СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию к уроку по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". В презентации имеется тест по содержанию поэмы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"»

Пушкин  Александр Сергеевич «Руслан и людмила» 5класс   Гуркина Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ» пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

Пушкин

Александр Сергеевич

«Руслан и людмила» 5класс

Гуркина Наталья Юрьевна

учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ»

пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

Пролог к поэме  «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.

Пролог к поэме

«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.

Пролог к поэме Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни: «Что за чудо, говорит мачеха, вот это чудо: у моря - лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…» Арина Родионовна Яковлева , няня А.С.Пушкина

Пролог к поэме

Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни:

«Что за чудо, говорит мачеха, вот это чудо: у моря - лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…»

Арина Родионовна Яковлева ,

няня А.С.Пушкина

История создания поэмы  «Руслан и Людмила» Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».  Императорский Царскосельский Лицей

История создания поэмы «Руслан и Людмила»

Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».

Императорский Царскосельский Лицей

 Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех.  Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех.

Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

 Жанровое своеобразие поэмы   Критики по-разному определяли жанр поэмы Пушкина.  Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.  «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Жанровое своеобразие поэмы

Критики по-разному определяли жанр поэмы Пушкина.

Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

«Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Поэма ( от греч. «творение») – это крупное стихотворное произведение, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико - драматическая.

Поэма ( от греч. «творение»)это крупное стихотворное произведение, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем

своих чувств.

Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико - драматическая.

Словарная работа по прологу Лукоморье Лук (оружие) и море. Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными. Ученый – выученный, наученный чему-нибудь. Неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный. Видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении. Витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси . Чредой – по очереди.  Пленяет –  берет в плен; Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

Словарная работа по прологу

Лукоморье

Лук (оружие) и море.

Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейственными.

Ученый – выученный, наученный чему-нибудь.

Неведомыйнеобъяснимый, таинственный, неизвестный.

Видениеэто призрак, что-нибудь, возникшее в воображении.

Витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси .

Чредойпо очереди.

Пленяет – берет в плен;

Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

  Иллюстрации к поэме

Иллюстрации к поэме

Соперники руслана Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправились на поиски. Каждому хотелось владеть Людмилой, поэтому они стали воевать между собой. Один из его соперников - Рогдай - хотел его убить. Но Руслану удалось одолеть Рогдая. Второй соперник - Фарлаф - предательски убил Руслана, но того оживили. Что касается третьего соперника - Ратмира, - то он нашел другую девушку, позабыл о Людмиле.

Соперники руслана

  • Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправились на поиски. Каждому хотелось владеть Людмилой, поэтому они стали воевать между собой. Один из его соперников - Рогдай - хотел его убить. Но Руслану удалось одолеть Рогдая.
  • Второй соперник - Фарлаф - предательски убил Руслана, но того оживили.
  • Что касается третьего соперника - Ратмира, - то он нашел другую девушку, позабыл о Людмиле.

Добро и зло в поэме

  •    Черномор - фантастический карлик с очень длинной бородой, в которой содержится вся его волшебная сила. Он злой колдун, молится демону и изучает черную магию. Он похитил красавицу Людмилу и долгое время держал ее в плену у себя во дворце. У него душа темная, наполненная завистью и злостью, каменная. 
  • Руслан же - молодой богатырь, спаситель Людмилы, силен, смел и могуч, а также благороден и способен любить. Он верит в Бога, а не в силу свою могучую. В поэме  Руслан сделал много различных хороших дел. Он герой!
  • Колдунья Наина борется против храброго богатыря Руслана. Колдунья помогает богатырю Фарлафу завладеть красавицей Людмилой - женой Руслана. Старуха всячески содействует Фарлафу, но ее усилия в конце концов оказываются напрасны и Руслан выходит победителем в этой битве со злом.
  • Также злая Наина помогает мстительному богатырю Рогдаю избавиться от Руслана (и Наина, и Рогдай жаждут этого). Так, Наина советует Рогдают ехать на север, где тот может отыскать Руслана. Следуя совету ведьмы, Рогдай находит Руслана и сражается с ним, но в конце концов сам погибает .
М. Горький:

М. Горький: " Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к "Руслану" напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой.  Там, на неведомых дорожках,   Следы невиданных зверей,  - мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!"

