СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по культуре русской речи в старших классах "Жаргонная лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по культуре русской речи в старших классах "Жаргонная лексика"»

Жаргонная лексика   Урок по культуре русской речи в старших классах Подготовила: Колесникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Чертковская СОШ №2

Жаргонная лексика

Урок по культуре русской речи в старших классах

Подготовила: Колесникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Чертковская СОШ №2

Цели урока: 1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы,  профессионализмы, жаргонизмы) 2) развить умение давать лексическое толкование слову 3) обучение работе корректора 4) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.

Цели урока:

  • 1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы,  профессионализмы, жаргонизмы)
  • 2) развить умение давать лексическое толкование слову
  • 3) обучение работе корректора
  • 4) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.
Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов.  Все слова находятся в лексиконе; но  книги, поминутно появляющиеся, не  суть повторения лексикона».   А. С. Пушкин

Эпиграф к уроку:

«Язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторения лексикона». А. С. Пушкин

Пример жаргонной речи приводит русский писатель  П.И. Мельников-Печерский: « Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклонясь, крикнет хозяину: Хлябишь в дудоргу хандырить, пельмеш шальнять…!  И хозяин вдруг встревожится, бросится в лавку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показывать. Кто понял речь прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон. Сколько бы кто ни учился, сколько бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймёт, чем паренёк так напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскричал: «Начальство в лавку идёт бумагу читать».

Пример жаргонной речи приводит русский писатель П.И. Мельников-Печерский:

« Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклонясь, крикнет хозяину:

  • Хлябишь в дудоргу хандырить, пельмеш шальнять…!

И хозяин вдруг встревожится, бросится в лавку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показывать. Кто понял речь прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон. Сколько бы кто ни учился, сколько бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймёт, чем паренёк так напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскричал: «Начальство в лавку идёт бумагу читать».

Примеры в речи журналистов, работников печати прокол - грубая  ошибка Ляп - досадная  ошибка Дыра - нехватка  материала Колбаса - неудачно  свёрстанный материал Гонор - гонорар

Примеры в речи журналистов, работников печати

прокол - грубая ошибка

Ляп - досадная ошибка

Дыра - нехватка материала

Колбаса - неудачно свёрстанный материал

Гонор - гонорар

Классификация социальных диалектов по В.Д. Бондалетову 1.Собственно-профессиональные «языки», например: охотников, рыболовов, гончаров и людей других промыслов и занятий; 2.Групповые жаргоны, например: студентов, учащихся, спортсменов, солдат; 3.Условные языки (арго)ремесленников, торговцев и близких к ним социальных групп; 4.Жаргоны деклассированных элементов.

Классификация социальных диалектов по В.Д. Бондалетову

  • 1.Собственно-профессиональные «языки», например: охотников, рыболовов, гончаров и людей других промыслов и занятий;
  • 2.Групповые жаргоны, например: студентов, учащихся, спортсменов, солдат;
  • 3.Условные языки (арго)ремесленников, торговцев и близких к ним социальных групп;
  • 4.Жаргоны деклассированных элементов.
Классификация социальных диалектов по М.А. Грачёву 1.Арго; 2.Жаргоны; 3.Условно-профессиональные языки.

Классификация социальных диалектов по М.А. Грачёву

  • 1.Арго;
  • 2.Жаргоны;
  • 3.Условно-профессиональные языки.
Классово-прослоечные жаргоны:            Помещики: Лакуда- лакей Мотыга- мот Купцов: Молодей- приказчик Чиновников: Зашибать- получить повышение в чине Крестьян: Ловкач- адвокат Волк- проворовавшийся  мужик

Классово-прослоечные жаргоны:

Помещики:

Лакуда- лакей

Мотыга- мот

Купцов:

Молодей- приказчик

Чиновников:

Зашибать- получить повышение в чине

Крестьян:

Ловкач- адвокат

Волк- проворовавшийся мужик

Производственные жаргоны: Коза-  короткое замыкание (электрик) Божья коровка - лётчик пассажирской авиации ( лётчик) Шурик - микрофон Ящик- рояль ( музыкант )

Производственные жаргоны:

Коза- короткое замыкание

(электрик)

Божья коровка - лётчик пассажирской авиации

( лётчик)

Шурик - микрофон

Ящик- рояль

( музыкант )

Молодёжные жаргоны: Училка- учительница Пеша- урок пения (школьники) Гроб - гражданская оборона Абитура -абитуриент (студенты) Черпак- солдат Кресты- войска ПВО ( солдаты)

Молодёжные жаргоны:

Училка- учительница

Пеша- урок пения

(школьники)

Гроб - гражданская оборона

Абитура -абитуриент

(студенты)

Черпак- солдат

Кресты- войска ПВО

( солдаты)

1) Сделайте стилистическую правку, заменив жаргонное слово на его литературный синоним.   Вся новая одежда требует суперпродвинутых мозгов производителей. Мощный адреналин стекал со сцены и качал загипнотизированный зал. Недоумение нарисовалось на лицах некоторых членов российской делегации. Мальчики-менты с большим трудом сдерживали толпу. Несмотря на то что это хорошо раскрученное издание, о чём красноречиво говорит тираж, в наш город

1) Сделайте стилистическую правку, заменив жаргонное слово на его литературный синоним.

Вся новая одежда требует суперпродвинутых мозгов производителей. Мощный адреналин стекал со сцены и качал загипнотизированный зал. Недоумение нарисовалось на лицах некоторых членов российской делегации. Мальчики-менты с большим трудом сдерживали толпу. Несмотря на то что это хорошо раскрученное издание, о чём красноречиво говорит тираж, в наш город "МН" пришёл не сразу. В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии.

2) Оцените жаргонные слова со стилистической точки зрения.   Ты знаешь, у меня был один сон: я разговаривал с Богом. А он странный такой чувак. Похож на металлиста, с сальными волосами, в потертом на локтях свитере, очень уставший. Я проснулась совершенно офигевшая.  Я в какой-то момент поняла, что все, пора тормозить: не бегать, ходить плавно, пытаться не пахать по десять часов подряд. Мне не приходится бороться с собой, поскольку тот, кто внутри, четко контролирует ситуацию. Если он устал и я где-то переборщила - перезанималась спортом, переплавала - всё, начинается реальный колбас. Мне кажется, что я ощущаю, когда он радостно двигается и когда наоборот.

2) Оцените жаргонные слова со стилистической точки зрения.

Ты знаешь, у меня был один сон: я разговаривал с Богом. А он странный такой чувак. Похож на металлиста, с сальными волосами, в потертом на локтях свитере, очень уставший. Я проснулась совершенно офигевшая. Я в какой-то момент поняла, что все, пора тормозить: не бегать, ходить плавно, пытаться не пахать по десять часов подряд. Мне не приходится бороться с собой, поскольку тот, кто внутри, четко контролирует ситуацию. Если он устал и я где-то переборщила - перезанималась спортом, переплавала - всё, начинается реальный колбас. Мне кажется, что я ощущаю, когда он радостно двигается и когда наоборот.

3). Приведите примеры из лексики современного русского языка, подтверждающее высказывание академика В.В. Виноградова: 

3). Приведите примеры из лексики современного русского языка, подтверждающее высказывание академика В.В. Виноградова:  "Изменение словарного состава языка главным образом сводится к 3 процессам: 1-к пополнению существующего словаря новыми словами; 2-выпадению из словарного состава устаревших слов и 3 - изменению значений у ряда слов и выражений."


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!