СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе на тему «Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе на тему «Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе на тему «Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация)»»

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе на тему « Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) »

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе на тему « Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация) »

Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. фольклор творчество устное народное создано в результате труда из уст в уста автор - народ

Слово «фольклор» появилось в XIX веке,

пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

фольклор

творчество

устное

народное

создано в результате труда

из уст в уста

автор - народ

 Термин

Термин "фольклор" впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом  (William Thoms ) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

Фольклор  делится на две группы – обрядовый  и необрядовый. календарный (колядки, масленичные песни, веснянки ) семейный (семейные рассказы, колыбельные , свадебные песни, причитания) окказиональный (заговоры, заклички, считалки) Дальше

Фольклор  делится на две группы – обрядовый  и необрядовый.

календарный

(колядки, масленичные песни, веснянки )

семейный

(семейные рассказы, колыбельные ,

свадебные песни, причитания)

окказиональный

(заговоры, заклички, считалки)

Дальше

Устное Народное Творчество folk-lore (англ.) Народная мудрость один из видов литературы вид искусства

Устное

Народное

Творчество

folk-lore

(англ.)

Народная

мудрость

один

из видов

литературы

вид

искусства

Поговорка Мифы Скороговорка Пословица Сказки  Былина

Поговорка

Мифы

Скороговорка

Пословица

Сказки

Былина

Классификация фольклора представлена следующими группами жанров: календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;  свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);  причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);  хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);  частушки;  лирические песни;  эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);  сказки;  детский фольклор (игры, считалки, жеребь ё вки, дразнилки, приговорки, заклички);  материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

Классификация фольклора представлена

следующими группами жанров:

  • календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
  • свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
  • причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
  • хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
  • частушки;
  • лирические песни;
  • эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
  • сказки;
  • детский фольклор (игры, считалки, жеребь ё вки, дразнилки, приговорки, заклички);
  • материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).
Малые жанры фольклора –  небольшие по размеру фольклорные произведения.   Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения.

Колыбельная песня

Пестушка

Потешка

Прибаутка

Закличка

Приговорка

Считалка

Скороговорка

Загадка

Каковы отличительные признаки произведений Фольклора? Композиция? Зачин Развитие сюжета Кульминация концовка  Герои? Боги животные Хлебопашцы  -оратаи Сказочные герои Язык? Напевность Речитатив Ритм Изменение  интонации Особый язык

Каковы отличительные

признаки

произведений

Фольклора?

Композиция?

  • Зачин
  • Развитие сюжета
  • Кульминация
  • концовка

Герои?

  • Боги
  • животные
  • Хлебопашцы

-оратаи

  • Сказочные

герои

Язык?

  • Напевность
  • Речитатив
  • Ритм
  • Изменение

интонации

Особый язык

Детский фольклор  Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество.

Детский фольклор

Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество.

В.И.Даль

В.И.Даль

М.Н.Мельников  П.А.Бессонов К.Д.Ушинский  А.Н.Афанасьев

М.Н.Мельников

П.А.Бессонов

К.Д.Ушинский

А.Н.Афанасьев

Виды детского фольклора «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки Календарный - заклички и приговорки Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребь ёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, перевёртыши. Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Виды детского

фольклора

«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки

Календарный - заклички и приговорки

Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребь ёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, перевёртыши.

Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Поэзия пестования (материнская поэзия) «Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними. Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить реб ё нка. Баюшки-баю! Сохрани тебя И помилуй тебя Ангел твой – Сохранитель твой. От всякого глазу, От всякого плачу, От всех скорбей, От всех напастей.

Поэзия пестования

(материнская поэзия)

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить реб ё нка.

Баюшки-баю!

Сохрани тебя

И помилуй тебя

Ангел твой –

Сохранитель твой.

От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей.

 Пестушки - («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок, А в голову - разумок.

