.

Вот как проходит евхаристия. Причастники должны подходить к Святой Чаше чинно, в глубоком смирении, после прочтения священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея Тайныя» и «Да не в суд». Затем делают один земной поклон Господу Иисусу Христу, после этого, сложив крестообразно руки на груди, так чтобы правая рука была поверх левой, подходят к Святой Чаше. Священник, причащая, произносит: «Причащается раб Божий (раба Божия, имярек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

Принимать Святые Тайны нужно сразу в рот и тут же проглотить их. После причащения священник или диакон вытирают губы причастника платом, после чего он целует край Святой Чаши, символ ребра Христова, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли, ради принятых Святых Таин.

Иногда получается так, что Святых Даров не хватает для всех причастников. В этом случае священнику, под страхом смертного греха, ни в коем случае нельзя прибавлять в Чашу неосвященное вино или воду. Запрещается также причащать частицами просфор в память святых или о здравии живых и об упокоении умерших, а также пасхальным артосом. В случае, если не будет хватать для причащения частиц Тела Христова, можно использовать запасные Святые Дары. Если же недостаточно Крови Христовой, причащение говеющих откладывается до следующей Божественной литургии.

Никто — ни священнослужитель, ни мирянин — не может в один день причаститься дважды.

Диаконы не могут причащать верующих, даже если священник болен или чувствует усталость.

К причастию не допускаются супруги, имевшие во время говения супружеское общение, женщины в период очищения (месячных).



ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Это таинство, в котором при помазании больного освященным елеем призывается Божья благодать для исцеления его болезней — как душевных, так и телесных.

Цель таинства — исцеление и прощение грехов, оно основывается на Христовой молитве об исполнении Божией воли; через это таинство страдания больного освящаются и соединяются с крестными страданиями Христа. Освящение придает больному духовную силу, чтобы его болезнь привела не к смерти, а к вечному спасению и воскресе-нию, жизни в Царстве Божием.

В тех же случаях, когда понятно, что больной не выживет, читают особые молитвы на исход души.

Таинство елеосвящения берет свое начало от апостолов, они получили от Иисуса Христа власть исцелять любую болезнь — они «мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху».

Таинство елеосвящения называют еще соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников (как правило, семь), хотя при необходимости его может совершить и один священник. В этой службе есть семь апостольских и евангельских чтений, семь молитв и семь помазаний елеем.

Таинство елеосвящения появилось на Руси не ранее XIV в.

Сегодня это таинство проходит следующим образом.

Желательно присутствие 7 священников, что символизирует семь даров Духа Святого, напоминает о семи молитвах и поклонениях пророка Елисея. Но Церковь допускает совершение таинства трем, двум и даже одному священнику, он тогда совершает его от лица собора иереев, произносит все положенные молитвы, чтения и семикратно помазывает больного.

Совершающие таинство священники (или священник) становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках, как и все присутствующие, незажженные свечи. Происходит каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и все принадлежности, а также больного. Начинается служба и готовится елей: священник выливает в пустой сосуд (кандило), стоящий на пшенице, елей и вино и смешивает их лжицей. Вино символизирует Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей; елей — символ кротости, умиротворения, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает духовный свет.

Зажигают семь свечей, водруженных над елеем, а также те, которые держат все присутствующие и больной. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», в которой просит Господа освятить елей. При этом поются тропари — Христу и Его святому брату по плоти апостолу Иакову, святителю Мир Аикийских Николаю Чудотворцу, точителю мира великомученику Димитрию, святым бессребреникам, мученикам и целителям, святому Иоанну Богослову и тропарь Самой Пречистой Деве Марии.

Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручец, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. При этом читается тайносовершительная молитва.

Каждый из семи священников после чтения Апостола и Евангелия при помазании болящего произносит эту тайносовершительную молитву. Если таинство совершает один пресвитер, то он читает ее семь раз, при каждом помазании.

По окончании каждого из помазаний гасится одна из свечей, стоящих в пшенице.

После семи апостольских чтений, после последнего помазания священники окружают постель больного или он сам становится посреди них, и первенствующий, открыв Святое Евангелие, возлагает его на голову принявшего таинство и произносит молитву к Господу Иисусу Христу. Затем священник снимает Евангелие с головы больного, дает его поцеловать.

Затем следует краткая молитва (ектения) о милости, жизни, здравии и спасении больного, оставлении грехов. Принявший таинство должен трижды поклониться священникам, говоря: «Благословите, отцы святии (или отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды).

Оставшиеся после совершения таинства стручцы, пшеницу и елей сжигают в церкви в жаровне, где приготовляется фимиам к каждению.

Что требуется для проведения таинства елеосвящения? Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующее: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (ее можно заменить рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу помещают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и прочие масла) и немного красного вина. На тот же стол кладут Евангелие и распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета, он должен иметь с собой кадильницу, ладан, угли и требник.

Елеосвящение совершается только над православными старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями: унынием, скорбью, отчаянием. Причиной их могут быть нераскаянные грехи, то есть таинство может совершаться и над физически здоровыми людьми.

Таинство елеосвящения не совершают над младенцами, у младенца нет сознательно совершенных грехов.



ТАИНСТВО БРАКА

Это таинство, в котором при священнике и Церкви жених и невеста обещают быть верными друг другу, благословляется их супружеский союз.

