Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе в 8 классе по теме " Творчество Д.И. Фонвизина"»
«Сатиры смелый властелин…» (А.С.Пушкин) Денис Иванович Фонвизин как ярчайший представитель русской литературы 18 века
1745-1792
История создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» «Умри, Денис, лучше не напишешь!» (Князь Потёмкин)
- Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис.
Самостоятельная работа со статьей учебника
- Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?
- Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?
- Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.
- Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?
- Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Жан-Батист Мольер (1622-1673г.г.) – знаменитый комедиограф Франции
“ Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Ж.-Б. Мольер
- “ Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…” (Н.В. Гоголь)
- “ Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В.Г. Белинский)
Тришкин кафтан
- Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
- Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Домашнее задание
Образ Простаковой
Адресат речи Простаковой
1. С крепостными и учителями
Примеры речи, слова и обращения
2. С Софьей
3. С Митрофаном
4. Со Стародумом
Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация?
Отношение к крепостным
- Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил…
- А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.
Отношение к крепостным
- Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши... Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.
Отношение к Софье
- Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
- О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.
- Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!
Отношение к Митрофону
- Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?
- Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
- Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.
Отношение к Стародуму
- Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
- То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.
Отношение к Стародуму
- Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто.
- Это ты! Ты, батюшка! Гость наш бесценный!
- Ах, мой батюшка! Всё готово. Сама для тебя комнату убирала.
Отрицательные герои
- Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
- Какие черты в каждом из них высмеивает автор?
- Каково назначение отрицательных героев?
Отрицательные герои
- Госпожа Простакова, владелица имения.
- Простаков, женин муж.
- Митрофан, матушкин сынок.
- Скотинин, сестрин брат.
- Вральман, учитель французского языка.
Отрицательные герои
- Действие 3 . Явление VII.
- Действие 4. явление VII.
- Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?
- Каково значение отрицательных персонажей?
Нравы семьи Простаковых
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
- Каковы взаимоотношения между членами семьи?
- Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Домашнее задание
- Выписать в тетрадь ответ на вопрос: «Что является самым ценным в обществе и человеке, по мнению Стародума?»
- Действие 3 явление 1; действие 4 явление 2; действие 4 явление 6; действие 5 явление 1.
"Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства” ( Стародум)
Проблема воспитания истинного гражданина
в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Образ Митрофана
(значение имени)
- Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.
- Почему он стал таким?
- Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?
Взгляды Стародума
- Истинно любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Взгляды Стародума
- Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
- И добродетель также своих завистников имеет.
- Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.
- Без знатных дел знатное состояние ничто.
Взгляды Стародума
- Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
- Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.
- По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Взгляды Стародума
- В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина – презнатная особа; что добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может.
Как воспитать истинного гражданина?
- Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
- Без неё (души) просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
- Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Как воспитать истинного гражданина?
- Способы сделать людей добрыми в руках государя. Великий государь даёт милость и дружбу тому, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
- Воспитание должно быть залогом благосостояния государства.
Как воспитать истинного гражданина?
- Да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло.
- Я хотел бы, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день…
- что сделало его таким?
- спрогнозируйте его будущее;
- при каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?
- Митрофан – это невежа или невежда?
- Недоросль (прямое значение)
дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться.
- Недоросль (переносное значение)
балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.
Самостоятельная работа
- Охарактеризуйте пороки (недостатки), которые обличает в людях и в обществе автор пьесы. Через каких героев и какие ситуации он это делает?
2. Укажите фрагменты пьесы, вызывающие улыбку, смех.
Домашнее задание.
- Подготовиться к письменной работе по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».