Тест по литературе А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». 5 класс   3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в поэме? а) троекратный повтор б) сказочный зачин в) волшебные предметы  г)герои-животные д) победа добра над злом е) использование бытописания 4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»? а) волшебный клубок  б) ковер-самолет в) шапка-невидимка г) меч-кладенец д) живая вода е) молодильные яблоки 1. Каков жанр произведения? а) сказка  в) поэма б) повесть  г) баллада 2. От чьего имени ведется повествование в поэме? а) князя Владимира    в) Руслана б) древнего певца Баяна  г) автора

Тест по литературе А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». 5 класс

3. Какие традиционные

элементы сказок встречаются в поэме?

а) троекратный повтор

б) сказочный зачин

в) волшебные предметы

г)герои-животные

д) победа добра над злом

е) использование бытописания

4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?

а) волшебный клубок

б) ковер-самолет

в) шапка-невидимка

г) меч-кладенец

д) живая вода

е) молодильные яблоки

1. Каков жанр произведения?

а) сказка в) поэма

б) повесть г) баллада

2. От чьего имени ведется повествование в поэме?

а) князя Владимира

в) Руслана

б) древнего певца Баяна

г) автора

5. О каком о русском городе говорится в произведении? 8. Каковы основные черты характера Руслана. а) Москве  в) Владимире б) Новгороде г) Киеве а) сила, отвага б) справедливость, доброта в) вспыльчивость, несдержанность 6. С помощью каких приемов автор показывает свое отношение к героям и событиям? а)прямой характеристики героя в)композиции г) преданность, верность д) мужество, патриотизм б)авторских отступлений  г)эпилога 7. Определите, какие из эпитетов являются авторскими в поэме? а) верный меч  е) бранная слава б) конь ретивый  ж) ясные очи в) молодая кровь  з) синие туманы г) тоскующая душа и) вещий Баян д) темная ночь

5. О каком о русском городе говорится в произведении?

8. Каковы основные черты характера Руслана.

а) Москве в) Владимире

б) Новгороде г) Киеве

а) сила, отвага

б) справедливость, доброта

в) вспыльчивость, несдержанность

6. С помощью каких приемов автор показывает свое отношение к героям и событиям?

а)прямой характеристики героя в)композиции

г) преданность, верность

д) мужество, патриотизм

б)авторских отступлений

г)эпилога

7. Определите, какие из эпитетов являются авторскими в поэме?

а) верный меч е) бранная слава

б) конь ретивый ж) ясные очи

в) молодая кровь з) синие туманы

г) тоскующая душа и) вещий Баян

д) темная ночь

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Ключ 1-В 6-Б 2-Г 7-А,В,Е 3-А,Б,Д 8-А,Г 4-В 5-Г

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Ключ

1-В

6-Б

2-Г

7-А,В,Е

3-А,Б,Д

8-А,Г

4-В

5-Г

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Использованная литература А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.  Интернет ресурсы: https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online/ruslan-i-lyudmila-poema.htm  (художник Н. Кочергин) https://www.labirint.ru/screenshot/goods/256540/1/l https://www.pinterest.ru/pin/802766702305815236/ https://ollforkids.ru/skazkart/5072-pushkin-a-s-ruslan-i-lyudmila-risunki-l-vladimirskogo-1989-g.html  (художник Л. Владимирский) https:// illustrators.ru/users/nenov-vladimir  (художник Владимир Ненов) https:// sergej-manit.livejournal.com/300412.html  (художник Г.Новожилов )

Использованная литература

  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  • Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 

Интернет ресурсы:

  • https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online/ruslan-i-lyudmila-poema.htm (художник Н. Кочергин)
  • https://www.labirint.ru/screenshot/goods/256540/1/l
  • https://www.pinterest.ru/pin/802766702305815236/
  • https://ollforkids.ru/skazkart/5072-pushkin-a-s-ruslan-i-lyudmila-risunki-l-vladimirskogo-1989-g.html (художник Л. Владимирский)
  • https:// illustrators.ru/users/nenov-vladimir (художник Владимир Ненов)
  • https:// sergej-manit.livejournal.com/300412.html (художник Г.Новожилов )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!