Пестушки - («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Тра-та-та, тра-та-та, Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра-ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла, дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах. Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила, Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Календарный детский фольклор. К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как заклички и приговорки  Заклички - («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев. Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка

Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как заклички и приговорки

Заклички - («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке. Божья коровка, улети на небко, Там твои детки кушают конфетки.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Зимние святки – с 25 декабря по 6 января

Зимние святки – с 25 декабря по 6 января

Масленица

Масленица

Игровой детский фольклор  Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. У медведя во бору грибы, ягоды беру, А медведь не спит и на нас глядит .

Игровой

детский фольклор

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит .

Жеребь ё вая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды Наливное яблочко или золотое блюдечко? Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подч ё ркнуто строгим соблюдением ритма. Таря-Маря в лес ходила, Шишки ела, нам велела, А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим. Дразнилка – рифмованное прибавление к имени. Архип – старый гриб .

Жеребь ё вая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подч ё ркнуто строгим соблюдением ритма.

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела,

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.

Архип – старый гриб .

Подд ё вка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Скажи двести. Двести. Голова в тесте! Небылицы-перевертыши, нелепицы - это разновидности прибауточного жанра. Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Выхватил телегу Он из-под кнута И давай дубасить Ею ворота. Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняет Мужика кнутом.

Подд ё вка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Двести.

Голова в тесте!

Небылицы-перевертыши, нелепицы - это разновидности прибауточного жанра.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Дидактический фольклор Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. От топота копыт пыль по полю летит. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно преполагается как вопрос для отгадывания. Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Дидактический фольклор

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно преполагается как вопрос для отгадывания.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

 Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую. Волков бояться – в лес не ходить. Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Цыплят по осени считают.

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Цыплят по осени считают.

Сказка как фольклорный жанр Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. волшебные о животных бытовые

Сказка

как фольклорный жанр

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

волшебные

о животных

бытовые

3. Сказочная проза – это сказка (четыре типа):    волшебная сказка,    сказка о животных,    бытовая сказка ,    кумулятивная  (сказка-цепочка, например
  • 3. Сказочная проза – это сказка (четыре типа): волшебная сказка,  сказка о животных,  бытовая сказка ,  кумулятивная (сказка-цепочка, например "Колобок")

Дальше

Несказочная проза Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т.д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка). Предание Легенда Быличка Мифологический рассказ Рассказ о сне

Несказочная проза

Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т.д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка).

  • Предание
  • Легенда
  • Быличка
  • Мифологический рассказ
  • Рассказ о сне
Музыкальный фольклор Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:  а) народная песня  б) народная хореография  в) народные игры  г) народные музыкальные инструменты

Музыкальный фольклор

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

а) народная песня

б) народная хореография

в) народные игры

г) народные музыкальные инструменты

Русская песня Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра.

Русская песня

Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра.

Народная хореография  Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.

Народная хореография

Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира.

Народные игры Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народные игры

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

У каждого народа свой уникальный пласт народной мудрости, но наверное, каждая нация воспринимает именно свой, уходящий корнями в историю фольклор.

У каждого народа свой уникальный пласт народной мудрости, но наверное, каждая нация воспринимает именно свой, уходящий корнями в историю фольклор.

Знать исто рию  и язык свое го народа

Знать исто рию

и язык свое го народа

Рыжий Егорка  Упал на озерко,  Сам не утонул  И воды не всколыхнул.  пословицы  поговорки Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку. Доброе начало — половина дела . дразнилки Жадина-говядина,  Кислая капуста,  Съел мышонка без хвоста  И сказал: «Как вкусно!». загадки скороговорки Добрая слава бежит, а худая – летит.
  • Рыжий Егорка Упал на озерко, Сам не утонул И воды не всколыхнул.

пословицы

поговорки

  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  • Доброе начало — половина дела .

дразнилки

  • Жадина-говядина, Кислая капуста, Съел мышонка без хвоста И сказал: «Как вкусно!».

загадки

скороговорки

  • Добрая слава бежит, а худая – летит.