Брак установил Сам Бог в раю, после того как Он сотворил Адама и Еву. Христос освятил брак Своим присутствием в Кане Галлилейской. Апостол Павел сказал так: «...оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь». Союз Христа и Церкви основан на любви Христа к Церкви, на полной преданности Церкви Христовой воле. Поэтому муж должен любить жену, а жена обязана с любовью повиноваться мужу.

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчание совершается над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак.

Обряд бракосочетания совершался в древности через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время литургии.

Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей брачующихся. Отсутствие родительского благословения на венчание принимается только при условии, что брачующиеся достигли брачного возраста (установленного законодательством) и уже состоят в гражданском браке.

Таинство может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением.

Не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов, в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки), не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников.

В Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны при необходимости только правящим архиереем. Венчание совершается после литургии, дабы жених и невеста причастились Святых Таин.

Следует помнить, что не каждый зарегистрированный гражданский брак может быть освящен в таинстве брака. Допускаемые гражданским законодательством четвертый и пятый браки Церковью не благословляются. Церковью не допускается вступление в брак более трех раз, запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) считают себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь только из-за того, что кто-то из супругов или родителей на этом настаивает; если хотя бы один из супругов некрещеный и не готов принять крещение перед венчанием. Брак не венчается, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению таинства брака является кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Церковь различает два вида родства: кровное родство и «свойство», то есть родство между родственниками двух супругов. При кровном родстве церковный брак запрещается до четвертой степени родства включительно (двоюродные братья и сестры).

Для венчания православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, протестантом) требуется разрешение архиерея. Брак не венчается, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Однако брак, заключенный по инославному обряду и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к Православной Церкви, может считаться по желанию супругов в силе, даже если только один из супругов принял крещение. Не венчают того, кто связал себя монашеским обетом девства, а также священников и диаконов после их рукоположения.

Право признавать церковный брак несуществующим и давать разрешение вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит дознания о мотивах развода.

Как происходит таинство брака?

Жених и невеста по окончании литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю — жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через царские врата, держа в руках крест и Евангелие. Перед священником выносится свеча. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий среди храма.

Кольца, которыми будут обручаться брачующиеся, находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева — золотое, справа — серебряное. Диакон выносит их на особом блюде. Священник, приблизившись к вступающим в брак с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их и вручает им свечи. Свечи — символ добра и света. Свечи не даются, если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма. Таинство начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвой, после чего следуют молитвословия Церкви о брачующихся. Священник берет сначала золотое кольцо и трижды произносит: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, творя крестное знамение над головой невесты: «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)», и надевает ей кольцо на четвертый палец правой руки.

Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила. Кольцо — символ вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа. Кольца могут быть изготовлены и из одного металла (золота, серебра), могут быть украшены драгоценными камнями.

Затем жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое — у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.

Затем жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, выходят на середину храма под пение молитв. Они становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви должны подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Затем начинается освящение супружества Божественною благодатью — венчание.

Главный момент этого таинства: священник берет венец, осеняет им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Так же благословляется и невеста, священник произносит: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай (их)!»

После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение священника и молитва о новобрачных, в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения старости.

Затем приносят чашу с вином, над которой священник читает молитву, осеняет ее крестным знамением и подает жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема выпивают. Общая чаша — это общая судьба с общими радостями, скорбями и утешениями и единая радость о Господе.

Священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв их соединенные руки епитрахилью, а поверх нее своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое обхождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их молитвами.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются — соответственно — жених к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых обычно приносят из дома как родительское благословение или приобретают в храме. Затем провозглашается многолетие новобрачным, они сходят с солеи, и все присутствующие поздравляют их.



ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

Это таинство, в котором избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею».

Православие не признает догмат о непогрешимости священников. Но, какие бы грехи ни были у священника, их тень никогда не падает на саму Православную Церковь и веру. За грехи, совершаемые в духовном сане, спросится вдвойне.

Таинство священства — это Божий завет, Сам Господь поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями.

Священники Православной Церкви не действуют за или вместо Христа, их задача — свидетельствовать о присутствии Господа в этом мире.



ПОГРЕБЕНИЕ

Погребальная служба не является таинством, но занимает особое место среди литургических обрядов Православной Церкви.

Когда человек умирает, Церковь совершает над телом службу, которая называется паратаис или панихида. Оба эти слова означают «всенощное бдение», а сама панихида представляет собой несколько измененную форму утрени.

Начинается панихида с 90-го псалма и молитвы «Трисвятое», затем следует великая ектения (прошение) об умершем. После поется похоронный тропарь и кондак.

Затем над умершим поется 118-й псалом, в котором дается образ праведника, полагающегося на Божию любовь и милосердие. Этот псалом поется над Гробом Христовым в Страстную пятницу. В погребальной службе вспоминаются и заповеди блаженства, которые поются после канона и песнопений св. Иоанна.

После каждой заповеди читаются особые молитвенные стихиры, как бы от лица умершего, — читается апостольское чтение из 1-го Послания святого апостола Павла к солунянам и евангельское — из Евангелия святого апостола Иоанна..

После этого произносится надгробное слово, все присутствующие в последний раз целуют умершего под пение «Вечной памяти». «Вечная память» — самое последнее и самое известное из православных песнопений. Это песнопение молит Бога о том, чтобы умерший был вечно жив в «вечном покое» и «вечной памяти», потому что только это дает жизнь людям. Ад же является местом, где находятся те, кто выпал из Божией памяти.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!