Библиографический список использованной литературы

  • Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст]: учеб, пособие / М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. – 49 с.
  • Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни [Текст]: учеб, пособие / Ю.Г.Кругов. - М.: Высшая школа, 1982. - 270 с.
  • Малахова, Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. Л. Малахова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-253 с.
  • Мельникова, Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: учеб, пособие / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. - М.: Гном-Пресс, 2007. – 256 с.
  • Мерзлякова С.И., Комалькова, Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Гусли звончатые [Текст] / Сост. С.И.Мерзлякова, Е.Ю Комалькова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 56 с.
  • Мехнецов, А.М. Традиции народной культуры: итоги и перспективы комплексного изучения [Текст]: учеб, пособие / А.М. Мехнецов. - М.: Просвещение, 2001. - 113 с.
  • Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализ. представления в автор. записи, нотной расшифровке и редакции [Текст] / Сост. Г.М. Науменко. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 222 с.
  • Пропп, В.Я. Специфика фольклора [Текст]: учеб, пособие / В.Я.Пропп.-М.: Просвещение, 1976. – 176 с.

 

Ссылки http://i039.radikal.ru/0712/73/fb5599be489c.png http://semidnevka.ru/uploads/events/1318832661_2.jpg http://beautiful-all.narod.ru/Skazki/sk10/06.JPG http://literra.websib.ru/img/news/439.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Firebird.jpg http://read.ru/covers_rr/big/48/38/273848.jpg  http://skazles.ru/skazki/img/0006.jpg  http://www.music-for-you.ru/pictures/4615254643963_2.jpg  http://my-shop.ru/_files/product/2/54/531088.jpg  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=464834656-57-72  http://www.irma-decor.com/netcat_files/104/28/h_72241cefa7a0cee6792448579a864082  http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=147258058-58-72  http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=6836444-44-72  http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=110859139-08-72  http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=534344640-24-72  http://img.detstvo.ru/baraholka/original/2010/10/18/274890fa314340965f0d3b0738f324cf.jpg  http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=204814668-10-72  http://www.dymkatoy.ru/img/photog2/thumbbelyh_e_g800x600x1x16777215_belyh%20(3).jpg  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=275351048-70-72  http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=103197808-62-72  http://www.findfoto.ru/foto/medium/15/14345.jpg  Выполнила: студентка 2 курса Группа КП_2017/2018_С25 Специальность «Коррекционная педагогика  в начальном образовании» Светикова Ольга Алексеевна

Ссылки

  • http://i039.radikal.ru/0712/73/fb5599be489c.png
  • http://semidnevka.ru/uploads/events/1318832661_2.jpg
  • http://beautiful-all.narod.ru/Skazki/sk10/06.JPG
  • http://literra.websib.ru/img/news/439.jpg
  • http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Firebird.jpg
  • http://read.ru/covers_rr/big/48/38/273848.jpg

http://skazles.ru/skazki/img/0006.jpg

http://www.music-for-you.ru/pictures/4615254643963_2.jpg

http://my-shop.ru/_files/product/2/54/531088.jpg

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=464834656-57-72

http://www.irma-decor.com/netcat_files/104/28/h_72241cefa7a0cee6792448579a864082

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=147258058-58-72

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=6836444-44-72

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=110859139-08-72

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=534344640-24-72

http://img.detstvo.ru/baraholka/original/2010/10/18/274890fa314340965f0d3b0738f324cf.jpg

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=204814668-10-72

http://www.dymkatoy.ru/img/photog2/thumbbelyh_e_g800x600x1x16777215_belyh%20(3).jpg

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=275351048-70-72

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=103197808-62-72

http://www.findfoto.ru/foto/medium/15/14345.jpg

  • Выполнила: студентка 2 курса Группа КП_2017/2018_С25
  • Специальность «Коррекционная педагогика
  • в начальном образовании»
  • Светикова Ольга Алексеевна